Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 марта 2012 г. по делу N 33-1558/2012

 

Судья: Бочарова Е.П.

 

"06" марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего: судьи Самарцевой В.В., судей: Бушминой А.Е. и Кручинина М.А., при секретаре судебного заседания А., при участии Ш.Р.И. и прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области С.С.Н., по докладу судьи Самарцевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Дзержинска В.В.И. на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 декабря 2011 года

по иску прокурора г. Дзержинска Нижегородской области В.В.И. к Администрации г. Дзержинска, МБ ДОУ <...> об устранении нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии,

 

установила:

 

Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в Дзержинский городской суд Нижегородской области с заявлением к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области и МБ ДОУ <...> об устранении нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <...> (далее МБДОУ <...>), расположенного по адресу: <...>.

МБДОУ <...> в соответствии с Уставом является самостоятельным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Согласно пункту 2.2. Устава, утвержденного постановлением Администрации г. Дзержинска от 21.10.2011 г. за N 3723, одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

В ходе проверки было установлено, что на территории данного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения при наличии четырех групп имеется три теневых навеса, один из которых требует ремонта - укрепления опорных балок, напольного покрытия, то есть он не соответствует санитарным требованиям и правилам техники безопасности.

В соответствии с п. 3.9. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. метров на 1 ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. метров. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли, или выполнить из других строительных материалов, безвредными для здоровья детей.

Согласно п. 3.20. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, въезды и выходы на территорию дошкольной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием. Проверкой установлено, что на территории МБДОУ <...> нарушено асфальтовое покрытие общей площадью <...>.

В нарушение ст. 24 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 9.5. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, на пищеблоке отсутствует резервный источник горячего водоснабжения. Кроме того, на пищеблоке отсутствует механическая вентиляция, а в буфетных всех четырех групп отсутствуют смесители.

На территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <...> имеется 3 теневых навеса, одна веранда в связи с ее аварийным состоянием была демонтирована лет 7 назад. То есть, отсутствует теневой навес для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет). Кроме того, требуется установка резервного источника горячего водоснабжения на пищеблоке (установка водонагревателя).

Таким образом, по мнению прокурора, руководством МБДОУ <...> не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада, вопреки требованиям ст. 28 ФЗ Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Прокурора г. Дзержинска, предъявляя заявление в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию г. Дзержинска и МБДОУ <...> принять надлежащие меры к строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы;, установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор г. Дзержинска участия не принимал.

Представитель ответчика заведующая МБДОУ <...> Ш.Р.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что действительно указанные в исковом заявления нарушения имеются, однако денежные средства на их устранение отсутствуют, хотя она неоднократно пыталась разрешить данную проблему. Также пояснила, что 6 месяцев недостаточно для устранения указанных нарушений. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика понятны и разъяснены.

Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска по доверенности С.М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указала что, требование прокурора г. Дзержинска о возложении обязанности по принятию надлежащих мер по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства на Администрацию г. Дзержинска не основано на нормах действующего законодательства.

В обоснование указала следующее.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" к основным обязанностям дошкольного образовательного учреждения отнесено, в том числе охрана жизни и укрепления здоровья детей.

Поскольку ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия по средствам профилактике заболевания а, также обязательного выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на юридических лиц, при осуществлении их основной деятельности, то выполнения мероприятий и принятие надлежащих мер по соблюдению санитарного законодательства является прямым обязательством дошкольного образовательного учреждения.

Кроме того, в соответствии с Уставом, <...> является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением и на основании ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

При этом, в соответствии с абзацем, введенным Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

На основании вышеуказанного в силу норм действующего законодательства Администрация г. Дзержинска не может быть привлечена к ответственности за неисполнения обязательств бюджетного учреждения.

Кроме того, представитель Администрации г. Дзержинска по доверенности С.М.А. указала, на то, что полномочий на предъявление искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у прокурора не имеется.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21.12.2011 года постановлено: исковые требования прокурора г. Дзержинска удовлетворить частично.

МБДОУ <...> обязано судом принять надлежащие меры к строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы;, установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, а также ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований, предъявляемых к Администрации г. Дзержинска суд первой инстанции отказал прокурору г. Дзержинска.

В кассационном представлении прокурор г. Дзержинска просит изменить решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21.12.2011 года. Обязать Администрацию г. Дзержинска профинансировать мероприятия по строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы, установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, а также ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор, участвующий в процессе, доводы представления прокурора г. Дзержинска поддержал.

Заведующая МБДОУ <...> Ш.Р.И. с доводами кассационного представления согласилась.

Представитель Администрации г. Дзержинска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом второй инстанции был извещен 10 февраля 2012 года, что подтверждается материалами дела (л.д. 89). Ходатайств об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам в суд второй инстанции не поступило. В материалах дела позиция представителя Администрации города Дзержинска подтверждена письменными возражениями на представление прокурора (л.д. 84).

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Администрации г. Дзержинска, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <...> (далее МБДОУ <...>), расположенного по адресу: <...>. МБДОУ <...> в соответствии с Уставом является самостоятельным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Согласно пункту 2.2. Устава, утвержденного в новой редакции постановлением Администрации г. Дзержинска от 21.10.2011 за N 3723, одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Указанные нарушения отражены в справке о результатах проверки в МБДОУ <...>.

