Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июня 2011 г. по делу N 33-2488/11

 

Судья: Бредихина Н.А.

Докладчик: Косарев Е.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Будковой Т.Н.,

судей коллегии Косарева Е.Н., Калиниченко Т.В.,

секретаря судебного заседания К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам представителя ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" Р. и представителя Минобрнауки Амурской области Д. на решение Благовещенского городского суда от 13 апреля 2011 года, которым постановлено

обязать Минобрнауки Амурской области и ГОАУ ДПО Амурский областной ИРО обеспечить доступ сети Интернет, к образовательным ресурсам сети Интернет, авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, для дистанционного обучения ребенка - инвалида Н., по адресу.

Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения представителя ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" О., доверенность <...> и представителя Минобрнауки Амурской области Д., доверенность <...>, прокурора Гриценко А.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор г. Белогорска обратился в суд исковым заявлением в интересах Н.

В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой г. Белогорска проведена проверка прав детей-инвалидов по созданию им условий для дистанционного обучения.

Проверкой установлено, что постановлением Правительством Амурской области утверждена Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009-2015 годы" от 15 ноября 2008 года N 278, согласно которой (раздел 4) мероприятия программы сгруппированы по четырнадцати направлениям (подпрограммам), в число которых входит подпрограмма "Развитие образования детей-инвалидов". Система программных мероприятий представлена в приложении N 1 к настоящей программе. Согласно п. 8 указанного Приложения на подпрограмму "Развития образования детей-инвалидов" предусмотрены денежные средства в размере 46 800,197 тыс. руб., государственным заказчиком является Минобрнауки Амурской области. Целью программы является обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам, получение ими качественного образования, расширение возможности их последующей профессиональной занятости, как следствие, их успешной социализации и интеграции в общество.

В целях реализации Долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009-2015 годы" Министерством образования и науки Амурской области издан приказ "О мерах по реализации мероприятий по развитию дистанционного образования детей-инвалидов в области" от 09.02.2010 N 177, пунктом 4 которого утверждено Положение о дистанционном образовании детей-инвалидов в Амурской области.

Пунктом 8.4. Положения о дистанционном образовании детей-инвалидов в Амурской области установлено, что детям - инвалидам из числа участников проекта за счет бюджета проекта во временное пользование предоставляются: специализированная компьютерная и периферийная техника; доступ к образовательным ресурсам сети Интернет; авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика; иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы. Согласно п. 9.2. Положения о дистанционном образовании детей-инвалидов в Амурской области основными направлениями расходования средств бюджета проекта являются: средства софинансирования из областного бюджета на обеспечение доступа детей-инвалидов к ресурсам Интернет в течение учебного года.

В целях реализации мероприятий программы Н., которая является ребенком-инвалидом, учащейся <...> класса МОУ СОШ N <...> и проживает там же на ул. <...>, для дистанционного обучения установлена специализированная компьютерная и периферийная техника оборудование, что подтверждается актами передачи комплекта программно-технических средств участнику образовательного процесса от 2010. Однако доступ в Интернет, а именно доступ к образовательным ресурсам сети Интернет; авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, не обеспечен.

Таким образом, до настоящего времени не достигнута цель Долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009-2015 годы", а именно обеспечение доступа детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам, получение ими качественного образования, расширение возможности их последующей профессиональной занятости, как следствие, их успешной социализации и интеграции в общество.

Прокурор просил суд обязать Минобрнауки Амурской области и ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" обеспечить доступ сети Интернет, именно доступ к образовательным ресурсам сети Интернет; авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, для дистанционного обучения ребенка - инвалида Н., по адресу.

В письменном отзыве представитель Минобрнауки Амурской области требования прокурора не признал, указав, что Н., которая является ребенком-инвалидом и учащайся <...> класса в МОУ СОШ N <...> по месту ее проживания для дистанционного обучения <...> 2010 года была установлена специализированная компьютерная и периферийная техника, оборудование, но доступ в сеть Интернет, а именно доступ к образовательным ресурсам сети Интернет и авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика не был обеспечен, ввиду отсутствия механизма финансирования образовательного учреждения на указанные цели и отсутствия у МОУ СОШ N <...> финансовых средств на эти цели.

