Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 декабря 2011 г. по делу N 33-4399/11

 

Докладчик Сергеева И.В.

Судья Карева Т.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Крайновой И.К.

судей Сергеевой И.В., Астровко Е.П.,

при секретаре М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 27 декабря 2011 года

дело по кассационной жалобе З.Ю.

на решение Муромского городского суда Владимирской области от 03 ноября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Федерального государственного Военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Взыскать с З.Ю. в пользу Федерального государственного Военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного" Министерства обороны Российской Федерации денежные средства, затраченные на военную подготовку за период обучения с **** по ****, в размере ****, и в возврат государственной пошлины - ****, а всего - ****.

Заслушав доклад судьи Сергеевой И.В., объяснения представителей ответчика З.Ю. З.Л. и З.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Федеральным Государственным Образовательным Учреждением Высшего Профессионального Образования Министерства обороны РФ "Военной академией связи им. С.М. Буденного" (далее - Военная академия связи) предъявлен иск к З.Ю. о взыскании денежных средств, затраченных на его военную подготовку за период обучения с **** по **** в размере **** руб.

В обоснование требований указано, что на основании приказа N **** от **** З.Ю. зачислен на обучение в Рязанское высшее военное командное училище связи по специальности "Применение подразделений и эксплуатация систем подводной связи", при поступлении разъяснена необходимость возмещения затраченных на обучение денежных средств в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению денежных средств в размере **** руб. Приказом начальника Военной академии связи N **** от **** З.Ю. переведен для обучения в Военную академию связи с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению денежных средств в размере **** руб. В связи с невыполнением условий контракта (в части требований к успеваемости обучающегося) рядовой З.Ю. приказом начальника Военной академии связи N **** от **** отчислен из военно-учебного заведения. Согласно расчету сумма средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении составила **** руб.

В судебное заседание представитель Военной академии связи, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, в представленном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик З.Ю. и его представитель З.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали. В обоснование возражений на иск пояснили, что в период обучения в учебном заведении З.Ю. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в силу Закона РФ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", находился на полном государственном обеспечении, все финансовые затраты, связанные с его обучением, являются расходными обязательствами РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе З.Ю. просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении дела, суд правильно руководствовался положениями п. 7 статьи 35 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

С учетом того, что основанием к отчислению З.Ю. из учебного заведения послужили обстоятельства, указанные в п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вывод суда об обязанности З.Ю. возместить затраченные на его военную подготовку средства федерального бюджета надлежит признать обоснованным.

Суд дал оценку доводам З.Ю. о том, что в период обучения он относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и находился в период обучения на полном государственном обеспечении и обоснованно признал их не заслуживающими внимания.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

В то же время, ни указанным Законом, ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность государства осуществлять финансирование фактических затрат на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования в случае их виновного поведения.

При этом следует учитывать, что в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы. При заключении контракта о прохождении военной службы граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необоснованными доводы кассационной жалобы З.Ю. о том, что требование о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его обучение, противоречит требованиям закона, гарантирующего ему право на полное государственное обеспечение.

Доводы жалобы о том, что необоснованно взыскание денежных средств за период до заключения контракта не заслуживают внимания, поскольку обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение, и не связана с моментом фактического заключения контракта.

Судом проверен расчет подлежащих возмещению денежных средств и сделан обоснованный вывод о том, что расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 402.

Таким образом, выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает, его следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы З.Ю. не содержат оснований к безусловной отмене решения суда, направлены на переоценку обстоятельств дела и несогласие с выводами суда, что не является основанием для отмены постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Муромского городского суда Владимирской области от 03 ноября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу З.Ю. - без удовлетворения.

 

Председательствующий

И.К.КРАЙНОВА

 

Судьи

И.В.СЕРГЕЕВА

Е.П.АСТРОВКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024