На основании результатов проверки, прокурором г. Дзержинска сделан вывод о нарушении МБДОУ <...> санитарно-эпидемиологического федерального законодательства.

Эти доводы прокурора г. Дзержинска подтверждены материалами настоящего гражданского дела.

В соответствии с п. 6.2. ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", пунктом 5 которого установлено, что основными задачами дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнения санитарно-противоэпидемиологических-профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности.

Исходя из положений ст. 29 вышеуказанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

МБДОУ <...> в соответствии с Уставом является самостоятельным учреждением, обеспечивающим воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Согласно пункту 2.2. Устава, утвержденного постановлением Администрации г. Дзержинска от 21.10.2011 за N 3723, одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

В ходе проверки было установлено, что на территории данного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения при наличии четырех групп имеется три теневых навеса, один из которых требует ремонта - укрепления опорных балок, напольного покрытия, то есть он не соответствует санитарным требованиям и правилам техники безопасности.

В соответствии с п. 3.9. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. метров на 1 ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. метров. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли, или выполнить из других строительных материалов, безвредными для здоровья детей.

Согласно п. 3.20. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, въезды и выходы на территорию дошкольной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием. Проверкой установлено, что на территории МБДОУ <...> нарушено асфальтовое покрытие общей площадью <...>.

В нарушение ст. 24 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 9.5. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, на пищеблоке отсутствует резервный источник горячего водоснабжения. Кроме того, на пищеблоке отсутствует механическая вентиляция, а в буфетных всех четырех групп отсутствуют смесители.

Как следует из объяснения заведующей Ш.Р.И., на территории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <...>" имеется 3 теневых навеса, одна веранда в связи с ее аварийным состоянием была демонтирована лет 7 назад. То есть, отсутствует теневой навес для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет). Кроме того, требуется установка резервного источника горячего водоснабжения на пищеблоке (установка водонагревателя).

При таких обстоятельствах возложение обязанности по МБДОУ <...> принять надлежащие меры к строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы;, установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, а также ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является правильным и обоснованным.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора г. Дзержинска к Администрации г. Дзержинска, касающейся выполнения мероприятий по строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы;, установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке а также ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> по следующим мотивам.

Согласно Уставу МБДОУ <...> его учредителем и собственником является муниципальное образование городской округ город Дзержинск, функции и полномочия учредителя осуществляются Администрацией г. Дзержинска, функции и полномочия собственника - КУМИ Администрации г. Дзержинска, Учреждение в своей деятельности подведомственно ответственному структурному подразделению Администрации г. Дзержинска - Управлению детских дошкольных учреждений.

Именно это подразделение Администрации объявляет конкурс на выполнение муниципального заказа и определяет его условия и начальную цену.

В соответствии с Уставом источником формирования его имущества и финансовых ресурсов является, в частности, субсидии на выполнение муниципального заказа из городского бюджета, средства, выделяемые целевым назначением из городского бюджета в соответствии с целевыми программами.

В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

Согласно п.п. 1, 4 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов,

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, следует что содержание, включая ремонт и установку нового оборудования, является расходной статьей бюджета муниципального образования, исполнение которого возложено на Администрацию города Дзержинска.

Поэтому отказ в удовлетворении заявления прокурора в части возложения обязанностей на Администрацию города Дзержинска как на исполнителя бюджета является необоснованным.

В соответствии с положениями ст. 361 ГПК РФ, суд второй инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если обстоятельства, имеющие значения для дела, могут быть установлены на основании имеющихся материалов дела.

Поскольку судебная коллегия установила, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства настоящего дела относительно финансирования мероприятий по устранению нарушений благоприятного и безопасного пребывания детей в МБДОУ <...>, а это в свою очередь повлияло на правильность постановленного решения, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части и в отмененной части вынести новой решение, тем самым, удовлетворив заявление прокурора г. Дзержинска полностью.

Оснований для возвращения дела в суд первой инстанции для выяснения дополнительных обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

В материалах дела имеются доказательства, на основании которых судебная коллегия имеет возможность сделать самостоятельные выводы относительно обстоятельств дела. Поэтому судебная коллегия считает возможным вынести новое решение по делу в отмененной части решения суда первой инстанции самостоятельно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 364 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

определила:

 

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 декабря 2011 года в части отказа прокурору г. Дзержинска в возложении обязанностей на Администрацию города Дзержинска по осуществлению надлежащих мер к строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы; установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, а также ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - отменить и вынести в этой части новое решение, которым заявление прокурора г. Дзержинска в этой части удовлетворить, возложив на Администрацию города Дзержинска обязанности по осуществлению надлежащих мер к строительству одного теневого навеса для детей группы среднего возраста (от 4 до 5 лет), ремонту и оборудованию теневого навеса для детей подготовительной группы;, установке смесителей в буфетных четырех групп, установке резервного источника горячего водоснабжения и механической вентиляции на пищеблоке в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91, а также ремонту асфальтового покрытия территории МБДОУ <...> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.

В остальной части решение Дзержинского городского суда от 21 декабря 2011 года по настоящему делу оставить без изменения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024