В связи с внесенными изменениями в Закон АО "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях" от 1 сентября 2008 года N 98-ОЗ, в методику расчета фонда материального обеспечения деятельности образовательного учреждения введен дополнительный коэффициент, предусматривающий годовой объем средств на оплату услуг доступа к сети "Интернет" для организации дистанционного образования детей-инвалидов. Названный Закон АО распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Следует отметить, что при отсутствии доступа к сети "Интернет" для организации дистанционного образования детей-инвалидов в соответствии с долгосрочной целевой программой, действует "традиционное" обучение на дому педагогами-предметниками МОУ СОШ N <...>. Учитывая вышеизложенное, право Н. на получение образования на дому, Минобрнауки Амурской области и ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" не нарушается, а дистанционное обучение детей-инвалидов является альтернативным, более современным механизмом реализации права ребенка-инвалида на получение образования на дому, который внедряется как инновация в сфере образования.

Представитель ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" требования прокурора не признал, в письменном отзыве указал, что мероприятия по обеспечению доступа к образовательным ресурсам сети Интернет Н. выполняются. Н. во временное пользование была предоставлена специализированная компьютерная и периферийная техника, о чем свидетельствует акт передачи комплекта программно-технических средств от <...> 2010 года; был предоставлен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, что подтверждает акт оказанных услуг по подключению комплекта программно-технических средств к сети Интернет от <...> 2010 года; был предоставлен авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика на информационно-образовательном ресурсе iclass.home-edu.ru Центра образования "Технологии обучения" г. Москвы, о чем свидетельствует ее персональная страничка на сайте.

Для обеспечения доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы и другим электронным образовательным ресурсам были созданы персональные электронные ящики на домене <...>.ru для учащихся и регистрация в <...>, в том числе и для Н. - <...>ru, <...>.

Согласно Регламенту регистрации для предоставления персонального доступа учащимся в информационно-образовательную среду iclass.home-edu.ru были созданы на основании персональных данных электронные анкеты учащихся. Подписка Н. на учебные курсы (образовательные области) на информационно-образовательном ресурсе iclass.home-edu.ru проводилась согласно выбору предметных образовательных областей на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей ребенка-инвалида и пожеланий родителей.

Согласно подписке на образовательный контент iclass.home-edu.ru Н. имеет доступ с правами ученика на курсы "...", "...", "...".

Специалистами ЦДО в соответствии с графиком <...> 2010 года было проведено обучение родителей Н. <...>.

В части своих полномочий и компетенций ГОАУ ДПО Амурский областной ПРО обязательства по реализации мероприятий, обеспечивающих доступ Н. к образовательным ресурсам сети Интернет, авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, выполнил.

В связи с изменениями в Закон Амурской области "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях" от 1 сентября 2008 года N 98-ОЗ, увеличен размер межбюджетных трансфертов на выделение дополнительного объема средств на оплату Интернет услуг для дистанционного обучения детей-инвалидов. С 1 января 2011 года обязанность оплаты услуг доступа к сети Интернет для организации дистанционного образования возложена на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Из письменного отзыва третьего лица МУ "Комитета по образованию, делам молодежи" следует, что согласно приказу от 10 сентября 2010 N <...> ученице Н. предоставляется обучение на дому из расчета <...> учебных часов в неделю. Во исполнение приказа Минобрнауки Амурской области от 9 февраля 2010 года N 177 проведен мониторинг индивидуальных особенностей детей-инвалидов и медицинских показаний для возможности их включения в областную подпрограмму "Развитие образования детей-инвалидов" в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009-2015 годы" от 15.11.2008 N 278 с целью получения дополнительного образования в форме дистанционного обучения. В число детей, участников областной программы, в 2010 году вошла Н., ученица МОУ СОШ N <...>.

