Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 октября 2011 г. по делу N 33-2927-2011

 

Судья: Барабанова Т.К.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

судей

Симакова А.В.

Самойленко В.Г.

Тищенко З.Г.

с участием прокурора

Степанчук Н.А.

при секретаре У.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска гимназии N 9 об обязании совершить определенные действия

по кассационной жалобе главного специалиста комитета по образованию администрации города Мурманска М. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 29 июля 2011 года которым постановлено:

"Иск прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска гимназии N 9 об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение города Мурманска гимназии N 9 установить спортивный городок с элементами полосы препятствий на участке образовательного учреждения в течение 2011 - 2012 учебного года.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения города Мурманска гимназии N 9 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме _ _ рублей".

Заслушав доклад судьи Симакова А.В., возражения прокурора Степанчук Н.А. против жалобы судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

 

установила:

 

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению города Мурманска гимназии N 9 о возложении обязанности по совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что в МОУ гимназия N 9 отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, предназначенный для организации обучения учащихся школы начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащей организации учебно-материальной базы и оказывает негативное влияние на уровень подготовки обучающихся к военной службе.

Просил в течение 2011 - 2012 учебного года обязать ответчика установить спортивный городок с элементами полосы препятствий.

В судебном заседании заместитель прокурора Быстрова С.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель МОУ гимназия N 9 Г. с заявленным иском не согласилась. Пояснила, что необходимости в полосе препятствия не имеется. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска М. в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что требования основаны на неверном толковании закона.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Комитета по образованию администрации города Мурманска М. ставит вопрос об отмене данного судебного решения и принятии нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Кассатор ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на неисследованность доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Указывает, что суд пришел к неправильному выводу о том, что приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" противоречит Правилам разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 142.

Считает, что указанные выше правила относятся к порядку разработки образовательных стандартов нового поколения, в то время как согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" в переходный период до утверждения федеральных государственных образовательных стандартов для обучения граждан применяются действующие государственные образовательные стандарты.

Оценивая вышеназванные документы, суд вышел за рамки заявленных исковых требований, что противоречит нормам части 3 статьи 196 ГПК РФ, так как вопрос об оспаривании указанного приказа министерства прокурором не ставился. Кроме того, рассмотрение данного вопроса неподсудно Ленинскому районному суду г. Мурманска.

На основании вышеуказанных доводов полагает, что в настоящее время указанный приказ является действующим.

В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурора Ленинского административного округа Быстрова С.А. полагает, что кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей МОУ гимназии N 9 и Комитета по образованию администрации города Мурманска поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Пунктом 4 статьи 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 32 указанного Закона РФ к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе, в том числе по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, и порядок подготовки граждан основам военной службы урегулированы статьями 11 и 13 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке подготовки граждан РФ к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 года N 1441, и Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны и Министерства образования от 24.02.2010 года N 96/134 (Инструкция N 96/134).

Согласно указанным нормативно-правовым актам подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в течение двух последних лет обучения, финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 13 указанной выше Инструкции N 96/13 обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными стандартами в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Основы военной службы, включающие обязательную подготовку к военной службе, являются составной частью обязательного минимума содержания предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", утвержденного приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999 года N 56.

Финансирование расходов на подготовку граждан по основам военной службы осуществляется: в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования за счет средств, выделяемых субъектам Федерации из федерального бюджета.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (п. 14 Инструкции N 96/13).

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений (п. 15).

Согласно пунктам 9, 11 Инструкции N 96/13 органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Как следует из материалов дела в Муниципальном общеобразовательном учреждении г. Мурманска гимназии N 9 прокуратурой Ленинского округа г. Мурманска была проведена проверка об исполнении законодательства о воинской обязанности, в результате было установлено отсутствие спортивного городка с элементами полосы препятствий.

Установленный факт не оспаривался представителями указанного учреждения и Комитетом по образованию.

Исследовав приведенные выше нормы права и представленные сторонами объяснения и доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом суд правильно указал, что ответчиками не исполняются надлежащим образом требования действующего законодательства по организации совершенствования учебно-материальной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в части обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их обязательной подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно приведены в решении суда и судебная коллегия соглашается с ними, кассатором они не опровергнуты.

При этом суд, разрешая вопрос о применении приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" верно разъяснил, что анализ данного правового акта не позволяет утверждать, что он прошел соответствующую независимую экспертизу в Министерстве обороны Российской Федерации по части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

Разрешение вопроса об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах имеют межведомственный характер Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации, что также не нашло своего отражения в Приказе Министерства образования Российской Федерации.

Каких-либо доводов, позволяющих ставить под сомнение правильность постановленного по делу решения в кассационной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 29 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главного специалиста комитета по образованию администрации города Мурманска М. без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024