Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2011 г. по делу N 3-177/11

 

"12" декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

при секретаре судебного заседания А.

при участии заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело

по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующими абзаца 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 года N 2 (в ред. Приказа от 20.05.2011 года N 1303),

 

установила:

 

Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 года N 2 (в ред. Приказа от 20.05.2011 года N 1303.

В обосновании заявления прокурор Нижегородской области (далее по тексту - Прокурор) указал следующие доводы.

Абзацем 2 пункта 2.11 и абзацем 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 N 2 (в редакции приказа от 20.05.2011 N 1303) (далее - Положение) предусмотрено, что в трудовые книжки награжденных работников учреждений, организаций, предприятий всех видов собственности записи о награждении Почетной грамотой и Почетным дипломом вносятся в случае, если право записи о награждении наградами министерства образования Нижегородской области предусмотрено действующим коллективным договором, правилом внутреннего распорядка, уставом и положением о дисциплине.

Указанные пункты Положения о наградах министерства образования области противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек установлены Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее Правила ведения и хранения трудовых книжек).

Согласно п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе.

В соответствии с п. 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:

а) о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;

б) о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;

в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, порядок ведения трудовых книжек урегулирован федеральным законодательством, которым не предусмотрено внесение в них сведений о награждении наградами органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии права на внесение записи об их награждении в локальных актах работодателя.

Прокурор, участвующий в судебном заседании - Королева Г.А. полностью поддержала доводы заявления и просила его удовлетворить в полном объеме.

Представитель министерства образования Нижегородской области Ш., принимающая участие в судебном заседании на основании доверенности не согласилась с доводами заявления Прокурора.

В обоснование возражений Ш. пояснила, что содержание оспариваемых пунктов Положения о наградах министерства образования Нижегородской области не противоречат положениям федерального законодательства, поскольку по своей сути содержания указанных пунктов являются уточнением пункта 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек.

По результатам правовой экспертизы, проведенной государственно-правовым департаментом Нижегородской области, замечаний по содержанию оспариваемых пунктов не было. Оспариваемые пункты Положения о наградах были внесены приказом министерства образования Нижегородской области с целью приведения Положения в соответствии с федеральным законодательством на основании экспертного заключения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации в Нижегородской области от 21.04.2011 года N 02-13/2-5325.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления прокурора Нижегородской области, заслушав прокурора, участвующего в судебном заседании Королеву Г.А., которая поддержала в полном объеме доводы заявления, а также заслушав возражения представителя министерства образования Нижегородской области по доверенности Ш., судебная коллегия, находит заявление прокурора Нижегородской области подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Положение о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 N 2 (в редакции приказа от 20.05.2011 N 1303) является нормативным правовым актом и предназначено для неоднократного применения в отношении неопределенного круга лиц, содержит нормы и правила, подлежащие применению.

В соответствии с Положением о министерстве образования Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2010 года N 669 (ред. от 14.04.2011), министерство образования Нижегородской области образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в Нижегородской области в сфере образования, воспитания в образовательных учреждениях, опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, реализацию конституционного права граждан на образование и осуществляющим управление, государственный контроль и надзор в сфере образования.

Министерство образования Нижегородской области имеет право учреждать в установленном порядке награды министерства образования Нижегородской области и награждать ими работников сферы образования, издавать приказы, заключать договоры (соглашения) в соответствии с действующим законодательством.

Положение, утвержденное приказом министерства образования Нижегородской области, официально опубликовано в издании "Нижегородская правда" N 44(25074) от 25.04.2009 и зарегистрировано в Главном Управлении Министерства юстиции России по Нижегородской области в качестве нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах оспариваемые нормы Положения подлежат рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции на предмет их соответствия нормам федерального законодательства

Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство.

В соответствии с положениями частей 2 и 5 Конституции Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, лишь по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положение о наградах министерства образования Нижегородской области в части установления права внесения в трудовые книжки награжденных работников учреждений, организаций, предприятий всех видов собственности записи о награждении Почетной грамотой и Почетным дипломом в тех случаях, когда такая запись предусмотрена действующим коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, уставом и положением о дисциплине, министерством образования области принято с превышением полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений.

К такому выводу судебная коллегия приходит исходя из следующих мотивов.

В соответствии с положениями ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Положениями ст. 5 Трудового кодекса РФ установлено, что законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 6 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Согласно положениям пункта 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:

а) о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;

б) о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.03.2008 N 132)

в) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.

Исходя из системного толкования и анализа приведенных норм, судебная коллегия полагает, что подпункт "б" п. 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек включает в себя указания о внесении в трудовые книжки записей о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами. При этом данный подпункт распространяет свое действие на записи о награждение любыми почетными грамотами и дипломами, без какого-либо ограничения. Кроме того, этот же подпункт предусматривает внесение в трудовую книжку записей о награждении почетными грамотами, производимом работодателями любой формы собственности и вне зависимости от того предусмотрено это действующим коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, уставом и положением о дисциплине или не предусмотрено.

