Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 февраля 2012 г. по делу N 33-1186/2012

 

Судья Антропов Е.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего - Малышевой И.А.

судей - Кузнецовой Г.М., Федоренко И.В.

при секретаре - С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 08 декабря 2011 года, которым исковые требования Т.О. к Краснооктябрьскому Территориальному управлению Департамента по образованию администрации Волгограда, Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению возможности поступления в дошкольное образовательное учреждение удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кузнецовой Г.М., представителя администрации Волгограда по доверенности - П., поддержавшую доводы жалобы, Судебная коллегия

 

установила:

 

16 декабря 2009 года сын Т.О. - Т.М., ДД.ММГГГ года рождения, был поставлен на учет в Департамент по образованию на поступление в детский сад.

На неоднократные обращения в Краснооктябрьское территориальное управление комитета по образованию администрации г. Волгограда Т.О. отказывают в выдаче путевки на поступление в детский сад.

Поскольку до настоящего времени Т.М. не предоставлена возможность реализовать свое конституционное право на бесплатное дошкольное образование, Т.О. обратилась в суд с иском к Краснооктябрьскому Территориальному управлению Департамента по образованию администрации Волгограда, Администрации Волгограда и с учетом уточнений просила возложить обязанность на Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить Т.М., ДД.ММГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ, расположенном в Краснооктябрьском районе Волгограда из действующих под N, N, N в группе полного дня, в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 08 декабря 2011 года исковые требования Т.О. к Краснооктябрьскому Территориальному управлению Департамента по образованию администрации Волгограда, Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению возможности поступления в дошкольное образовательное учреждение - удовлетворены, на Краснооктябрьское Территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда возложена обязанность предоставить Т.М., ДД.ММГГГ года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении, расположенном в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного решения.

Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационная жалоба, не рассмотренная на день вступления в силу указанного закона, рассматривается Судебной коллегией по правилам, действовавшим на день ее подачи в суд.

Удовлетворяя требования Т.О., суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено уважительных причин, невозможности предоставить место в детском саду Т.М.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на материалах дела и требованиях закона.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ст. 16 Закона РФ "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В силу Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного приказом комитета по образованию администрации Волгограда от 18 марта 2011 года N, комплектование МОУ осуществляют комиссии по комплектованию МОУ территориальных управлений комитета по образованию администрации Волгограда (далее - территориальные комиссии), комиссия по комплектованию МОУ комитета по образованию администрации Волгограда (далее - городская комиссия) и руководители МОУ. Регистрация детей как будущих воспитанников МОУ осуществляется руководителями МОУ и территориальными управлениями посредством автоматизированной информационной системы АИС "Комплектование МОУ". Реестр будущих воспитанников формируется на бумажном и электронном носителях.

Комплектование МОУ осуществляется ежегодно территориальными комиссиями и городской комиссией на основе электронного реестра.

Предварительное комплектование (формирование предварительных списков, подтверждение потребности и наличия льгот) осуществляется в период с 15 марта по 15 апреля ежегодно.

Формирование списков предварительного комплектования групп общеразвивающей направленности осуществляется в соответствии с планом комплектования на основе электронного реестра по возрастным группам.

Формирование списков групп для детей раннего возраста осуществляется по дате регистрации и планируемой дате зачисления в МОУ преимущественно из списка будущих воспитанников данного МОУ.

Из материалов дела следует, что 02 февраля 2011 года Т.О. было выдано уведомление о том, что Т.М., ДД.ММГГГ года рождения записан в Книге учета будущих воспитанников МОУ детского сада N, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Краснооктябрьского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ. В 2012 году при проведении комплектования МОУ детского сада N Краснооктябрьского района г. Волгограда она будет извещена о наличии мест в ДОУ для зачисления ребенка.

На момент рассмотрения дела в суде прошло 2 года с момента постановки Т.М. на очередь на предоставление места в детском саду.

Ссылку ответчика на то обстоятельство, что согласно Положению о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, места в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности на основании учетных записей МОУ о регистрации детей как будущих воспитанников, в связи с чем, кандидатура Т.М. на зачисление в детский сад будет рассматриваться территориальной комиссией по комплектованию детских садов Краснооктябрьского района в установленном порядке, определенном Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Волгограда.

Учитывая изложенное, а также положения ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах отказ отдела образования в предоставлении места в детском саду Т.М. является незаконным и нарушает право ребенка на получение доступного дошкольного образования.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Довод кассационной жалобы о том, что в настоящее время группы детей данного возраста укомплектованы, и исполнение решения суда приведет к нарушению Типового положения N 666, не может быть принят во внимание.

Так, недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 08 декабря 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024