Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2012 г. по делу N 44а-118/2012

 

Судья федерального суда Ефименко П.В.

Судья краевого суда Жихарев Ю.А.

 

Первый заместитель председателя Красноярского краевого суда Асташов С.В., рассмотрев ходатайство Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Л. об отмене вступивших в законную силу постановления судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 17 июня 2011 года и решения судьи Красноярского краевого суда от 01 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Централизованной религиозной организации Единого духовного управления мусульман Красноярского края,

 

установил:

 

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 17 июня 2011 года Централизованная религиозная организация Единого духовного управления мусульман Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 170000 рублей за то, что осуществляла образовательную деятельность в рамках воскресной школы "<данные изъяты>" при соборе мечети г. Красноярска и путем проведения курсов переподготовки имамов, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Решением судьи Красноярского краевого суда от 01 сентября 2011 года вышеуказанное постановление судьи федерального суда изменено: исключено указание о привлечении религиозной организации к ответственности за проведение курсов переподготовки имамов. В остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба законного представителя Ф. - без удовлетворения.

В ходатайстве, поданном в Красноярский краевой суд, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Л. просит отменить вынесенные в отношении Централизованной религиозной организации Единого духовного управления мусульман Красноярского края судебные решения по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения и указывает на то, что обучение религии и религиозное воспитание, согласно общепринятым международным нормам, а также национальному законодательству, является одним из видов религиозной деятельности, которая в силу Постановления Правительства РФ N 277 от 31.03.2009 г. "Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности" не подлежит лицензированию.

Проверив материалы дела, нахожу доводы ходатайства подлежащими удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Под образованием в соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

В соответствии со ст. 15 вышеназванного Закона освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В статье 19 данного Федерального закона указано, что религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Из материалов дела следует, что Централизованная религиозная организация Единого духовного управления мусульман Красноярского края по состоянию на 24 марта 2011 года проводит в воскресной школе <данные изъяты> занятия по 4-х годичной и 2-х годичной программам обучения с преподаванием предметов: "Мусульманское право", "История Ислама", "Исламское вероучение", "Исламское воспитание", "Хадисоведение", "Правила чтения Корана", "Корановедение". Окончание 4-х годичного курса обучения сопровождается сдачей экзаменов и выдачей диплома. По окончании 2-х годичного курса обучения осуществляется сдача экзаменов и выдается справка о посещаемости.

В ходе судебного разбирательства по делу об административном правонарушении, в жалобе на постановление судьи федерального суда, законными представителями Централизованной религиозной организации Единого духовного управления мусульман Красноярского края указывалось на то, что деятельность воскресной школы "<данные изъяты>" является исключительно формой обучения религии и религиозного воспитания своих последователей в традициях и морали исповедуемой конфессии. Централизованная религиозная организация Единого духовного управления мусульман Красноярского края осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, признаков образовательной деятельности не имеется.

На эти же обстоятельства указывается Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Л. в поступившем в краевой суд ходатайстве.

Признавая деятельность воскресной школы "<данные изъяты>" образовательной и подлежащей лицензированию, судьями не было учтено, что в деле отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что воскресная школа "<данные изъяты>" является учреждением профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждением) для подготовки служителей и религиозного персонала. Административным органом не добыто сведений о том, что выдаваемые по окончании школы диплом или справка о посещаемости предоставляли бы лицам их получившим дополнительные права, позволяли бы выпускникам воскресной школы занимать какие-либо должности, подтверждали бы достижение ими определенного образовательного ценза. Данных, свидетельствующих о том, что эти диплом или справка о посещаемости удостоверяли установленные государством образовательные уровни, также не представлено.

Следовательно, имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод, что проводимые в воскресной школы "Фатх" занятия подпадают под данное в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" понятие образовательной деятельности, право на ведение которой требует получения лицензии.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.

Учитывая изложенное, постановление судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 17 июня 2011 года и решение судьи Красноярского краевого суда от 01 сентября 2011 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные решения.

Руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,

 

постановил:

 

Постановление судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 17 июня 2011 года и решение судьи Красноярского краевого суда от 01 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Централизованной религиозной организации Единого духовного управления мусульман Красноярского края отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.

 

Первый заместитель председателя

Красноярского краевого суда

С.В.АСТАШОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024