Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июня 2011 г. по делу N 33-811

 

Судья Хлебникова Н.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Победова В.В.,

судей Игошина В.Е. и Новиковой Л.А.,

при секретаре З.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации Бежаницкого района Псковской области на решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 19 апреля 2011 года, которым постановлено:

Заявление прокурора Бежаницкого района о признании пункта 2.12 Положения, утвержденного Решением Собрания депутатов Бежаницкого района от 30.07.2010 N 320 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района" незаконным, содержащим признаки коррупциогенного фактора, недействующим с момента вступления решения суда в силу, удовлетворить.

Признать незаконным, противоречащим федеральному законодательству, содержащим признаки наличия коррупциогенного фактора и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 2.12 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района, утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района".

Обязать Администрацию Бежаницкого района привести в соответствие с действующим законодательством Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района, утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года, исключив из раздела 2 Положения пункт 2.12.

В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в печатном издании Бежаницкого района - газете "Сельская новь" сообщение следующего содержания: "Решением Бежаницкого районного суда от 19 апреля 2011 года признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.12. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района (утверждено постановлением Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 г. N 178)".

Взыскать с Администрации Бежаницкого района в доход государства государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения представителя Администрации Бежаницкого района В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Анашкиной М.М., считающей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Постановлением Администрации Бежаницкого района от 14 февраля 2011 года N 178 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района, которое опубликовано 22 февраля 2011 года в газете "Сельская новь" N 15.

Пунктом 2.12. указанного Положения установлено, что в исключительных случаях в целях обеспечения кадрами учреждений социальной сферы (медицинскими работниками, учителями, воспитателями, культработниками), а также сельхозпредприятий специалистами сельского хозяйства и для выполнения контрактных обязательств перед работником Комиссия вправе принимать решения о первоочередном предоставлении места (не более 15% от замещаемых мест) в МДОУ детям вышеперечисленных специалистов по ходатайству работодателей, после внеочередного и первоочередного обеспечения местами детей в дошкольные учреждения, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством.

Прокурор Бежаницкого района обратился в суд с заявлением об оспаривании этого пункта, считая, что он противоречит требованиям федерального законодательства и приведет к нарушению конституционного принципа доступности дошкольного образования для детей граждан иных профессий. Перечень лиц, пользующихся правом первоочередного и внеочередного зачисления в МДОУ, определен нормами федерального законодательства, в соответствии с которыми для детей работников социальной сферы и сельского хозяйства не предусмотрено право на внеочередное предоставление места в МДОУ. Это нарушение требований законодательства указывает на наличие в нем коррупциогенного фактора, выразившегося в выборочном изменении объема прав - создание возможности предоставления должностными лицами, уполномоченными на решение вопросов зачисления детей в дошкольные учреждения, необоснованных привилегий отдельным категориям граждан.

Представитель Администрации Бежаницкого района В. возражала против удовлетворения заявления прокурора, поскольку принятое постановление не противоречит федеральному законодательству, перечень категорий лиц не является исчерпывающим. Комплектование МДОУ, предусмотренное оспариваемым пунктом, принято с целью исключения возможной коррупции. Эта норма позволяет привлекать нужных специалистов в район.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация Бежаницкого района ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, приводя в основном те же доводы, что и в ходе судебного разбирательства.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В оспариваемом пункте нормативного акта Администрация Бежаницкого района определила первоочередное предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям медицинских работников, учителей, воспитателей, культработников, а также работников сельхозпредприятий после внеочередного и первоочередного обеспечения местами детей работников, имеющих на это право в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях является мерой социальной поддержки.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции от 2 февраля 2011 года) "Об образовании" определяет меры социальной поддержки для работников образовательных учреждений и первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей работников образовательных учреждений не предусмотрено.

В статье 55 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденных ВС РФ 9 октября 1992 года N 3612-1 (ред. от 8 мая 2010 года) установлены меры социальной поддержки работников культуры и такая мера, как первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей работников учреждений культуры, отсутствует.

Отсутствует и законодательство, предусматривающее такие меры социальной поддержки для работников сельхозпредприятий.

Не предусмотрены такие меры социальной поддержки для указанных в оспариваемом пункте категорий граждан и в Законе Псковской области от 5 апреля 2005 года N 427-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области".

Поскольку ни вышеуказанным федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрены установленные оспариваемым пунктом меры социальной поддержки по первоочередному предоставлению мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях такой категории граждан, как работников образовательных учреждений, учреждений культуры и работников сельхозпредприятий, не предусмотрены в вышеуказанных нормативных актах и полномочия органов местного самоуправления по установлению таких мер социальной поддержки, решение суда в этой части является законным и обоснованным.

При этом необходимо учитывать, что незаконное установление первоочередного предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях отдельным категориям граждан нарушает права других граждан, состоящих в общей очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях, что подтверждается материалами дела.

Так из справки отдела образования Администрации Бежаницкого района следует, что в очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях состоит 136 человек.

Из пояснения представителя Администрации Бежаницкого района и материалов дела видно, что за период действия оспариваемого пункта в детских дошкольных учреждениях было представлено на основании положения этого пункта 3 места, из них 2 - детям работников сельхозпредприятий (ОАО "Ударник" и СПК "Озерный"), 1 - ребенку директора учреждения культуры.

Данные обстоятельства безусловно свидетельствуют о нарушении прав граждан общей очереди, вставших на учет ранее наделенных льготой работников.

В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными.

В то же время, статьей 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья" определено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Исходя из положения данной нормы, решение суда в этой части подлежит уточнению, поскольку медицинские работники муниципальных организаций здравоохранения могут пользоваться такой мерой социальной поддержки, как первоочередное предоставление мест в детских дошкольных учреждениях в случае установления ее органами местного самоуправления в силу положения указанной нормы.

Подлежит уточнению и резолютивная часть решения суда в части взыскания государственной пошлины с Администрации района по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Как следует из материалов дела, прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку Администрация Бежаницкого района освобождена от уплаты государственной пошлины, решение суда о ее взыскании не может быть признано правильным, указание на это в резолютивной части необходимо исключить.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 19 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Бежаницкого района Псковской области - без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения суда указание на взыскание с Администрации Бежаницкого района в доход государства государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив ее в следующей редакции:

Заявление прокурора Бежаницкого района о признании пункта 2.12 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района, утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года, незаконным, содержащим признаки коррупциогенного фактора, недействующим с момента вступления решения суда в силу, удовлетворить частично.

Признать незаконным, противоречащим федеральному законодательству, содержащим признаки наличия коррупциогенного фактора и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 2.12 "Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района", утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года, в части установления для детей учителей, воспитателей, культработников, а также специалистов сельского хозяйства сельхозпредприятий, права на первоочередное предоставление мест в МДОУ.

В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в печатном издании Бежаницкого района - газете "Сельская новь" сообщение следующего содержания: "Решением Бежаницкого районного суда от 19 апреля 2011 года признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.12. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района (утверждено постановлением Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 г. N 178) в части установления для детей учителей, воспитателей, культработников, а также специалистов сельского хозяйства сельхозпредприятий, права на первоочередное предоставление мест в МДОУ.

 

Председательствующий

В.В.ПОБЕДОВ

 

Судьи

В.Е.ИГОШИН

Л.А.НОВИКОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024