Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2012 г. по делу N 33-1146-2012

 

Судья: Иргит Н.Б.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.,

судей Соскал О.М., Дамдын Л.Д.,

при секретаре Д.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу Дамдын Л.Д. дело по иску П. к мэрии г. Кызыла, Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла об обязании предоставить его ребенку доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в муниципальном дошкольном учреждении по кассационной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2011 года,

 

установила:

 

П. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла, Департаменту по образованию мэрии г. Кызыла об обязании предоставить его ребенку доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в муниципальном дошкольном учреждении. В обоснование иска указал, что он имеет малолетнего сына П., ** года рождения, который с марта 2010 года состоит на льготной очереди под N в отделе образования администрации г. Кызыла для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее по тексту дошкольное образовательное учреждение). Однако в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ему было отказано, что нарушает его право на получение бесплатного дошкольного образования, гарантированного Конституцией РФ, ФЗ "Об образовании". Просит обязать мэрию г. Кызыла, Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла предоставить его сыну П. доступ к дошкольному образованию через предоставления места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыл N, N, N в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения суда по существу.

Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал мэрию г. Кызыла, Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла предоставить в первоочередном порядке П. место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений N, N, N г. Кызыла для его ребенка П.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе мэрия г. Кызыла просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение ввиду нарушения норм процессуального и материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не учел, что истцу было отказано в предоставлении места на третий квартал 2011 года в связи с полной комплектацией групп на начало 2011 - 2012 учебного года. Дошкольные образовательные учреждения укомплектовываются самими учреждениями, и руководители этих учреждений состоят в рабочей группе по комплектованию, при таких данных, суд, не привлекая в качестве третьих лиц дошкольные образовательные учреждения N, N, N г. Кызыла, нарушил права этих учреждений.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ст. 16 Закона РФ "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. N 5-П По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ указано, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В данном случае учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений N, N, N г. Кызыла (далее МДОУ) является мэрия г. Кызыла.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вместе с тем обжалуемое решение не отвечает указанным требованиям закона.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил, что право несовершеннолетнего ребенка истца на получение доступного дошкольного образования нарушено, место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а именно МДОУ N, N, N г. Кызыла ребенку истцу должно быть предоставлено в первоочередном порядке.

Судебная коллегия находит данный вывод суда преждевременным, несоответствующим материалами дела и требованиям закона.

Из Устава дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N г. Кызыла" следует, что количество групп в Учреждении определяется Учредителем из их предельной наполняемости (п. 3.15 раздела 3). Предельная наполняемость в группах общеразвивающей направленности устанавливается в зависимости от возраста воспитанников и составляет: от 2 лет до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей (п. 3.16 раздела 3).

Аналогичные положения закреплены в Уставе дошкольного образовательного учреждения детского сада N г. Кызыла, в Уставе дошкольного образовательного учреждения детского сада N г. Кызыла.

Согласно пункту 14 раздела 4 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного Постановлением Мэрии г. Кызыла от 2 июня 2010 года N, далее (Порядок комплектования) при отсутствии свободных мест (с учетом установленной нормативной наполняемости МДОУ) Департаментом по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла родителям (законным представителям) может быть отказано в выдаче направления и предоставлении места ребенку в МДОУ.

Наполняемость детей в группах закреплена в разделе 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 2, 4, 1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", где указано, что количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста.

Однако в нарушение требований вышеуказанных норм, суд, обязывая мэрию г. Кызыла, Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла предоставить в первоочередном порядке П. место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений N, N, N г. Кызыла для его ребенка П.А., не проверил доводы представителей ответчиков об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по предоставлению ребенку истца именно в дошкольных образовательных учреждениях N, N, N г. Кызыла и сведения об отсутствии свободных мест дошкольных учреждениях и не исследовал вопрос о наличии свободных мест именно в данных дошкольных учреждениях города и не дал оценку тому, может ли отказ в приеме в конкретное дошкольное учреждение, которое полностью укомплектовано детьми в соответствии с требованиями СанПиН о предельной наполняемости групп, свидетельствовать о нарушении права несовершеннолетнего ребенка.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 364 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалоб, если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

В соответствии с Уставом дошкольные образовательные учреждения N, N, N являются юридическими лицами.

В пункте 7 раздела 3 Порядка комплектования закреплено, что заведующие дошкольных образовательных учреждений принимают детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на основании направления Департамента по образованию и молодежной политики Мэрии г. Кызыла.

В нарушение положений части 1 статьи 43 ГПК РФ суд не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц дошкольные образовательные учреждения N, N, N г. Кызыла, тем самым разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

По указанным выше основаниям решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, тщательно проверить доводы сторон, разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства и представленными доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360 - 364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024