Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 ноября 2011 г. по делу N 33-1819

 

Судья: Комаров А.Б.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего: Никулинской Н.Ф.,

и судей: Муравьевой Е.А., Болонкиной И.В.,

с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,

при секретаре П.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Мантуровского муниципального района на решение Мантуровского районного суда от 10 октября 2011 года, которым иск Мантуровского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен.

Администрация Мунтуровского муниципального района Костромской области обязана организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ОООШ из д. Халбуж, д. Хлябишино, д. Смылово и МОУ Шулевская СОШ из д. Мослово, д. Угоры, д. Самылово, п. Карьково и обратно домой транспортном, соответствующим ГОСТ Р 5116098 "Автобусы для перевозки детей, технические требования" в срок до 01 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия

 

установила:

 

И.о. Мантуровского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мантуровского муниципального района о возложении обязанности организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ООШ, МОУ Шулевская СОШ и обратно домой транспортном, соответствующим ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей, технические требования" в срок до 01 декабря 2011 года. В обосновании иска указав, что в МОУ Угорская основная общеобразовательная школа (далее МОУ Угорская ООШ), расположенная в д. Угоры Мантуровского района, обучается 4 несовершеннолетних, которые проживают в отдаленных от учебного заведения населенных пунктах, а именно: д. Халбуж - 7 км, д. Хлябишино, -4 км, д. Самылово - 33 км. Также установлено, что в МОУ Шулевская средняя образовательная школа (далее МОУ Шулевская СОШ), расположенной по адресу: Мантуровский р-н., <...> "а", обучается 14 несовершеннолетних, которые проживают в отдаленных от учебного заведения населенных пунктах, а именно: д. Мослово - 3км, д. Угоры - 15 км, д. Самылово - 12 км, п. Карьково - 15 км. Таким образом, МОУ Угорская ООШ, МОУ Шулевская СОШ находятся на удаленном расстоянии (более 1 км) от места жительства учащихся и дети не могут преодолевать его пешком ежедневно. На занятия и после их окончания до дома добираются самостоятельно. Со ссылкой на Конституцию РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., Закон РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании", Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, прокурор полагал, что администрацией Мантуровского муниципального района полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования по основным общеобразовательным программам в части подвоза учащихся к образовательным учреждениям исполняются ненадлежащим образом, в связи с тем, что подвоз детей в МОУ Угорская ОООШ и в МОУ Шулевская СОШ не организован, учащиеся самостоятельно добираются до указанных образовательных учреждений, расположенных в других населенных пунктах (д. Леонтьево и д. Угоры Мантуровского района), соответственно образовательные учреждения не могут обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей, тем самым, администрацией Мантуровского муниципального района Костромской области нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья.

Мантуровским районным судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Глава Мантуровского муниципального района Костромской области С. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и производство по делу прекратить. Полагает, что исковое заявление прокурором подано не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах двух групп несовершеннолетних детей, что является процессуальным нарушением. После обращения ответчика с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с нарушением ст. 45 ГПК РФ, суд данное ходатайство не разрешил, что является нарушением ст. 166 ГПК РФ. Считает, что суду было необходимо привлечь администрацию Костромской области в качестве соответчика, а также суд не привлек к участию в деле территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сведения о факте, указанным в исковом заявлении о том, что учащиеся МОУ Шулевская СОШ и МОУ Угорская СОШ добирались до данных образовательных учреждений пассажирским автобусом марки ПАЗ 32054 К, принадлежащим на праве хозяйственного ведения МУП "Автоперевозки", не могут являться доказательством, так как не указан источник этих сведений. Считает, что объяснения ФИО8 также не может быть положено в основу решения суда, так как он не допрашивался в судебном заседании. Со ссылкой на ст. ст. 29, 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановление администрации Костромской области от 245-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на приобретение школьных автобусов, производимых на территории Российской Федерации, для общеобразовательных учреждений Костромской области в 2011 году" указывает, что выполнение санитарно-эпидемиологических требований по ежедневному подвозу учащихся в части ее финансовой составляющей является расходным обязательством администрации Костромской области. Администрация Мантуровского муниципального округа, выполняя требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участвует в исполнении вышеуказанного постановления администрации Костромской области и ждет поступления автобусов, приобретенных в порядке, предусмотренных этим постановлением, которые будут использованы для подвоза учащихся. Таким образом, считает, что действия администрации законны, поскольку они полностью основаны на действующем законодательстве в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а возложенная судом обязанность является незаконной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Хрящеву Е.Ю., которая полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению судебная коллегия не находит оснований к отмене решение суда.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о законности заявленных прокурором требований. Этот вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 6 Устава муниципального образования Мантуровский муниципальный район Костромской области к вопросам местного значения Мантуровского муниципального района в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Частью 3 ст. 39 названного Федерального закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 утверждены СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Согласно пункту 2.5. санитарно-эпидемиологических требований к размещению общеобразовательных учреждений в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

- во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;

- для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Пунктом 2.6. рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

Костромская область относится ко второму климатическому региону.

Специальные требования к автобусам, предназначенным для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, установлены Государственным стандартом Российской Федерации "Автобусы для перевозки детей. Технические требования. ГОСТ Р 51160-98".

Из материалов дела следует, что МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ школьных автобусов, соответствующих ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования", не имеют. Подвоз учащиеся данных школ осуществляется пассажирским автобусом МУП "Автоперевозки" (л.д. 8-9, 23).

Удовлетворяя требования прокурора, суд, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными нормами, правомерно исходил из того, что отсутствие организованного подвоза учащихся транспортом, предназначенным для перевозки детей, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану жизни и здоровья.

Довод кассационной жалобы о том, что администрация Мантуровского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным, поскольку, как уже указывалось выше, к вопросам местного значения Мантуровского муниципального района в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе был обратиться с данным иском в суд.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Также заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

И.о. прокурора Мантуровского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся в МОУ Угорская ООШ и МОУ Шулевская СОШ, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Довод кассационной жалобы о том, что администрация Костромской области не была привлечена к участию в деле в качестве соответчика, не может служить поводом к отмене решения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию деле.

Поскольку обязанность организовать ежедневный подвоз учащихся в МОУ Угорская ОООШ из д. Халбуж, д. Хлябишино, д. Смылово и в МОУ Шулевская СОШ из д. Мослово, д. Угоры, д. Самылово, п. Карьково и обратно домой транспортном, соответствующим ГОСТ Р 5116098 "Автобусы для перевозки детей, технические требования" суд возложил на администрацию Мантуровского муниципального района, то данным решением суда права администрации Костромской области не затрагиваются.

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Мантуровского районного суда от 10 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Мантуровского муниципального района - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024