Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 2012 г. по делу N 33-107/2012

 

Судья: Филиппов Р.Б.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Солоняка А.В.,

судей Рябова Д.В., Константиновой М.Р.,

при секретаре М.Н.В.

с участием прокурора Репиной В.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 16 января 2012 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Ижевска на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 ноября 2011 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены в части.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "<данные изъяты>" обязана в срок до 1 мая 2013 года оборудовать здание образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

Администрация г. Ижевска обязана обеспечить в срок до 1 мая 2013 года достаточное финансирование муниципального общеобразовательного учреждения "<данные изъяты>" для оборудования здания образовательного учреждения по всему периметру.

Прокурору Индустриального района г. Ижевска отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия муниципального общеобразовательного учреждения "<данные изъяты>" в необорудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., представителя Администрации г. Ижевска К.М.Е. (доверенность от 19.12.2011 г. на срок до 1.01.2013 г.), поддержавшей доводы жалобы, представителя образовательного учреждения, прокурора, Судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Индустриального района г. Ижевска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "<данные изъяты>" и Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

В обоснование исковых требований истец указал, что проведенная прокуратурой проверка выявила ненадлежащее состояние антитеррористической защищенности школы, на что указывает отсутствие ограждения по периметру образовательного учреждения, что делает возможным въезд и парковку вблизи него постороннего транспорта, а также на нарушение требований п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Просит обязать администрацию города и школу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно:

признать незаконным бездействия школы в необорудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру;

обязать школу в срок до 31 января 2012 года оборудовать территорию образовательного учреждения ограждением по всему периметру;

обязать Администрацию г. Ижевска в срок до 31 января 2012 года обеспечить достаточное финансирование школы для оборудования территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пушин И.Ю. поддержал исковые требования и привел доводы искового заявления (л.д. 2 - 3).

Представитель ответчика - директор школы П.Е.А., действующая на основании Устава образовательного учреждения (л.д. 4 - 17), исковые требования не признала.

Представитель ответчика - Администрации г. Ижевска - К.М.Е., действующая по доверенности (л.д. 25) в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение Индустриального районного суда г. Ижевска и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований истца. В качестве основания для отмены указывается на его незаконность и необоснованность, а также на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в интересах законности в полном объеме, Судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, по делу принять новое решение.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно п. 1.1 Устава муниципального образовательного учреждения является муниципальным гражданским светским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением.

Согласно п. 1.2 Устава учредителем школы является муниципальное образование "<данные изъяты>" в лице Администрации города Ижевска. Главным распорядителем бюджетных средств по отрасли "Образование", выделяемых школе, является отраслевой орган Администрации города Управление образования Администрации города Ижевска.

В соответствии с п. 5.1 и 5.2 данного Устава, финансирование школы осуществляется учредителем в соответствии с законодательством.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.03.2010 г. земельный участок (земли населенных пунктов общей площадью 20820 кв. м), расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Дзержинского, 71) переданы в постоянное (бессрочное) пользование образовательному учреждению.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.10.2009 г. в оперативное управление передано образовательному учреждению на основании решения Комитета по управлению имуществом Администрации города Ижевска от 10.02.2000 г. N 01-04у/79 здание (назначение: нежилое; площадь: 6249 кв. м), по адресу: <адрес>.

Согласно п. 14 акта проверки готовности муниципального образовательного учреждения к новому 2011 - 2012 учебному году от 29.07.2011 года (л.д. 18 - 22), территория ограждена забором частично с 3 сторон (сетка-рабица).

