Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 2011 г. по делу N 33-10399/2011

 

11 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Ефремовой Л.Н., Набок Л.А.

При секретаре Т.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К.О. в интересах несовершеннолетних К.М., К.В., Ф.Е. в интересах несовершеннолетней Ф.А., П.О. в интересах несовершеннолетних П.Ю., С., К.Т.Н. в интересах несовершеннолетнего К.С., Н.О. в интересах несовершеннолетних Н.В., Н.Н. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 августа 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления К.О. в интересах несовершеннолетних К.М., К.В., Ф.Е. в интересах несовершеннолетней Ф.А., П.О. в интересах несовершеннолетних П.Ю., С., К.Т.Н. в интересах несовершеннолетнего К.С., Н.О. в интересах несовершеннолетних Н.В., Н.Н. об оспаривании действий должностного лица - отказать.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия выслушав объяснения представителя заявителей К.О., Ф.Е., П.О., С., К.Т.Н. - Р.И., по доверенности, Ф.Е., представителя К.О. - Л., по доверенности, представителя Н.О. - по доверенности, поддержавших доводы жалобы, мнение директора МОУ СОШ 27 - К.Т.М., объяснения представителей Мэрии г.о. Тольятти - К.И., Р.Н., по доверенности, возражавших против удовлетворения жалобы,

 

установила:

 

К.О. в интересах несовершеннолетних К.М., К.В., Ф.Е. в интересах несовершеннолетней Ф.А., П.О. в интересах несовершеннолетних П.Ю., С., К.Т.Н. в интересах несовершеннолетнего К.С., Н.О. в интересах несовершеннолетних Н.В., Н.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица.

В обоснование заявленных требований указано, что дети заявителей обучаются в МОУ средней общеобразовательной школе N 27 г.о. Тольятти.

Родители, а также их дети довольны уровнем, качеством образования, условиями, в которых организован образовательный процесс в данной школе. Все дети учатся в первую смену, наполняемость классов соответствует нормам САНПИН, детям в школе очень комфортно. После уроков для детей в школе организовано дополнительное образование, индивидуально-групповые занятия, элективные курсы.

Школа расположена в центре микрорайона, в пределах шаговой доступности для всех детей обслуживаемой школой территории.

07.07.2011 года мэром г.о. Тольятти П.А. принято решение о реорганизации МОУ средней общеобразовательной школы с углублением изучения отдельных предметов N 91 г.о. Тольятти в форме присоединения к ней МОУ средней общеобразовательной школы N 27 г.о. Тольятти.

Заявители считают, что подобными действиями мэра г.о. Тольятти, осуществленными без учета мнения родителей учащихся в МОУ средней общеобразовательной школе N 27 детей, нарушены права детей на получение качественного и общедоступного образования, а также права родителей выбирать формы получения образования, образовательные учреждения для своих детей, что гарантированно законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".

МОУ средняя общеобразовательная школа с углублением изучения отдельных предметов N 91 является образовательным учреждением профильного типа по некоторым предметам, в том числе и по предмету "Технология". Это достигается за счет урезания учебных часов по непрофильным предметам. В то время, как детям заявителей нужно полноценное среднее общее образование, получение которого как раз и обеспечивает МОУ средняя общеобразовательная школа N 27 г.о. Тольятти.

Согласно нормам САНПИН количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание.

Реорганизация проводится, в том числе, и с целью перераспределения части учащихся обеих школ между ними. Это может привести к тому, что классы школы N 27 будут переполнены, что негативно отразиться на условиях обучения детей.

Школа N 27 находится в пределах примерно 400 метров от любой точки обслуживаемого ею микрорайона, т.е. в пределах шаговой доступности для детей заявителей. Школа N 91 расположена гораздо дальше.

Квалификация преподавательского состава школы N 27 находится на высоком уровне.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявители просили суд отменить постановление мэра г.о. Тольятти N 2068-п/1 от 07.07.2011 г. "О реорганизации МОУ средней общеобразовательной школы с углублением изучения отдельных предметов N 91 г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МОУ средней общеобразовательной школы N 27 г.о. Тольятти".

Судом постановлено указанное выше решение, которое в кассационной жалобе К.О., Ф.Е., П.О., К.Т.Н., Н.О., просят отменить, считая его неправильным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решение суда, считает его законным и обоснованным.

Из материалов дела видно, что в соответствии с п. 1.2 Устава МОУ средней общеобразовательной школы N 27 учредителем школы является муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (т. 1 л.д. 26 - 49).

В соответствии с п. п. 3 пункта 1 ст. 31 Федерального Закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Установлено, что 07.07.2011 г. мэром г.о. Тольятти Самарской области вынесено постановление N 2068-п/1 "О реорганизации МОУ средней общеобразовательной школы с углублением изучения отдельных предметов N 91 г.о. Тольятти в форме присоединения к нему МОУ средней общеобразовательной школы N 27 г.о. Тольятти".

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятие подобного решения предоставлено мэрии г.о. Тольятти в пределах своей компетенции.

