Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2011 года

 

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи П.Т.

с участием прокурора Н.

при секретаре Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ю. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 7 части 3 статьи 20.1 Закона Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (в редакции Закона от 29 апреля 2011 года N 1-ЗО) в части слов "непосредственно перед выходом на пенсию",

 

установил:

 

В соответствии с абзацем 7 части 3 статьи 20.1 Закона Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (в редакции Закона от 29 апреля 2011 года N 1-ЗО) руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам образовательных учреждений (за исключением совместителей), вышедшим на пенсию, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), в том числе путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты, или компенсацией в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, и проживающим в указанных населенных пунктах, предоставляется компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты.

Ю. обратилась в суд с заявлением о признании абзаца 7 части 3 статьи 20.1 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части слов "непосредственно перед выходом на пенсию".

В обоснование своих требований указала, что с 24 августа 1983 года по 8 сентября 2003 года она работала в С-ской средней общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, и ей предоставлялось бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Стаж ее педагогической работы в сельской школе составляет 24 года.

После увольнения с педагогической работы указанная льгота ей не предоставлялась. В декабре 2009 года вышла на пенсию по старости.

В предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано в связи с тем, что указанные меры предоставляются педагогам-пенсионерам при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях в сельской местности.

Оспариваемый Закон области, содержащий дополнительное условие "непосредственно", издан с нарушением федерального законодательства, ограничивает чисто лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством, нарушает ее права педагога с 24-летним стажем на пользование указанными мерами социальной поддержки.

При определении условия предоставления мер социальной поддержки педагогам, вышедшим на пенсию, региональному законодателю необходимо было руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255, согласно которому за перешедшими на пенсию педагогическими работниками сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы в сельской школе составляет не менее 10 лет. Никаких дополнительных условий в постановлении не содержится.

В судебном заседании Ю. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что после увольнения с педагогической должности с 9 декабря 2004 года она работала библиотекарем Воскресной школы - филиала М-ского отдела Вятской епархии, с 15 сентября 2003 года по 15 сентября 2004 года и с 1 декабря 2009 года по 29 декабря 2009 года состояла на учете в качестве безработной, с 11 января 2010 года по 1 марта 2010 года состояла на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы. В декабре 2009 года вышла на пенсию на общих основаниях. При увольнении с педагогической работы она надеялась, что при выходе на пенсию будет пользоваться мерами социальной поддержки, поскольку ее педагогический стаж более 20 лет. На момент прекращения педагогической деятельности Закон области "Об образовании в Кировской области" не содержал ограничения в виде словосочетания "непосредственно перед выходом на пенсию". В этой связи полагает, что оспариваемые положения Закона области противоречат подпункту "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255, поскольку ограничивают круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, снижают уровень мер социальной поддержки по сравнению с ранее предоставляемыми льготами, и нарушают ее права на получение этих мер.

Представитель Ю. - П.И. также указал на противоречие оспариваемого положения Закона области постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255.

Представитель Законодательного Собрания Кировской области, действующая на основании доверенности П.Н., заявленные требования не признала. Суду пояснила, что оспариваемый Закон области принят в соответствии с компетенцией Законодательного Собрания Кировской области и не противоречит федеральному законодательству. Новая редакция Закона области от 29 апреля 2011 года не изменила категорию получателей мер социальной поддержки, не ухудшила условия предоставления мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам, объем финансирования этих мер не снижен. Меры социальной поддержки предоставляются исключительно за счет средств областного бюджета. Законом области от 2 декабря 2010 года N 579-ЗО "Об областном бюджете на 2011 год" на 2011 год предусмотрено 105556 тыс. рублей.

Заслушав объяснения Ю. и ее представителя П.И., объяснения представителя Законодательного Собрания Кировской области П.Н., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Н., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Публикация Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об образовании в Кировской области" от 29 апреля 2011 года N 1-ЗО произведена в газете "Вятский край" от 5 мая 2011 года, Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и является действующим.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с пунктами "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, а также общие вопросы образования, жилищное законодательство.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Сохранение мер социальной поддержки (ранее - льгот) бывшим педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, было урегулировано постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22 разъяснен порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).

Согласно указанным разъяснениям право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, если общий стаж работы в сельских образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в образовательных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

Положения постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255, касающиеся сохранения жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.12.2010).

С учетом положений вышеизложенных федеральных правовых актов Законодательным Собранием Кировской области принят Закон Кировской области от 29 апреля 2011 года N 1-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об образовании в Кировской области", в соответствии с которым часть 3 статьи 20.1 дополнена абзацем седьмым следующего содержания:

Руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам образовательных учреждений (за исключением совместителей), вышедшим на пенсию, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), в том числе путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты, или компенсацией в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, и проживающим в указанных населенных пунктах, предоставляется компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты.

Закон принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Кировской области, предоставленных ему Федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об образовании" (в редакции Закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) и финансируется за счет средств бюджета области.

Внесенные изменения в Закон области "Об образовании в Кировской области" не снижают уровня ранее предоставляемых мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного жилого помещения с отоплением и энергоснабжением, предоставляемых педагогам, в том числе, вышедшим на пенсию, поскольку предусматривают компенсацию этих расходов в размере 100 %.

Оспариваемый Ю. абзац 7 части 3 статьи 20.1 Закона области не противоречит действующему федеральному законодательству, направлен на защиту проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, вышедших на пенсию.

Ссылка на противоречие оспариваемых положений Закона области подпункту "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 является несостоятельной. Указанное постановление предусматривает сохранение льгот, перешедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Для сохранения права пользования льготами на момент выхода на пенсию педагогические работники должны этими льготами пользоваться. Это же условие содержится и в оспариваемом Законе области.

Ю. не относится к пенсионерам из числа педагогических работников, поскольку вышла на пенсию по общим основаниям. На момент выхода на пенсию она не пользовалась мерами социальной поддержки, предоставляемыми педагогам.

В этой связи суд находит несостоятельным и довод о том, что оспариваемым нормативным правовым актом снижен уровень предоставляемых ей ранее мер социальной поддержки.

Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке педагогов, вышедших на пенсию, осуществляется исключительно за счет средств бюджета Кировской области, и Законодательное Собрание области вправе самостоятельно определить размер и условия компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением указанной категории граждан, не допуская снижения уровня ранее предоставляемых мер социальной поддержки, суд полагает оспариваемые положения Закона области принятыми в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения и не противоречащими федеральному законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Ю.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

решил:

 

Заявление Ю. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 7 части 3 статьи 20.1 Закона Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (в редакции Закона области от 29 апреля 2011 года N 1-ЗО) в части слов "непосредственно перед выходом на пенсию" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

 

Вступило в законную силу 10 августа 2011 г.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024