Данный подпункт согласуется с положениями ст. 66 Трудового кодекса РФ, которая также не исключает внесение в трудовую книжку записей о награждении почетными грамотами и почетными дипломами, производимыми субъектами Российской Федерации, независимости от того, предусмотрено это действующим коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, уставом и положением о дисциплине или не предусмотрено

Поэтому, в силу положений подпункта "б" п. 24 Правил ведения трудовых книжек, в трудовую книжку сотрудников образовательных учреждений Нижегородской области, сведения о награждении их работников Почетными грамотами и Почетными дипломами министерства образования Нижегородской области должны быть внесены независимо от того, предусмотрено ли внесение таких сведений локальными актами работодателя.

Внесение в трудовые книжки работников сведений о награждении или поощрении, производимом работодателем, может производиться и в том случае, если это предусмотрено коллективным трудовым договором, правилами внутреннего распорядка предприятия любой формы собственности, что соответствует положениям ст. 66 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, вопрос о внесении записей в трудовые книжки всех работающих, в том числе сотрудников образовательных учреждений, организаций, предприятий всех форм собственности записи о награждении в том числе и Почетной грамотой, Почетным дипломом министерства образования Нижегородской области, уже отрегулирован федеральным законодательством

При этом доводы министерства образования области о том, что положения, касающиеся внесения записей о награждении в трудовые книжки иных работников, не вступают в противоречие с федеральными нормативными правовыми актами, являются необоснованными, поскольку федеральным законодательством внесение записи о награждении работников в трудовую книжку не поставлено в зависимость от наличия права внести указанную запись в локальных актах работодателя.

Кроме того, внесение в трудовые книжки работников образовательных учреждений всех форм собственности записей о награждении их Почетными грамотами и дипломами министерства образования в зависимости от того, предусмотрено или не предусмотрено такое положение в коллективных договорах, правилах распорядка, ограничивает права работников образовательных учреждений на внесение записей о поощрениях, что в свою очередь формирует общественное мнение о работнике.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2009 года N 48 (в ред. от 10.06.2010 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судебная коллегия принимала во внимание, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17).

При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

В указанных случаях суду необходимо проверять, принят ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 18).

Оспариваемые абзац 2 пункта 2.11 и абзац 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 года N 2 (в ред. Приказа от 20.05.2011 года N 1303) принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации, однако с нарушением указанных норм, то есть с превышением полномочий и пределов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на издание нормативных правовых актов по данному вопросу.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к которым отнесено министерство образования Нижегородской области, не наделен полномочиями по внесению изменений и уточнений в нормы федерального законодательства.

Поэтому судебная коллегия находит заявление Прокурора обоснованным, убедительным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Доводы возражений представителя министерства образования Нижегородской области Ш. судебная коллегия находит необоснованными по мотивам, изложенным выше в настоящем решении.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного времени.

Обсуждая вопрос о том, с какого дня признать недействующими оспариваемые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения абзаца 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 года N 2 (в ред. Приказа от 20.05.2011 года N 1303) следует признать недействующими со дня принятия приказа министерства образования Нижегородской области N 1303, то есть с 20 мая 2011 года. К такому выводу судебная коллегия приходит исходя из того, что оспариваемые положения абзаца 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 20.05.2011 года N 1303 приняты с превышением полномочий, следовательно они незаконны со дня принятия этого приказа. Кроме того, после издания данного приказа граждане, награжденные Почетными грамотами и Почетными дипломами министерства образования Нижегородской области в силу положений ст. 66 Трудового кодекса РФ и в силу п. 24 Правил ведения и хранения трудовых книжек имели право на внесение в их трудовые книжки соответствующих записей, однако в силу незаконности оспариваемых норм, они были лишены права на внесение таких записей. Для того, чтобы восстановить нарушенные права сотрудников образовательных учреждений всех форм собственности, имеющих право на внесение в их трудовые книжки записей о награждении их Почетными грамотами и Почетными дипломами министерства образования Нижегородской области, однако, такие записи в их трудовые книжки не были внесены на основании оспариваемых норм, судебная коллегия считает необходимым признать недействующими положения абзаца 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, со дня принятия приказа министерства образования Нижегородской области от 20.05.2011 года N 1303.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт. Поэтому судебная коллегия считает необходимым возложить на министерство образования Нижегородской области обязанность по опубликованию сведений о настоящем решении в средстве массовой информации - в газете "Нижегородская правда", в которой был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

решила:

 

Заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующими абзаца 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 года N 2 (в ред. Приказа от 20.05.2011 года N 1303) - удовлетворить.

Признать недействующими абзац 2 пункта 2.11 и абзаца 2 пункта 3.7 Положения о наградах министерства образования Нижегородской области, утвержденного приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2009 года N 2 (в ред. Приказа от 20.05.2011 года N 1303) с момента их принятия, то есть с 20.05.2011 года.

Обязать министерство образования Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете "Нижегородская правда" в течение 10 дней после вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

 

Председательствующий

В.В.САМАРЦЕВА

 

Решение изготовлено в окончательной форме 19 декабря 2011 года.

 

Судья областного суда

В.В.САМАРЦЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024