Кроме того, суд обоснованно посчитал неубедительным довод заявителей о том, что при реорганизации мэром г.о. Тольятти не было учтено мнение родителей, поскольку ни Законом "Об образовании", ни Уставом школы N 27, которые регламентируют деятельность общеобразовательного учреждения, его организацию, реорганизацию, ликвидацию, не предусмотрена необходимость получения согласия родителей учащихся общеобразовательного учреждения при проведении реорганизации.

Согласно ст. 9 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" в Российской Федерации реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по федеральному государственному образовательному стандарту с учетом типа и вида образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 52 ч. 1 Закона N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Судом установлено, что средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам, что установлено Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. в редакции от 10.03.2009 г. (в, г п. 1 ст. 1).

Более того, из Типового положения следует, что МОУ средняя общеобразовательная школа N 27 согласно Уставу и свидетельству о государственной аккредитации от 25.05.2010 г. реализует начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование и МОУ средняя общеобразовательная школа N 91 с углубленным изучением отдельных предметов, согласно свидетельству о государственной аккредитации от 21.05.2010 г. реализует начальное общее, основное общее с дополнительной подготовкой обучающихся их предмету технологии и среднее (полное) общее образование с дополнительной подготовкой общающихся их предмету технологии, дают учащимся одинаковые базовые знания по общим предметам.

Данное обстоятельство подтверждается также пояснительной запиской к учебному плану МОУ школы N 91 на 2010 г. - 2011 г. в которой указывается, что учебный план составлен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области N 55-од от 04.04.2005 г. с учетом СанПиН.

Кроме того, из пояснительной записки также усматривается, что как альтернатива обычному базовому образованию, есть вариант получения образования с углубленным изучением предмета "Технология": для учащихся 2 - 4 классов выделен дополнительный час для реализации программы "Технология", для учащихся 5 - 9 классов введен факультативный курс по интересующим их предметам, для учащихся 10 - 11 классов изучение предмета "Технология" проводится на базовом уровне или по желанию на профильном 1 час в неделю как факультативное занятие во второй половине дня.

В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том что, при проведении реорганизации права детей на получение образования не только не будут нарушены, но и наоборот им будет представлен выбор получения базового либо профильного образования.

К тому же, суд правильно указал в решении, что доводы о том, что уровень образования учеников в школе N 27 соответствует государственным стандартам, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются среднегородскими показателями "Средний балл ЕГЭ".

Согласно п. 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 189 от 29.12.2010 г. - наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Судом установлено, что согласно Уставу МОУ школы N 27 п. 4.23 установлена наполняемость классов в школе в количестве 25 учащихся.

Из Постановления Губернатора Самарской области N 77 от 28.04.2007 г. п. 2.4.5.4 следует, что одним из показателей эффективности использования материальных и финансовых ресурсов является сохранение средней наполняемости классов в городских школах на уровне 25 учащихся.

Также, из пояснений представителя департамента образования мэрии г.о. Тольятти следует, что в случае присоединения школы N 27 к школе N 91 количество учащихся будет в пределах установленных СаНПиН норм.

Эти обстоятельства нашли свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, доводы представителя заявителей о том, что школа N 91 существенно переполнена, что реорганизация проводится с целью перераспределения части учащихся обеих школ между ними, что приведет к нарушению норм СаНПиН обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку опровергаются доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства.

Согласно п. 2.2, 2.4 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 189 от 29.12.2010 г. здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений.

Установлено, что МОУ школа N 91 расположена в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта, что соответствует нормам СаНПиН.

Кроме того, согласно государственному контракту на поставку товаров N 4630 от 16.05.2011 г., разнарядки на автобусы от 16.05.2011 г. N 4630 МОУ школе N 91 предоставлен автобус ПАЗ 32053-70 для организации доставки учащихся в школу.

В связи с чем, доводы об увеличении пути до школы N 91 в случае проведения реорганизации, что приведет к нарушению норм СаНПиН, не нашли подтверждения в судебном заседании.

Таким образом, судом установлено, что при проведении реорганизации форма обучения детей заявителей не меняется - остается очной; образовательное учреждение ими уже выбрано, в случае, если данное образовательное учреждение не отвечает интересам заявителей, последние вправе осуществить выбор иного образовательного учреждения, в том числе в районе их проживания; в школе N 91, как и в школе N 27 имеются коррекционные классы, поскольку школа является муниципальным образованием - образование в ней бесплатное, школа N 91 находится в том же районе, что и школа N 27.

Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оснований для отмены указанного постановления мэра г.о. Тольятти от 07.07.2011 г. N 2068-п/1 "О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов N 91 городского округа Тольятти в форме присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 27 г.о. Тольятти" не имеется, поскольку вынесено в интересах учащихся средних школ NN 27, 91.

Доводы кассаторов о незаконности и необоснованности решения суда несостоятельны, поскольку все обстоятельства, имеющие юридическое значения для правильного разрешения данного дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с нормами действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16.08.2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу К.О. в интересах несовершеннолетних К.М., К.В., Ф.Е. в интересах несовершеннолетней Ф.А., П.О. в интересах несовершеннолетних П.Ю., С., К.Т.Н. в интересах несовершеннолетнего К.С., Н.О. в интересах несовершеннолетних Н.В., Н.Н. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024