Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

СУД НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2012 г. по делу N 33-15/2012г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Лисицына А.А.,

судей Гомола С.Н., Неустроева А.В.,

при секретаре судебного заседания Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2011 года, которым постановлено

"Требования прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в части необеспечения 942 детей, состоящих в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".

Обязать Администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" увеличить число мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 942 места".

Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение помощника прокурора Ненецкого автономного округа Воронина Е.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

Первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее по тексту - МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") в части необеспечения 942 детей, состоящих в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и возложении обязанности по увеличению числа мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 942 места.

В обоснование требований указал, что на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" функционирует 11 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 1570 детей, по состоянию на 12.10.2011 г. На учете для устройства в дошкольные образовательные учреждения МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" по состоянию на 12 октября 2011 г. состоит 942 ребенка, из них 268 детей имеют право на льготное устройство.

Основной причиной образования очереди для устройства в дошкольные образовательные учреждения является отсутствие достаточного количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" не исполняется возложенная на нее законом обязанность по организации надлежащего предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, что нарушает права граждан в указанной сфере.

В судебном заседании помощник прокурора Ненецкого автономного округа Е.В.Воронин на заявленных требованиях настаивал по тем же доводам и основаниям.

Представитель администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" С. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что органом местного самоуправления в пределах возложенных на него полномочий ведется постоянная, планомерная работа по обеспечению доступности дошкольного образования и увеличению количества мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на территории г. Нарьян-Мара созданы и функционируют 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Постоянно изыскиваются помещения для увеличения групп в садиках, открыты группа кратковременного пребывания в МОУ ДОД "Дом детского творчества", консультационный центр для родителей, дети которых не посещают дошкольные учреждения, в целях получения методической помощи в воспитании ребенка, запланировано строительство еще 2-х современных зданий детских садов.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась представитель администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" С.

В кассационной жалобе просит решение суда в части признания незаконным бездействия администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" отменить.

Полагает, что бездействия со стороны администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" не имеется. Нехватка на территории муниципального образования мест в дошкольных образовательных учреждениях не является исчерпывающим свидетельством бездействия со стороны администрации.

Оценив исследованные судом первой инстанции доказательства по делу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" действуют 11 детских дошкольных учреждений, которые по состоянию на 12 октября 2011 г. посещают 1570 детей.

Общее число детей, состоящих в очереди на получение мест в детских дошкольных учреждениях, по состоянию на 12 октября 2011 г., составляет 942 человека, из них 268 детей имеют право на льготное устройство.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд, основываясь на вышеуказанных обстоятельствах, пришел к выводу о том, что администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" надлежащим образом не исполняется.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда в силу следующего.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 124-ФЗ от 4 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные образовательные учреждения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" и п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Согласно п. 13 ст. 16 Устава МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" к ведению органов местного самоуправления городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" установлено, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на администрацию МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", как орган местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".

Закрепляя право на образование и в качестве одного из элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Судом установлено, что на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" наполняемость групп дошкольных образовательных учреждений соответствует предельным нормативам, существует очередь на зачисление детей в дошкольные учреждения, не все нуждающиеся в дошкольном образовании дети обеспечены местами в данных учреждениях.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" не исполняется обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, в результате бездействия нарушаются права детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальных учреждениях.

Недостаточность у муниципального образования собственных средств на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа.

Доводы жалобы о том, что принимаются меры по созданию групп кратковременного пребывания детей, строительству новых садов, увеличению групп в существующих дошкольных образовательных учреждениях, не свидетельствуют о исполнении администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном образовании, поскольку, принятые ответчиком меры не обеспечили возможность получения общедоступного бесплатного дошкольного образования всеми нуждающимися детьми на территории городского округа.

Указанные доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию материального закона, носят ошибочный характер, поэтому не могут быть приняты во внимание при разрешении спора.

Вместе с тем, с учетом требований ч. 1 ст. 45, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", заявленных прокурором требований и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить и изложить резолютивную часть решения в новой редакции, поскольку прокурор, в рамках предоставленных ему законом полномочий, предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц, в целях предупреждения нарушения прав детей, как состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и лиц, которые будут поставлены на данный учет в будущем.

При этом суд, признавая заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение и определяет каким образом следует устранить допущенное нарушение (ст. 258 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2011 года в части возложения на Администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" обязанности по устранению допущенного нарушения изменить.

Резолютивную часть решения Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 15 декабря 2011 года изложить в следующей редакции:

"Требования прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования <...> в части необеспечения состоящих в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".

Обязать Администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" принять меры по организации предоставления дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" лицам, имеющим право на получение данного вида образования".

В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.

 

Председательствующий

А.А.ЛИСИЦЫН

 

Судьи

С.Н.ГОМОЛА

А.В.НЕУСТРОЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024