Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2012 г. по делу N 33-1793/11

 

Судья Купташкина И.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе председательствующего Новиковой Л.А.

судей Хряпиной Е.П., Мурина В.А.

при секретаре З.,

рассмотрела в судебном заседании 10 января 2012 года дело по кассационной жалобе Государственного финансового управления Псковской области на решение Дновского районного суда Псковской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:

"Исковые требования прокурора Дновского района Псковской области удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Муниципального образовательного учреждения "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, Управления образования Администрации Дновского района Псковской области и Администрации Дновского района Псковской области в части организации приобретения бесплатных учебников и учебных пособий для обучающихся школы.

Обязать в срок до 10 июля 2012 года Муниципальное образовательное учреждение "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, Управление образования Администрации Дновского района Псковской области, исходя из прогнозируемой численности обучающихся в МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно в 2012 - 2013 учебном году, с учетом фактического наличия в библиотечном фонде школы необходимых учебников и учебных пособий, предоставить в Государственное финансовое управление Псковской области заявку о необходимом количестве учебников и учебных пособий, а также средств для обеспечения бесплатными учебниками и учебными пособиями обучающихся в МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно в 2012 - 2013 учебном году.

Обязать Государственное финансовое управление Псковской области выделить за счет казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального образования "Дновский район" для приобретения учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для Муниципального образовательного учреждения "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, денежные средства в размере, согласно поданной заявке о необходимом финансировании для обеспечения бесплатными учебниками и учебными пособиями обучающихся в МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно в 2012 - 2013 учебном году.

Обязать в срок до 25 августа 2012 года приобрести на выделенные денежные средства учебники и учебные пособия на 2012 - 2013 учебный год в необходимом количестве".

Выслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., прокурора Лепихину М.Н., объяснения представителя ответчика Государственного финансового управления Псковской области К.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя третьего лица - Государственного управления образования Псковской области М., полагавшего доводы кассационной жалобы обоснованными, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Дновского района Псковской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних к МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, Управлению образования Администрации Дновского района, Администрации Дновского района об обеспечении учащихся учебниками и учебными пособиями.

В обоснование иска указано, что в 2010 - 2011, 2011 - 2012 учебных годах учащиеся МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно обеспечены учебной литературой за счет родительских средств и лишь на 12% - за счет ресурсов библиотечного фонда, что нарушает права несовершеннолетних на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и является ненадлежащим исполнением предусмотренных Законом РФ "Об образовании" обязанностей образовательным учреждением и его учредителем.

В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы в их обоснование поддержал. Дополнительно просил обязать привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Государственное финансовое управление Псковской области выделить в бюджет муниципального района "Дновский район" денежные средства в сумме 1182900 руб. для приобретения МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" учебников и учебных пособий на 2012 - 2013 учебный год. С учетом разъяснений начальника финансового управления Администрации Дновского района прокурор просил обязать Муниципальное образовательное учреждение "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, Управление образования Администрации Дновского района Псковской области в срок до 10 июля 2012 года исходя из прогнозируемой численности обучающихся в МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно в 2012-2013 учебном году, с учетом фактического наличия в библиотечном фонде школы необходимых учебников и учебных пособий, предоставить в Государственное финансовое управление Псковской области заявку о необходимом количестве учебников и учебных пособий, а также средств для обеспечения бесплатными учебниками и учебными пособиями обучающихся в МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно в 2012 - 2013 учебном году; обязать Государственное финансовое управление Псковской области выделить за счет казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального образования "Дновский район" для приобретения учебников и учебных пособий на 2012 - 2013 учебный год для Муниципального образовательного учреждения "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, денежные средства в размере, согласно поданной заявке о необходимом финансировании для обеспечения бесплатными учебниками и учебными пособиями обучающихся в МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно в 2012 - 2013 учебном году; обязать Муниципальное образовательное учреждение "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, Управление образования Администрации Дновского района и Администрацию Дновского района Псковской области в срок до 25 августа 2012 года приобрести на выделенные денежные средства учебники и учебные пособия на 2012 - 2013 учебный год в необходимом количестве.

