Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2012 года

 

 

Приморский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Кировского муниципального района об оспаривании в части Закона Приморского края от 23 декабря 2005 N 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенции из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края"

 

установил:

 

21 декабря 2005 г. Законодательным Собранием Приморского края принят и Губернатором края подписан Закон Приморского края от 23 декабря 2005 N 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенции из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края".

Закон официально опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", 26.12.2005 N 11, 24.12.2005 N 198 (3443) "Утро России".

Законом Приморского края от 23 декабря 2005 г. N 320-КЗ (в ред. Законом Приморского края от 28.06.2007 N 92-КЗ, от 20.02.2008 N 208-КЗ, от 06.02.2009 N 376-КЗ) "О нормативах расходов и методике распределения субвенции из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края" определяется порядок предоставления и методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на один класс в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Приморского края.

Частью 1 статьи 5 настоящего Закона определена методика распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ бюджету муниципального образования, размер которой рассчитывается по формуле

 

Ci = (Аr x Kri + Ac x Kci), где

 

Ci - объем субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях i-того муниципального образования;

Аr - норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на один класс в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городском населенном пункте, в среднем по краю (тыс. рублей в год);

Аc - норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на один класс в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сельском населенном пункте, в среднем по краю (тыс. рублей в год);

Kri - прогнозируемое на соответствующий финансовый год среднегодовое количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городских населенных пунктах, финансируемых из бюджета i-того муниципального образования, исходя из наполняемости в классе 25 человек;

Kci - прогнозируемое на соответствующий финансовый год среднегодовое количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской населенных пунктах, финансируемых из бюджета i-того муниципального образования, исходя из наполняемости в классе 14 человек.

Администрация Кировского муниципального района обратилась в суд с заявлением (измененном в порядке ст. 39 ГПК РФ) о признании недействующей части 1 статьи 5 Закона Приморского края от 23 декабря 2005 г. N 320-KЗ, ссылаясь на то, что утвержденная данным Законом методика распределения субвенции, не обеспечивает надлежащего объема финансирования, так как не учитывает включение затрат для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений, не зависящих от количества обучающихся, как того требует статья 41 Закона РФ от 10 июля 1992 "Об образовании", что нарушает права муниципального образования, поскольку влечет необходимость предусмотреть в бюджете дополнительные расходы на финансирование реализации основных общеобразовательных программ.

Законодательное собрание Приморского края, Администрация Приморского края с заявлением не согласились.

Выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению в части, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные нормы права содержатся и в подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При этом согласно п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об образовании" финансирование образовательных учреждений, находящихся в введении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Аналогичное требование к финансированию малокомплектных сельских образовательных учреждений предусмотрено и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 78), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, которым также предусмотрено, что количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности определяется, исходя из потребности населения (п. 27).

Таким образом, из приведенных норм федерального законодательства в их системной взаимосвязи с положениями статей 1, 2, 7, 18, 71 (пункт "е") и 72 (пункты "е", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации прямо следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений.

Оспариваемое положение предусматривает методику расчета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ бюджету муниципального образования в расчете на один класс в муниципальных образовательных учреждениях. В формулу размера субвенции включены составляющие, которые определяются, исходя из наполняемости в классе для муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городских населенных пунктах - 25 человек, для муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности - 14 человек, т.е. от количества обучающихся.

Из сопоставления постановления Администрации Приморского края от 09.04.2010 N 129-па, соглашения между департаментом образования и науки Приморского края и администрацией Кировского муниципального района от 19.01.2012, акта проверки расчета нормативов субвенций, предоставленных Кировскому муниципальному району на реализацию основных общеобразовательных программ в 2011 - 2012 годах, а также проведение анализа расходования субвенций в малокомплектных образовательных учреждениях Кировского муниципального района от 27.02.2012, письма департамента образования и науки Приморского края от 14.03.2012 N 20-06-16/1539 и приложения к нему усматривается, что в Кировском муниципальном районе функционируют малокомплектные образовательные учреждения, расчет размера субвенций для указанных общеобразовательных учреждений производится в общем порядке, т.е. без учета затрат, исходя из количества обучающихся, установленные в методике расчета субвенций нормативы расходов не обеспечивают надлежащего объема финансирования реализации основных общеобразовательных программ.

Определив в части 1 статье 5 Закона Приморского края от 23 декабря 2005 N 320-КЗ методику распределения субвенций бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, региональный законодатель не установил методику распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений, как того требует статья 41 Закона РФ "Об образовании".

Таким образом, названные положения Закона, как не определяющие методику распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений противоречат положениям п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об образовании", нарушают права муниципального образования, так как данное обязательство к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов не относится (подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании").

С учетом изложенного оспариваемая норма в той части, в которой она не предусматривает, при определении размера субвенции на реализацию общеобразовательных программ бюджету муниципального образования, учитывать для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности, исходя из затрат, не зависящий от количества обучающихся, подлежит признанию недействующей.

Руководствуясь ст. ст. 14 - 199, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

признать недействующей со дня вступления настоящего решения в законную силу часть 1 статьи 5 Закона Приморского края от 23 декабря 2005 г. N 320-КЗ (в ред. Законом Приморского края от 28.06.2007 N 92-КЗ, от 20.02.2008 N 208-КЗ, от 06.02.2009 N 376-КЗ) "О нормативах расходов и методике распределения субвенции из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края" в той части, в которой она не предусматривает, при определении размера субвенции на реализацию общеобразовательных программ бюджету муниципального образования, учитывать для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности, исходя из затрат, не зависящий от количества обучающихся.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024