Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 декабря 2011 г. по делу N 33-24307

 

Судья Горина Р.М.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,

при секретаре Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2011 года кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального района Московской области на решение Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 года по делу по иску Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, Муниципальному образовательному учреждению Макеевская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

 

установила:

 

Зарайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зарайского муниципального района Московской области, МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указал, что в результате проверки МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа установлено, что в данном образовательном учреждении в нарушение требований закона, в том числе п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона "Об образовании", не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма: в учреждении не установлена кнопка экстренного вызова полиции, не заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану. Указанное обстоятельство свидетельствует о недостаточной антитеррористической защищенности МОУ, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования в полном объеме, просил обязать Администрацию Зарайского муниципального района Московской области обеспечить здание МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области кнопкой экстренного вызова полиции в срок до 01 февраля 2012 года, обязать МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа оборудовать здание учреждения за счет средств бюджета Зарайского муниципального района Московской области кнопкой экстренного вызова полиции в срок до 01 февраля 2012 года.

Представитель ответчика - Администрации Зарайского муниципального района с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что все образовательные учреждения Зарайского муниципального района оборудованы кнопками тревожного сигнала. Закон не содержит обязательного требования организации в образовательных муниципальных учреждениях системы вызова полиции и круглосуточной охраны. Муниципальное образовательное учреждение может самостоятельно заключать договор на оказание охранных услуг, в том числе и связанных с противодействием терроризму, с любым поставщиком услуг, а не только с полицией. Кроме того, Постановление Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области", на которое ссылается прокурор, предусматривает финансирование указанных целей из бюджета субъекта, которого не производилось. В настоящее время бюджет муниципального района на 2012 год формируется. В нем предусматриваются средства на установку в муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова наряда полиции, ее обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов.

Представитель ответчика - МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа иск признал, пояснил суду, что в настоящее время в учреждении оборудована тревожная кнопка, заключен договор на обслуживание тревожной кнопки с ЧОП "Роман" по 30.09.2011. Оборудовать кнопку экстренного вызова полиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану не представляется возможным, поскольку отсутствует финансирование.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 года требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация Зарайского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Из материалов дела усматривается и не оспаривалось сторонами, что МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 32 того же Закона к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно п. 7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2008 NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.

В соответствии с п. 4.2 Постановления Правительства Московской области от 22.09.2004 N 579/37 "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области" главам муниципальных образований Московской области - председателям антитеррористических комиссий необходимо обеспечить совместно с руководителями объектов образования, находящихся в собственности муниципальных образований Московской области установление кнопок экстренного вызова милиции и заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов.

Таким образом, вышеназванным нормативным актом предписана обязательность установки кнопок экстренного вызова милиции (полиции), а не иных служб безопасности, вневедомственной охраны, частными охранными предприятиями, а также заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно учел, что полиция взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, в силу закона наделена рядом специальных прав и полномочий, которыми не наделены иные, созданные на коммерческой основе охранные организации, что, в свою очередь, делает возможным в короткие сроки пресекать противоправные деяния, устранять угрозу безопасности граждан и общественной безопасности, принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие кнопки экстренного вызова полиции и договора на круглосуточную охрану в МОУ Макеевская средняя общеобразовательная школа препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта с массовым пребыванием детей, а следовательно, угрожает нарушением права воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Отсутствие финансирования в данном случае не может служить основанием для неисполнения требования п. 4.2 Постановления Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, спорта, расположенных на территории Московской области". Обязанность по обеспечению и оборудованию кнопками экстренного вызова полиции здания учреждения образования лежит на Администрации Зарайского муниципального района и соответствующем муниципальном образовательном учреждении.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы кассационной жалобы Администрации Зарайского муниципального района сводятся к переоценке выводов суда, который правильно определил правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024