Представитель ответчика МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" К.Н. иск не признала, указывая, что обязанности по обеспечению учебниками и учебными пособиями исполняются школой в пределах предоставленных на указанные цели денежных средств в виде субвенций муниципальному бюджету из бюджета Псковской области. Указала, что в 2011 году школе выделена субвенция для реализации основных общеобразовательных программ и обеспечение организации учебного процесса 286000 рублей, на приобретение учебников израсходовано 30 000 руб., учебниками в первую очередь обеспечиваются дети из малоимущих и многодетных семей. Исходя из численности обучающихся в 2011 - 2012 учебном году учащихся 458 человек необходимо 1258500 руб. для приобретения учебников, имеется в наличии и выдано из ресурсов библиотечного фонда учебников на сумме 75600 руб. Недостаток денежных средств составляет 1182900 руб. В связи с недостаточностью средств учебники приобретаются родителями учеников самостоятельно за счет личных денежных средств, с заявкой о дополнительном финансировании школа не обращалась.

Представитель ответчика Администрации Дновского района К.М. иск не признала. Ссылаясь на пп. 11 п. 1 статьи 15 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указала, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования и реализуется посредством выделения субвенций местным бюджетам в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, в связи с чем Администрация района является ненадлежащим ответчиком. Как учредитель Администрация района финансирует содержание здания и оплату коммунальных услуг.

Представитель ответчика Управления образования Администрации Дновского района Г. иск не признала по основаниям, изложенным представителями ответчиков - МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно и Администрации Дновского района.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Государственного финансового управления Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве, ссылаясь на п. 6.1 ч. 1 статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", указал, что обязанность по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, исполняются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - Псковской области надлежащим образом, в соответствии с нормативами, установленными Законом Псковской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и в соответствии с Порядком предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам (приложение N 24 к Закону Псковской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Государственного управления образования Псковской области М. иск не признал, указывая, что финансирование обеспечения организации учебного процесса в МОУ производится в установленном законом Псковской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" порядке в размере 3% от фонда оплаты труда с начислениями, что позволяет школе сформировать свой необходимый библиотечный ресурс учебников. Просил также учесть предусмотренную семейным законодательством обязанность родителей обеспечить получение ребенком образования, в том числе обеспечить ребенка необходимыми учебными принадлежностями и учебниками.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Государственным финансовым управлением Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. В частности, кассатор указывает, что судом не учтено, что в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и пп. 13 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), но в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Такой норматив на обеспечение организации учебного процесса установлен Законом Псковской области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и Порядком предоставления, расчета и использовании субвенций местным бюджетам, являющимся приложением N 24 к данному закону, и оставляет 3% от фонда оплаты труда с начислениями. Норматив определен в установленном законом порядке с учетом информации, предоставленной Главным распорядителем субвенций, каковым является в данном случае Государственное управление образования Псковской области, и на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления. Обоснование установления норматива не оспаривалось. Размер субвенции бюджету Дновского района рассчитан в соответствии с указанными нормативными актами, полностью доведен до муниципального бюджета и до каждой школы, обязательства ГФУ ПО выполнены полностью. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса относится к компетенции образовательного учреждения, которое в соответствии со статьей 54 Закона РФ "Об образовании" несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. Кроме того, установленный решением суда порядок обеспечения учебниками конкретной школы, в том числе срок подачи и рассмотрения заявки и ее выполнения, не предусмотрен действующим законодательством, не регламентирован законом Псковской области об областном бюджете и приложениями к нему, нарушит права и интересы других школ и других муниципальных образований.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно является общеобразовательным учреждением, созданным в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учредителем которого является Администрация Дновского района.

Финансирование учреждения осуществляется Учредителем на условиях, определенных действующим законодательством и местными нормативами, определенными в расчете на одного обучающегося. В соответствии с пунктом 6.3 Устава учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Разрешая спор, следует учитывать, что к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (пп. 11 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) отнесено Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. 13 п. 2 статьи 26.3) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), но в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пп. 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

Из статьи 8 Закона Псковской области "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период на 2013 и 2014 годы" следует, что в составе межбюджетных трансфертов объем Регионального фонда компенсаций на 2012 год утвержден в сумме 2133433 тыс. руб. Средства регионального фонда компенсаций передаются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций в соответствии с порядками согласно следующим приложениям к настоящему Закону: 1) на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях в соответствии с порядком согласно приложению N 20 к настоящему Закону; 2) на реализацию дополнительного образования детей и обучение их шахматной грамоте в муниципальных общеобразовательных учреждениях в соответствии с порядком согласно приложению N 21 к настоящему Закону.