С учетом требований, содержащихся в статьях 2, 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", статьями 29, 31, 32, 39, 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", п. 3 ч. 1 ст. 17, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 39 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" суд первой инстанции пришел к выводу, что требования прокурора подлежат частичном удовлетворению и возложил обязанность на образовательное учреждение оборудовать здание ограждением по всему периметру. По решению суда Администрация г. Ижевска обязана в срок до 1 мая 2013 года обеспечить финансирование школы достаточное для оборудования здания образовательного учреждения. В требованиях прокурору Индустриального района г. Ижевска отказано о признании незаконным бездействия школы в необорудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

С решением суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на образовательное учреждение оборудовать здание школы ограждением по всему периметру и возложения обязанности на Администрацию г. Ижевска в срок до 1 мая 2013 года обеспечить финансирование школы, достаточное для оборудования здания образовательного учреждения, Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Судебная коллегия отмечает, что в исковых требованиях прокурор, обращаясь в суд, просил вынести решение об обязании школы в определенный срок оборудовать территорию образовательного учреждения ограждением по всему периметру. Суд первой инстанции, удовлетворив иск, указал о необходимости оборудовать не территорию образовательного учреждения оборудовать забором по всему периметру, а территорию здания. В связи с чем суд первой инстанции пришел к такому выводу из решения суда не следует.

По мнению Коллегии, действующее законодательство не содержит обязанности, по которой именно на образовательное учреждение возможно возложение обязанности оборудовать территорию школы ограждением по всему периметру.

Так в силу п. 4 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений...

Согласно ст. 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1.3 Устава образовательного учреждения - учредителем школы является муниципальное образование "<данные изъяты>" в лице Администрации города Ижевска.

Таким образом, согласно материалов дела, собственником образовательного учреждения является муниципальное образование "Город Ижевск", и именно на Администрацию города, с учетом требований, содержащихся в ст. 210 ГК РФ, следует возложить обязанность по оборудованию территорию школы ограждением по всему периметру.

Согласно п. 1.6 Устава - отношения между учредителем и школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных ответчиками документов, и в частности, договора о взаимоотношениях между учредителем и муниципальным образовательным учреждением N 54/10 от 14.09.2010 г., не следует, что указанным выше договором между Администрацией города и образовательным учреждением бремя по содержанию имущества передано от собственника имущества к образовательному учреждению.

Обязанность по оборудованию территории школы ограждением по всему периметру вытекает из требований, содержащихся в п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (далее по тексту - Правила) - территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

При этом указанные правила не регламентируют высоту ограждения, но ограждение территории обязательное условие наряду с зелеными насаждениями.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции, но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей, т.е. дошкольные и другие образовательные учреждения.

Положения п. 1 ст. 28 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагают на эти учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Данные меры предполагают рациональное питание воспитуемых и учащихся, а также обязательное соблюдение норм санитарного законодательства.

В силу п. 1 ст. 39 данного Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, настоящие Правила, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106, в подп. 1 пункта 6 устанавливают, что требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

Не является обоснованным довод жалобы о том, что санитарные правила не распространяются на действующие образовательные учреждения.

Так согласно п. 1.3 Правил - санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно п. 2 постановления от 29.12.2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" указанные правила введены в действие с 1 сентября 2011 года.

Необоснованным является и довод жалобы о том, что в силу ст. 32 Закона РФ "Об образовании" материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса осуществляется образовательным учреждением в пределах собственных финансовых средств.

Так установка ограждения территории школы в силу норм санитарного законодательства не относится к компетенции образовательного учреждения, так как в силу положений ч. 1 п. 4 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" относится к полномочиям органов местного самоуправления.

С учетом вышеизложенного, и согласно материалов дела, Администрация города Ижевска является собственником (и учредителем) образовательного учреждения, и в силу ст. 210 ГК РФ именно на данном ответчике лежит обязанность в силу ст. 31 ФЗ N 3266-1 "Об образовании" обеспечить обустройство территории школы.

В то же время Судебная коллегия не соглашается с доводами иска и выводами суда первой инстанции о том, что требования прокурора подлежали удовлетворению с применением норм, содержащиеся в статьях 2, 3 Федерального закона "О противодействии терроризму".

Так согласно ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" - противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

В статье 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" понятие "профилактика терроризма" определено, как выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Норм, раскрывающих понятие "необходимый уровень защищенности объектов", указанный Закон и действующее законодательство не содержит.

