КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. по делу N 33-900/2012
Судья Ганин В.А.
Судебная коллегия
по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего
Крамаренко О.А.,
судей: Ольховского
В.Н., Теплинской Т.В.
при секретаре Б.Ю.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Б.В. на
решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 14 декабря
2011 г., которым Б.В. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании
решения призывной комиссии МО "Пионерский городской округ" о призыве
на военную службу.
Заслушав
доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя Б.В. - М.,
поддержавшего кассационную жалобу, представителя призывной комиссии МО
"Пионерский городской округ" И., считавшего решение суда правильным и
возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная
коллегия
установила:
Б.В. обратился в
суд с вышеназванным заявлением, указав, что решением призывной комиссии МО
"Пионерский городской округ" от 10 ноября 2011 г. он призван на
военную службу. Однако в настоящее время он обучается по очной форме в
образовательном учреждении среднего профессионального образования -
Калининградском филиале автономной некоммерческой организации "", что
согласно п. п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" дает ему право на отсрочку от призыва на
военную службу. Отказывая в предоставлении такой отсрочки, призывная комиссия
сослалась на то, что Калининградский филиал АНО "" не имеет
государственной аккредитации.
Ссылаясь на
то, что в соответствии с законом Калининградский филиал АНО "" не
должен проходить государственную аккредитацию отдельно от АНО "", и
на то, что данная организация имеет государственную аккредитацию, Б.В. просил
суд признать решение призывной комиссии МО "Пионерский городской
округ" от 10 ноября 2011 г. о его призыве на военную службу незаконным.
Рассмотрев дело,
суд вынес изложенное выше решение.
В кассационной
жалобе Б.В. просит отменить решение, ссылаясь на те же
обстоятельства, которые были изложены им в заявлении, поданном в суд. Продолжает
настаивать на том, что из п. п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе" не вытекает обязательное
требование об аккредитации филиалов образовательных учреждений.
Проверив законность
и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в
кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению
без изменения.
В
соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от
призыва на военную службу имеют, в частности, граждане, обучающиеся по очной
форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по
программам начального профессионального или программам среднего
профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее
образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения
основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами
возраста 20 лет.
Пунктом 17 приказа
Минобразования РФ от 25 июля 2000 г. N 2311 "Об утверждении Типового
положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего
профессионального образования" предусмотрено, что филиал проходит
лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в порядке,
установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
Согласно пунктам 5
- 6 и 19 статьи 33.2 Закона РФ "Об образовании" положение о
государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций
утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственная
аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом - федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим
переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Орган
исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия
Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации
образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на
территориях других субъектов РФ, организует проведение государственной
аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении
государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или)
дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный
орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в
государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной
аккредитации образовательной программы.
При
проведении государственной аккредитации основных профессиональных
образовательных программ аккредитационный орган
принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в
государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений
подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной
аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом
уровня образования и присваиваемой квалификации (степени). Все основные профессиональные образовательные
программы, реализуемые в аккредитованном образовательном учреждении или научной
организации и (или) их аккредитованных филиалах в соответствии с лицензией и
относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и
специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации
(степени), являются аккредитованными.
При
рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ,
реализуемых в образовательном учреждении или научной организации и их филиалах,
аккредитационный орган принимает отдельное решение
относительно образовательного учреждения или научной организации и каждого их
филиала по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации,
и (или) укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой
относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные
образовательные программы (с учетом
уровня образования и присваиваемой квалификации (степени).
Как
установлено пунктами 24 и 25 Положения о государственной аккредитации
образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 184, в заявлении о проведении
государственной аккредитации указываются, в частности, полное наименование и
местонахождение филиала (филиалов) организации в соответствии с уставом
организации (при проведении государственной аккредитации в отношении филиала
(филиалов)). К заявлению о
проведении государственной аккредитации прилагаются копия положения о филиале
организации (в случае проведения государственной аккредитации в отношении
филиала).
По смыслу указанных
норм закона филиалы образовательных учреждений среднего профессионального
образования, к числу которых относится и Калининградский филиал АНО
"", где обучается Б.В., должны проходить государственную
аккредитацию.
В то же время
доказательств прохождения Калининградским филиалом АНО
"" государственной аккредитации суду не представлено.
При таких
обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Б.В. не относится к
категории граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 статьи 24
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе",
которым предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с
прохождением обучения по очной форме в имеющих государственную аккредитацию по
соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) образовательных учреждениях по
программам начального профессионального или программам среднего профессионального
образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не
получили среднее (полное) общее образование.
Кроме того,
согласно пояснениям представителя призывной комиссии МО "Пионерский
городской округ" в суде кассационной инстанции, Б.В. до настоящего времени
не призван на военную службу, оспариваемое решение о его призыве на военную
службу отменено призывной комиссией 30 декабря 2011 г. как не реализованное.
При таких
обстоятельствах, с учетом того, что осенняя призывная кампания 2011 г.
закончена, основания для призыва Б.В. на военную службу, законность которого им
оспаривалась, отпали, и оснований полагать, что в настоящее время оспариваемым
им решением нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению
его прав и свобод или на него возложена какая-либо обязанность, не имеется,
ранее принятое призывной комиссией решение
о призыве Б.В. на военную службу, как не действующее и не влекущее каких-либо
правовых последствий, объективно не может нарушать прав и охраняемых законом
интересов заявителя.
Поскольку Б.В. не
призван на военную службу, он не лишен возможности в период следующей призывной
кампании представить в призывную комиссию документы, подтверждающие наличие у
него права на отсрочку от призыва на военную службу, а в дальнейшем, в
зависимости от принятого решения, определять способ защиты своих прав.
При таких
обстоятельствах решение суда является законным. Оснований для его отмены не
установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
решение
Светлогорского городского суда Калининградской области от 14 декабря 2011 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.