Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 февраля 2012 г. N 33-127/2012

 

Судья: Свиридова С.А. Дело  N 2-5229/11

судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего Кошак А.А.

судей Бобылева С.В., Лобыкина С.Н.,

при секретаре Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда дело по апелляционной жалобе З.

на решение Магаданского городского суда от 26 декабря 2011 года,

которым постановлено:

З. в удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области о возложении обязанности включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии период обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования "Профессиональный (электротехнический) лицей N 7" г. Хабаровска с 1995 г. по 1999 г. отказать.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., объяснения З., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области Т., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

 

установила:

 

З. обратился в Магаданский городской суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области с требованиями о возложении обязанности включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии период обучения в Электротехническом лицее N 7 г. Хабаровска.

В обоснование заявленных требований указал, что 02 июня 2011 г. уволен с должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД по п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

Выслуга лет З. по состоянию на 02 июня 2011 г. в календарном исчислении составила 12 лет 4 месяца и 8 дней, в льготном исчислении - 20 лет 5 месяцев 7 дней. Между тем, ответчиком было отказано истцу зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период обучения в Электротехническом лицее N 7 г. Хабаровска с 1995 г. по 1999 г.

Просил возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области обязанность включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии период обучения с 1995 г. по 1999 г. в Электротехническом лицее N 7 г. Хабаровска.

Магаданский городской суд 26 декабря 2011 года постановил вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением суда, З. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Жалоба мотивирована тем, что в оспариваемом решении суд сослался на Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)", однако, в период обучения З. в Электротехническом лицее N 7 г. Хабаровска с 1995 г. по 1999 г., действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 г. N 1168 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)", пунктом 1 которого, было предусмотрено, что образовательным учреждением среднего профессионального образования в Российской Федерации являлось образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Абзацем 5 пункта 3 указанного Типового положения, регламентировалось, что образовательные программы среднего профессионального образования могли реализовываться в других типах образовательных учреждений профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В свою очередь, в справке КГОУ НПО "Профессиональный электротехнический лицей N 7" от 03.08.2011 г. исх. N 248 указано, что согласно лицензий на образовательную деятельность с 1995 г. по 2008 г. указанное учебное заведение имело право вести подготовку по двум ступеням обучения: 1 ступень - начальное профессиональное образование и 2 ступень - среднее специальное образование. Получение Зотовым Н.А. среднего специального образования подтверждается соответствующим дипломом.

По указанным доводам, находит необоснованным вывод суда о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 устанавливает требование именно к статусу учебного заведения, а не к уровню полученных в нем знаний.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах этих доводов, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Разрешая требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" для реализации права на назначение пенсии установлено требование к статусу учебного заведения, а не к уровню полученных в нем образовательных программ.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего правоотношения по пенсионному обеспечению лиц, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и добытыми по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Вышеприведенное законоположение в частности реализуется в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.

Главным условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет, является наличие соответствующей выслуги на военной службе (службе в органах внутренних дел).

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, названный Закон в статье 18 установил правило, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" офицерам (лицам начальствующего состава органов внутренних дел) может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной службы (службы в органах внутренних дел), по существу, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 названного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации исходя из представленных ему дискреционных полномочий (зависящих от собственного усмотрения), выражая свою правовую позицию по определению порядка исчисления выслуги лет, установило перечень образовательных учреждений, время обучения в которых до поступления на службу в органы внутренних дел засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанных лиц. В данный перечень образовательных учреждений входят гражданские высшие образовательные учреждения либо средние специальные образовательные учреждения. Учреждения начального профессионального образования в указанном перечне не поименованы.

Отсутствие в указанном перечне учреждений начального профессионального образования не противоречит требованиям статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которая не предусматривает включение времени обучения в таких учреждениях в выслугу лет для назначения пенсий. Нет и других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемой норме, обязывающих засчитывать время учебы в учреждениях начального профессионального образования в выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Как установлено судом, что также подтверждается материалами дела, Зотов Н.А. поступил в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный (электротехнический) лицей N 7" г. Хабаровска (далее - ГОУ НПО Профессиональный (электротехнический) лицей N 7"; Лицей).

В соответствии с пунктом 3.1 Устава ГОУ НПО Профессиональный (электротехнический) лицей N 7", учебное учреждение реализовывало программы начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования.

Подготовка квалифицированных рабочих в образовательном учреждении осуществлялась по следующим ступеням: 1 ступень - подготовка рабочих на базе начального профессионального образования и 2 ступень - подготовка рабочих повышенного уровня квалификации со средним профессиональным образованием (л.д. 67 - 82).

В период с 1995 года по 1999 год Лицею, уполномоченным государственным органом были выданы лицензии на право осуществления подготовки по вышеуказанным двум ступеням обучения (л.д. 13, 14, 65, 66).

Согласно архивной справке ГГБОУ НПО "Профессиональный электротехнический лицей N 7" от 10 декабря 2011 года N 507, З. 06 июля 1998 года окончил первую ступень обучения (с присвоением квалификации: "Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования 3 разряд". По окончанию обучения истцу выдан диплом серии N ... от

08 июня 1999 года истцом была окончена 2 ступень обучения () с присвоением квалификации: "Техник-электромеханик". По окончанию обучения истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании серии N ... от (л.д. 64, 21).

Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что Электротехнический лицей N 7 несмотря на наличие право на осуществление образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования, являлся государственным образовательным учреждением начального профессионального образования.

При таком положении время обучение в Лицее не может быть включено в выслугу лет для назначения пенсии.

Ссылки представителя истца в апелляционной жалобе на пункт 1 и абзац 5 пункта 3 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 г. N 1168, не могут быть приняты во внимание.

Учебные заведения при реализации образовательных программ руководствуются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов.

Как следует из пункта 1.2 Устава ГОУ НПО Профессиональный (электротехнический) лицей N 7" в своей деятельности руководствовался Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании" и Типовым положением об учреждении начального профессионального образования".

В соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 г. к учреждениям начального профессионального образования относились: профессиональные училища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебно-производственные центры, технические школы и другие образовательные учреждения данного уровня.

Профессиональные лицеи представляли собой центры непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществлявшими реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования являлся опорным центром развития начального профессионального образования.

Между тем, факт реализации Лицеем образовательных программ среднего профессионального образования на организационно-правовую форму его деятельности не влияет.

Кроме того, стоит отметить, что Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусматривал возможность получения среднего профессионального образования только в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования (часть 3 статьи 23 указанного Закона).

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда основанными на исследованных материалах, мотивированными и соответствующими действующему законодательству. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

 

определила:

 

решение Магаданского городского суда от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя З. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

А.А.КОШАК

 

Судьи

С.Н.ЛОБЫКИН

С.В.БОБЫЛЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024