Поэтому требования прокурора, основанные на необходимости установить ограждение по всему периметру территории образовательного учреждения и что установка ограждения по периметру территории образовательного учреждения служит одной из мер антитеррористической защищенности образовательного учреждения, что отсутствие ограждения по периметру здания школы отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, создает негативные предпосылки проведения террористических актов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, а также неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в образовательном учреждении, нельзя признать обоснованными, так как действующее законодательство не раскрывает понятие "профилактика терроризма", в котором определено, как выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов. В то же время требований об ограждении территории образовательного учреждения указанный Закон не содержит, поэтому и обязанность образовательного учреждения оборудовать ограждение в целях антитеррористической защищенности законодательно не предусмотрена, поэтому Судебная коллегия по данному основанию иска полагает необходимым прокурору отказать.

В этой части доводы жалобы являются обоснованными.

В связи с тем, что решение суда об удовлетворении требований о возложении обязанности на образовательное учреждение оборудовать территорию образовательного учреждения ограждением по всему периметру, а также возложении обязанности на Администрацию города Ижевска обеспечить финансирование образовательного учреждения достаточное для оборудования территории, вынесено с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, решение подлежит отмене.

С учетом того, что все обстоятельства по делу были исследованы, но судом неправильно применен материальный закон, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам по делу, Судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение, по которому исковые требования прокурора удовлетворить в части. Администрация г. Ижевска обязана в срок до 01 мая 2013 года оборудовать территорию образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

Срок до 31 января 2012 года, указанный в иске, до которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, не является разумным и достаточным, учитывая необходимость выделения значительных бюджетных средств, время, необходимое для выполнения работ по устройству ограждения, сроки выполнения работ, климатические условия, в связи с чем Коллегия устанавливает срок до 01 мая 2013 года для исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей по ограждению территории образовательного учреждения по всему периметру.

В остальной части исковых требований прокурора к Администрации г. Ижевска следует отказать, так как удовлетворив требование прокурора в части возложения на Администрацию города Ижевска обязанности по оборудованию территории образовательного учреждения ограждением по периметру, дополнительно возлагать на Администрацию города Ижевска обязанность по обеспечению финансирования школы, достаточного для оборудования территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру, законных оснований у Коллегии не имеется.

В требованиях прокурора к образовательному учреждению следует отказать, так как на образовательное учреждение в силу действующего законодательства, не обязано устанавливать ограждение по всему периметру территории школы.

Коллегия отмечает, что несмотря на то что к Администрации г. Ижевска не заявлялось прокурором требования об оборудовании территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру в определенный срок, тем не менее по данному требованию в силу ст. 40 ГПК РФ Администрация города Ижевска является ответчиком, так как норма процессуального закона предполагает по спорным правоотношениям процессуальное соучастие, поскольку предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков, права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание и предметом спора являются однородные права и обязанности.

С учетом отмены решения суда в части возложения обязанности на Администрацию города Ижевска обеспечить финансирование образовательного учреждения достаточное для оборудования территории ограждением по всему периметру, Судебная коллегия правовой оценки доводам жалобы не дает.

Доводы представителя Администрации г. Ижевска о том, что Администрация г. Ижевска является ненадлежащим ответчиком по данному делу являются необоснованными, поскольку именно Администрация города является учредителем школы и собственником ее имущества, финансирует школу, поэтому в силу норм действующего законодательства, указанный ответчик обязан оборудовать территорию школы ограждением по всему периметру.

С учетом вышеизложенного, решение суда подлежит отмене, по делу следует принять новое решение, по которому исковые требования прокурора удовлетворить в части. Обязать Администрацию г. Ижевска в срок до 01 мая 2013 года оборудовать территорию образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

В остальной части исковых требований прокурора к Администрации г. Ижевска следует отказать.

В требованиях прокурора к образовательному учреждению следует отказать. Кассационную жалобу об отмене решения суда оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

 

определила:

 

решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 ноября 2011 года отменить.

По делу принять новое решение, по которому исковые требования прокурора удовлетворить в части.

Обязать Администрацию г. Ижевска в срок до 01 мая 2013 года оборудовать территорию муниципального общеобразовательного учреждения "<данные изъяты>" ограждением по всему периметру.

В остальной части исковых требований прокурору к Администрации г. Ижевска отказать.

В требованиях прокурору к муниципального общеобразовательного учреждения "<данные изъяты>" - отказать.

Кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024