Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 сентября 2011 г. по делу N 33-20942

 

Судья: Буянтуева Т.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,

судей Бакулина А.А., Терещенко А.А.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2011 года кассационную жалобу Администрацию городского округа Балашиха на решение Балашихинского городского суда Московской области от 07 июля 2011 года по делу по иску Балашихинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным бездействия, обязании увеличить число дошкольных мест,

заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,

объяснения представителя администрации городского округа Балашиха по доверенности Ш.,

 

установила:

 

Балашихинский городской прокурор в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.о. Балашиха при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории городского округа, просил обязать Администрацию г.о. Балашиха увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования мкр. 1 Мая г.о. Балашиха на 382 в течение двух лет со дня вынесения решения суда. Требования мотивированы тем, что в настоящее время в мкр. 1 Мая функционирует единственное муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N ***, списочный состав составляет 120 детей на 6 групп. Несмотря на то, что в ноябре 2010 г. по информации Администрации г.о. инвестором - застройщиком ООО "Мортон-РСО" завершена реконструкция ДОУ "Детский сад комбинированного вида N *** с увеличением вместимости на 75 человек, тем не менее по состоянию на 22 апреля 2011 г. в очереди на устройство в дошкольные учреждения мкр. 1 Мая состоят 382 ребенка.

В судебном заседании помощник прокурора Челебян Н.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха по доверенности Ш. требования не признал и пояснил, что со стороны Администрации г.о. Балашиха предпринимаются все меры по улучшению сложившейся ситуации, имеется проект застройки территории, который согласован, и Администрация действует в соответствии с этим проектом, очереди в дошкольные детские учреждения не имеется.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 07 июля 2011 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Балашиха просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" является осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, содействие интеллектуальному, физическому, психическому и нравственному развитию ребенка.

В соответствии с п. 5 ст. 13 указанного Закона порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципальных образований, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях су четом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований.

Государственная политика в данной сфере является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав и подготовки к полноценной жизни.

Из материалов дела следует, что на основании утвержденного постановлением Главы Балашихинского района "Проекта планировки территории микрорайона 1 Мая г. Балашихи Московской области" от 01.12.2005 г. N 1856 в мкр. 1 Мая предусмотрено строительство двух дошкольных и одного школьного образовательного учреждения. Имущественные права одного дошкольного учреждения принадлежат Администрации г.о. Балашиха, строительство второго дошкольного учреждения (детский сад корп. N 40 на 140 мест) производится за счет собственных средств ООО "Мортон-РСО".

В настоящее время в мкр. 1 Мая функционирует единственное муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 23", списочный состав составляет 120 детей на 6 групп.

Как следует из ответа Администрации г.о. Балашиха, в ноябре 2010 г. инвестором-застройщиком ООО "Мортон-РСО" завершена реконструкция ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 23" с увеличением вместимости на 75 человек, тем не менее по состоянию на 22 апреля 2011 г. в очереди на устройство в дошкольные учреждения мкр. 1 Мая состоят 382 ребенка (л.д. 7-ответ Администрации г.о. Балашиха, 8).

Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в результате бездействия администрации г.о. Балашиха нарушаются права детей, проживающих на территории данного городского округа на получение, бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, правомерно сделал вывод о бездействии со стороны администрации г.о. Балашиха в части, соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.

Недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена.

Руководствуясь ст. ст. 360 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Балашихинского городского суда Московской области от 07 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024