Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2012 г. по делу N 33-999/2012

 

Судья Торопова С.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Желонкиной Г.А., Бартенева Ю.И.,

при секретаре Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 19 декабря 2011 года, по исковому заявлению военного прокурора Костромского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к С. о взыскании средств, затраченных на военную подготовку в военно-учебном заведении, которым постановлено:

"взыскать с С. в доход федерального бюджета затраченные на военную и специальную подготовку денежные средства в размере 107978,75, госпошлину в доход местного бюджета 3399,58 руб.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения С. поддержавшего жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

 

установила:

 

военный прокурор Костромского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к С. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку. В обоснование требований указал, что С. приказом начальника Саратовского военного института биологической и химической безопасности N <...> от 30.07.2007 года был зачислен для обучения на первый курс по специальности "эксплуатация технологического оборудования по уничтожению химического оружия и токсичных веществ", с назначением на должность "курсант" и присвоением воинского звания "рядовой".

26.01.2009 года С. с Министерством обороны РФ в лице начальника Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко на время обучения и на 5 лет после его окончания был заключен контракт.

Приказом начальника Военной академии N <...> от 24.05.2010 года С. отчислен из учебного заведения в связи с невыполнением условий контракта (по нежеланию учиться).

Ссылаясь на положения п. 7 ст. 35 Федерального закона N 53-ФЗ от 23.08.1998 года "О воинской обязанности и военной службе", военный прокурор Костромского гарнизона полагал, что С., как отчисленный из образовательного учреждения в связи с невыполнением условий контракта, обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную военную подготовку в сумме 107978,75 рублей. Прокурор просил взыскать указанную сумму с ответчика.

В качестве третьего лица в деле участвует Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе С. ставит вопрос об отмене решения суда с вынесением решения об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает что контракт о прохождении военной службы он не заключал, о наличии в контракте условия по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, а также размере суммы, подлежащей взысканию с него в случае отчисления из образовательного учреждения не знал, индивидуальная карта на него, как курсанта, не заводилась, не понятен порядок исчисления размера возмещаемых средств.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон N 53-ФЗ) граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

В соответствии с п. п. "ж" п. 1 и п. п. "в" п. 2 ст. 51 вышеуказанного Закона военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с приказом начальника Саратовского военного института биологической и химической безопасности N <...> от 30.07.2007 года С. был зачислен для обучения на первый курс по специальности "эксплуатация технологического оборудования по уничтожению химического оружия и токсичных веществ", с назначением на должность "курсант" и присвоением воинского звания "рядовой".

Согласно приказу начальника Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко N <...> от 27.08.2009 г., в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 г. N 1951-р, директивой Министра обороны Российской Федерации от 24.03.2009 г. N Д-31, планом основных мероприятий по переводу в 2009 г. курсантов Саратовского военного института биологической и химической безопасности в Военную академию войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 25.03.2009 г., распоряжения начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия N ФУ/1/4199 от 12.08.2009 г. курсанты Саратовского военного института биологической и химической безопасности зачислены в списки личного состава Военной академии и поставлены на все виды довольствия с 26.08.2009 г.

Таким образом, средства федерального бюджета поступали в Военную академию войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко и были затрачены на военную и специальную подготовку С. в период его обучения

Приказом начальника Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко N <...> от 24.05.2010 года С. отчислен из учебного заведения в связи с невыполнением условий контракта (по нежеланию учиться).

Поскольку С. был отчислен из военного образовательного учреждения профессионального образования из-за нежелания учиться, на нем в соответствии с п. 7 ст. 35 Закона N 53-ФЗ лежит обязанность по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.

Доводы жалобы С. на то, что контракт о прохождении военной службы он не заключал, об условии по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, размере суммы, подлежащей взысканию с него в случае отчисления из образовательного учреждения не знал, индивидуальная карта курсанта на него не заводилась, не понятен порядок исчисления размера возмещаемых средств, не могут быть приняты во внимание и не служат основанием для освобождения ответчика от обязанности возместить затраченные на его военную и специальную подготовку средства федерального бюджета, поскольку такая обязанность прямо предусмотрена п. 7 ст. 35 Закона N 53-ФЗ. Кроме того, Законом N 53-ФЗ или иными нормативными актами не предусмотрена возможность освобождения граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Закона N 53-ФЗ, от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку.

В материалах дела имеется индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заведении, в частности, на С., согласно которой фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств за год обучения составляет 39265 рублей. Ответчик до отчисления обучался 2 года 9 месяцев. При этом, С. проходил профессиональный отбор для обучения по военным образовательным программам высшего профессионального образования, не оспаривал зачисление в училище, проходил обучение на протяжении почти трех лет, получал в рамках контракта денежное пособие, при его отчислении с него было удержано единовременное пособие за заключение контракта в сумме 5102 руб. 95 коп., т.е. все его целенаправленные и последовательные действия свидетельствуют о заключении им контракта на прохождение военной службы.

Расчет взыскиваемых денежных сумм, представленный Прокурором, произведен в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 г. N 402 и ответчиком в суде первой инстанции не оспаривался.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных Прокурором требований о взыскании с С. средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении, в размере 107978,75 руб.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании ее автором норм действующего законодательства и не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, все они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела. Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Решение суда первой инстанции отвечает принципам законности и обоснованности.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Кировского районного суда г. Саратова от 19 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024