Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 января 2012 г. по делу N 33-166/2012

 

Судья: Нургалиева Н.Р.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Обносовой М.В.,

судей Коробченко Н.В., Стус С.Н.,

при секретаре П.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по кассационной жалобе М.А. на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2011 года по иску Военного прокурора Казанского гарнизона в интересах Российской Федерации, Казанского высшего военного командного училища (военный институт) имени маршала артиллерии М.Н. Чистякова к М.А. о взыскании затраченных на его военную службу и специальную подготовку денежных средств,

 

установила:

 

Военный прокурор Казанского гарнизона в интересах Российской Федерации, Казанского высшего военного командного училища (военный институт) имени маршала артиллерии М.Н. Чистякова обратился в суд с иском к М.А. о взыскании затраченных на его военную службу и специальную подготовку денежных средств, указав, что М.А. зачислен на 1 курс в вышеназванное военное учебное заведение. Назначен на воинскую должность "курсант" с присвоением воинского звания "рядовой" по военной специальности "применение подразделений артиллерий". М.А. 1 октября 2008 года заключил с Министерством обороны РФ, в лице начальника КВВКУ (ВИ) контракт о прохождении военной службы. 30 июня 2010 года представлен на ученый совет в связи с нежеланием продолжать дальнейшее обучение. Впоследствии был отчислен из числа курсантов. Просил взыскать с ответчика затраченные денежные средства на его обучение с 30 июля 2007 года по 2 июля 2010 года в размере рубля.

В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Масутов А.А. заявленный иск поддержал.

Представитель Казанского высшего военного командного училища (военный институт) имени маршала артиллерии М.Н. Чистякова в судебное заседание не явился.

М.А. и его представитель М.Г. исковые требования не признали.

Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2011 года исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе М.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что при досрочном расторжении контракта в связи с невыполнением им условий контракта период обучения в училище согласно пункту 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" должен быть зачтен в срок обязательной военной службы по призыву из расчета 2 дня военной службы по контракту за 1 день военной службы по призыву, и, следовательно расходы на военную и специальную подготовку в этот период согласно пункту "м" статьи 71 Конституции РФ должны быть отнесены за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства. Считает, что сумма задолженности должна рассчитываться с момента подписания контракта с 1 октября 2008 года.

Выслушав М.А. и его представителя М.Г., поддержавших доводы жалобы, учитывая вторичную неявку надлежаще извещенных представителей Военного прокурора Казанского гарнизона и Казанского высшего военного командного училища (военный институт) имени маршала артиллерии М.Н. Чистякова, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 402 от 25 июня 2007 года утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.

На основании пункта 2 - 7 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен.

Перечни конкретных видов сооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав вышеуказанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.

Период, на который определяются данные расходы, составляет один финансовый год.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом начальника училища N 9 от 30 июля 2007 года М.А. зачислен с 1 августа 2007 года на 1 курс в Казанское высшее артиллерийское командное училище (военный институт) и назначен на воинскую должность курсантом, присвоено воинское звание рядовой. Приказом начальника училища N от 2 июля 2010 года М.А. отчислен из числа курсантов в связи с нежеланием учиться, исключен из списков личного состава военного училища, всех видов обеспечения и направлен в военный комиссариат Красноярского района Астраханской области для постановки на воинский учет.

Удовлетворяя требования военного прокурора, суд первой инстанции обоснованно руководствовался п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и исходил из того, что ответчик был отчислен из числа курсантов в связи с нежеланием учиться. Суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения им обязанностей военной службы в период обучения.

Не влечет отмену решения суда довод кассационной жалобы о том, что первый год обучения ответчика должен засчитываться в срок срочной службы.

Норма права, на которую ссылается ответчик в кассационной жалобе, не подлежит в данном деле применению, поскольку ее действие распространяется только на граждан, которые на момент увольнения не выслужили срок военной службы по призыву и которые направляются для прохождения военной службы по призыву. В этом случае продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что необоснованно подсчитан размер взыскиваемых средств с 2007 года, поскольку контракт подписан ответчиком 1 октября 2008 года.

Указанный выше Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" вступил в силу с 1 июля 2007 года и распространяет свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, начиная с 2007 года. Из материалов дела видно, что М.А. зачислен на 1 курс в Казанское высшее артиллерийское командное училище 1 августа 2007 года, поэтому норма права, регулирующая порядок возмещения расходов на обеспечение исполнения им обязанностей военной службы в период обучения распространяется также на ответчика.

Порядок заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования предусмотрен статьей 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В силу пункта 2 статьи 35 указанного Федерального закона граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Исходя из содержания пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", отсутствие у гражданина, отчисленного из военного образовательного учреждения по одному из указанных в данной норме оснований, контракта на прохождение военной службы не освобождает его от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.

Согласно Федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352, система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.

Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение районного суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

 

определила:

 

решение Красноярского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.А. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024