Упомянутое приложение N 20 к Закону Псковской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" представляется собой Порядок, который устанавливает правила предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка размер субвенций определяется в соответствии с региональным нормативом бюджетного финансировании муниципальных общеобразовательных учреждений области. Региональный норматив установлен на 1 учащегося с учетом доплаты к заработной плате педагогических работников с учетом фактической наполняемости класса и в зависимости от расположения образовательного учреждения (сельская местность, рабочий поселок, город). В соответствии с пунктом 2.2 Порядка в состав субвенции включены расходы на обеспечение организации учебного процесса в размере 3 процентов от фонда оплаты труда с начислениями.

Нормативы, с учетом которых осуществляется расчет и предоставление субвенций местным бюджетам, установленные законами Псковской области об областном бюджете на 2011 и соответственно на 2012 годы не оспаривались, являются действующими. Ими правомерно руководствовался ответчик ГФУ ПО.

Доказательства несоответствия размера предоставленных в 2011 году бюджету Дновского района и предусмотренных в 2012 году субвенций региональным нормативам бюджетного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в материалах дела отсутствуют. Доводы представителя ГФУ ПО об исполнении бюджета Псковской области в 2011 году в части финансирования обеспечения организации общеобразовательного процесса в соответствии с приложением N 24 лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и принимаются судебной коллегией.

Таким образом, доводы прокурора о неисполнении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, не нашли своего подтверждения, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска. Доводы прокурора о том, что субъектом Российской Федерации должно быть обеспечено финансирование приобретения полного комплекта учебников и учебных пособий с учетом количества обучающихся на основании заявки школы и независимо от ранее выделенных денежных средств и нормативов, установленных законами субъекта Российской Федерации, и без учета самостоятельности образовательного учреждения в расходовании предоставленных субвенций, основаны на неправильном применении закона и не могут являться основанием удовлетворения иска.

Оснований для признания незаконным бездействия МОУ, Управления образования Администрации Дновского района и Администрации Дновского района в части организации приобретения бесплатных учебников и учебных пособий для обучающихся школы также не имеется, поскольку полномочия указанных органов реализуются в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных субвенций.

То обстоятельство, что предоставляемые субвенции позволяют решить вопрос о приобретении необходимого для формирования библиотечного ресурса количества учебников и учебных пособий подтверждается тем обстоятельством, что в ряде школ района обеспеченность бесплатными учебниками составляет от 85 до 92%. Таким образом, решение данного вопроса зависит от самостоятельности осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждением. В то же время направление учреждением сумм субвенций на иные цели обеспечения организации учебного процесса, предусмотренные п. 2.7 Порядка предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, не может быть признано незаконным, поскольку также осуществляется в рамках предусмотренных законом полномочий и с соблюдением целевого назначения субвенций, установленного законами об областном бюджете.

Кроме того, прокурором ставится вопрос о защите права на обеспечение учебниками и учебными пособиями на 2012 - 2013 учебный год, в то время как данные о нарушении такого права на момент вынесения решения суда в декабре 2011 года отсутствуют.

В данном случае имеются предусмотренные частью 2 статьи 347 ГПК РФ основания для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме.

Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, имеются основания для отмены постановленного им решения суда.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, установлены и не требуется сбора дополнительных доказательств, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение.

На основании статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Дновского районного суда Псковской области от 07 декабря 2011 года отменить, постановив по делу новое решение, которым:

"В удовлетворении исковых требований Прокурора Дновского района в интересах несовершеннолетних к МОУ "Средняя основная общеобразовательная школа N 1" г. Дно, Управлению образования Администрации Дновского района, Администрации Дновского района и Государственному финансовому управлению Псковской области об обеспечении обучающихся учебниками и учебными пособиями - отказать".

 

Председательствующий

Л.А.НОВИКОВА

 

Судьи

Е.П.ХРЯПИНА

В.А.МУРИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024