Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2012 г. по делу N 33-505

 

Судья Бердникова С.И.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Кузиной Т.А. и Мироновой Н.В.

при секретаре Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.

дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Н. Новгорода по доверенности - А.,

с участием представителя А., прокурора Галдиной О.А.

на решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 29 ноября 2011 года

по делу по иску прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 148, Администрации г. Н. Новгорода об обязании установить ограждение,

 

установила:

 

Прокурор Ленинского района г. Н. Новгорода в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ СОШ N 148, Администрации г. Н. Новгорода об обязании установить ограждение территории школы N 148 забором.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Ленинского района г. Н. Новгорода была проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о безопасности, по результатам которой установлено, что территория МОУ СОШ N 148 не ограждена забором, что противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе ст. 2 ФЗ РФ "О безопасности", ст. ст. 32, 51 Закона РФ "Об образовании", СанПиН 2.4.2.2821-10. Кроме того, отсутствие ограждения территории образовательного учреждения способствует частому присутствию на территории посторонних лиц в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, что негативно влияет на обучающихся школы, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей.

Прокурор Ленинского района г. Н. Новгорода просил суд обязать МОУ СОШ N 148 установить ограждение территории МОУ СОШ N 148 забором. При недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения вышеперечисленных мероприятий, обязать собственников учреждения в лице администрации г. Н. Новгорода предоставить МОУ СОШ N 148 необходимые денежные средства.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района г. Н. Новгорода - Мельникова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель МОУ средняя общеобразовательная школа N 148 - Р. с иском не согласилась, сославшись на отсутствие денежных средств на установку необходимого школе ограждения.

Представитель Администрации г. Н. Новгорода по доверенности - А. с исковыми требованиями также не согласилась, пояснив, что в настоящее время проходит процедуру согласования программа "Безопасность муниципальных образовательных учреждений г. Н. Новгорода на 2012 - 2013 года", которая будет утверждена в ближайшее время. Представитель ответчика полагает, что прокурор своими требованиями о возложении указанной обязанности на администрацию г. Н. Новгорода подменяет органы местного самоуправления.

Решением Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 29 ноября 2011 года исковые требования Прокуратуры Ленинского района г. Н. Новгорода удовлетворены. Постановлено обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 148 установить ограждение территории МОУ СОШ N 148 забором. При недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения вышеперечисленных мероприятий, обязать собственников учреждения в лице администрации г. Н. Новгорода предоставить МОУ СОШ N 148 необходимые денежные средства.

В кассационной жалобе, поступившей в суд 14 декабря 2011 года, представитель Администрации г. Н. Новгорода по доверенности - А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указывается, что при рассмотрении дела судом нарушены нормы материального права, в том числе, не приняты во внимание Бюджетный Кодекс РФ и ФЗ РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Н. Новгорода была проведена проверка соблюдения МОУ СОШ N 148 требований законодательства об образовании, а также требований по обеспечению мер безопасности.

Согласно акту от 24 октября 2011 года (л.д. 4) в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", п. 3.1.13 Правил благоустройства г. Н. Новгорода, территория МОУ СОШ N 148 не ограждена забором.

Факт отсутствия ограждения образовательного учреждения забором подтвержден представленными в материалах дела фототаблицами (л.д. 5), и сторонами не оспаривается.

Довод кассационной жалобы о том, что прокуратура, предъявляя требования о возложении обязанности на администрацию г. Н. Новгорода предоставить необходимые денежные средства для восстановления ограждения МОУ СОШ N 148, подменяет наделенные соответствующими полномочиями органы местного самоуправления, подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании законодательства.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ РФ "О прокуратуре" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 77 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Статья 45 ГПК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, прокурор Ленинского района г. Н. Новгорода, проводя проверку соблюдения требований законодательства об образовании и о безопасности, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действовал в соответствии с требованиями закона.

Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Согласно п. 13 ст. 16 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения, решаемым через органы местного самоуправления.

В силу ст. 2 ФЗ РФ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 года N 2106 утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, в том числе соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровье сбережения обучающихся.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Таким образом, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

При рассмотрении дела, суд первой инстанции руководствовался положениями вышеназванных правовых актов и пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на МОУ СОШ N 148 обязанности установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения.

При этом указал в судебном решении, что недостаточности денежных средств такая обязанность подлежит возложению на собственника образовательного учреждения в лице Администрации г. Н. Новгорода обязанность при недостаточности денежных средств предоставить МОУ СОШ N 148 необходимые денежные средства.

Доводы кассационной жалобы о том, что в бюджете г. Н. Новгорода на 2012 год планируются денежные средства для установления ограждения МОУ СОШ N 148, не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Кроме того, в силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следует отметить, что вопрос о наличии или отсутствии возможности исполнения решения суда должен решаться в порядке исполнительного производства.

Также подлежат отклонению и доводы кассационной жалобы о том, что судом не приняты во внимание Бюджетный Кодекс РФ и ФЗ РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку суд основал свое решение именно на тех положениях закона, которые подлежали применению к возникшим спорным правоотношениям.

Постановленное по делу судебное решение не противоречит положениям Бюджетного Кодекса РФ и ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Доводы кассационной жалобы, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 29 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Н. Новгорода по доверенности - А. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024