Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 февраля 2012 г. по делу N 33-633

 

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Л.В. Скурихиной

судей Ю.В.Моргунова, М.Е. Симаковой

с участием прокурора Н.А. Лазаревой

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N имени Пяти Героев Советского Союза о возложении обязанностей по обеспечению доступа лиц с ограниченными возможностями в учебное заведение путем установки пандуса,

по кассационному представлению прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09 ноября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., пояснения прокурора Н.А. Лазаревой, представителя Финансового департамента администрации г. Хабаровска ФИО6, судебная коллегия,

 

установила:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации города Хабаровска, муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N имени Пяти Героев Советского Союза (далее - МОУ СОШ N) о возложении обязанностей по обеспечению доступа лиц с ограниченными возможностями в учебное заведение путем установки пандуса.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска проверки установлено, что МОУ СОШ N не обеспечен доступ для лиц с ограниченными возможностями, в том числе, использующими кресла-коляски. Пандус на входе отсутствует. В результате нарушаются права инвалидов, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Определениями суда произведена замена Управления образования администрации города Хабаровска на Администрацию г. Хабаровска, привлечен в качестве ответчика Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.

Представители администрации г. Хабаровска, МОУ СОШ N против удовлетворения исковых требований возражали по тем основаниям, что ответчики обеспечили надлежащим образом доступ лиц, с ограниченными возможностями к школе. Установлены указатели о входе (въезде) инвалидов на территорию школы, вход в школу оборудован звонком на уровне доступа инвалида, закреплены ответственные лица, обеспечивающие доступ инвалидов в здание школы.

Представитель Финансового департамента администрации г. Хабаровска возражал против удовлетворения исковых требований, считая себя ненадлежащим ответчиком в спорных правоотношениях.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационном представлении прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что выводы суда о том, что ответчиками выполнены требования закона по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, являются не обоснованными. Установление кнопки вызова и определение работников, которые будут поднимать инвалида по лестнице, не является достаточным для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательное учреждение.

В суде кассационной инстанции прокурор представление поддержал по доводам в нем изложенным.

Представитель Финансового департамента администрации города Хабаровска просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, осудив доводы кассационного представления, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Судом установлено, что здание МОУ СОШ N, расположенное по адресу: является муниципальной собственностью, зарегистрировано на праве оперативного управления за МОУ СОШ N.

Вход в здание школы осуществляется по ступеням, приспособления для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, пришел к выводу, что требования закона о обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов в школу выполнены путем установки в школе кнопки вызова и определения работников, обеспечивающих доступ инвалидов в здание.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.

При отсутствии пандуса, доступ инвалидов- колясочников и других граждан, относящихся к категории маломобильных, в здание МОУ СОШ N будет затруднен, поскольку данные граждане будут вынуждены ожидать выхода вахтера, а поднятие инвалида вместе с коляской по лестнице может оказаться физически невозможным. Таким образом, данные меры не обеспечивают постоянный беспрепятственный доступ маломобильных граждан в здание школы.

С учетом изложенного постановленное судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признано законным, и как принятое в нарушение норм материального права, подлежит отмене.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии с полномочиями, определенными Положением о финансовом департаменте администрации г Хабаровска, утв. Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММГГГ N, финансовый департамент администрации г. Хабаровска не является надлежащим ответчиком в спорных правоотношениях.

В силу вышеуказанных норм обязанность по установлению пандуса в здании школы лежит на администрации г. Хабаровска, как органе местного самоуправления, и МОУ СОШ N, как бюджетном учреждении, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.

Поскольку обстоятельства дела установлены имеющимися в деле данными, но материальный закон судом истолкован и применен неправильно, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований к администрации г. Хабаровска, МОУ СОШ N.

С учетом необходимости производства работ при установке стабильных положительных температур, суд определяет срок исполнения обязательства до ДД.ММГГГ, который является достаточным для исполнения обязательства.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09 ноября 2011 года по иску прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N имени Пяти Героев Советского Союза, о возложении обязанностей по обеспечению доступа лиц с ограниченными возможностями в учебное заведение путем установки пандуса, отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования к администрации г. Хабаровска, муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N имени Пяти Героев Советского Союза удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Хабаровска, муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N имени Пяти Героев Советского Союза в виде не обеспечения надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы.

Обязать Администрацию г. Хабаровска, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N Пяти Героев Советского Союза в срок до ДД.ММГГГ установить пандус в здании школы, расположенном по адресу: Хабаровск

Кассационное представление прокурора удовлетворить.

 

Председательствующий

Л.В.СКУРИХИНА

 

Судьи

Ю.В.МОРГУНОВ

М.Е.СИМАКОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024