Суд принял названное решение.

В кассационных жалобах представители ГОАУ ДПО Амурский областной ИРО и Минобрнауки Амурской области просят отменить решение суда первой инстанции, указав, что суд неправильно применил нормы материального права; что суд в решении пришел к выводу о том, что Н. был обеспечен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, однако суд возложил обязанность на ответчиков повторно его обеспечить. Однако не требуется повторно обеспечивать доступ к Интернет сети, который имеется, поскольку достаточно оплатить услуги за пользование ресурсами сети Интернет органом муниципального образования, на который законом возложена такая обязанность.

Возражений на кассационные жалобы не поступило.

В суде кассационной инстанции представители ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" и Минобрнауки Амурской области доводы, приведенные в кассационных жалобах, поддержали в полном объеме, решение суда просили отменить, принять новое решение.

Прокурор, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Н., которая является ребенком-инвалидом, учащейся <...> класса МОУ СОШ N <...> и проживает там же на ул. <...>.

ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" выполнило мероприятия по обеспечению доступа к образовательным ресурсам сети Интернет Н. Для обеспечения доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к учебно-методическому комплексу были созданы персональные электронные ящики на домене <...>.ru для учащихся и регистрация в, в том числе и для Н. <...> - <...>.ru, <...>. Для предоставления персонального доступа учащимся в информационно-образовательную среду iclass.home-edu.ru были созданы на основании персональных данных электронные анкеты учащихся.

Во временное пользование Н. была предоставлена специализированная компьютерная и периферийная техника; предоставлен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет; предоставлен авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика на информационно-образовательном ресурсе iclass.home-edu.ru Центра образования "Технологии обучения" г. Москвы. Подписка на учебные курсы (образовательные области) на информационно-образовательном ресурсе iclass.home-edu.ru проводилась согласно выбору предметных образовательных областей на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей ребенка-инвалида и пожеланий родителей.

Согласно подписке на образовательный контент iclass.home-edu.ru Н. имеет доступ с правами ученика на курсы "...", "...", "...". Специалистами ЦДО в соответствии с графиком <...> 2010 года было проведено обучение родителей Н..

Однако в виду неуплаты за пользование образовательными ресурсами сети Интернет Н. в 2011 году не смогла им воспользоваться.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных и интересов граждан, в том числе по вопросам социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Статья 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.

На основании ст. 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 "Порядка использования дистанционных образовательных технологий" утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 года N 137, образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

В соответствии с п. 8.4 "Положения о дистанционном образовании детей-инвалидов в Амурской области" от 9 февраля 2010 года N 177, детям-инвалидам из числа участников проекта за счет бюджета проекта во временное пользование предоставляются: специализированная компьютерная и периферийная техника; доступ к образовательным ресурсам сети Интернет; авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика <...>; иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" от 18 июля 1996 года N 861 (ред. от 01.02.2005), родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) (п. 9).

Закон Амурской области "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области" от 28 ноября 2006 года N 246-ОЗ (ред. от 10.12.2010) определяет порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, размеры компенсации затрат родителей на эти цели и регулирует вопросы воспитания и обучения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях области.

В соответствие со ст. ст. 3 и 4 указанного Закона Амурской для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать дошкольные и общеобразовательные учреждения, муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение детей-инвалидов на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по обеспечению воспитания и обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях с 1 января 2007 года на неограниченный срок. На реализацию государственных полномочий предусматриваются средства в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

Согласно ст. 2 Закона Амурской области "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях" <...> от 1 сентября 2008 года N 98-ОЗ (в ред. от 01.04.2011 N 459-ОЗ) межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на оплату услуг доступа к сети Интернет для организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Главным распорядителем финансовых средств, предусмотренных на финансовое обеспечение, является исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции управления в сфере образования (ст. 3 Закона АО N 98-ОЗ).

Таким образом, из анализа приведенных нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъекта РФ следует, что финансовое обеспечение расходов для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе на оплату услуг доступа к сети Интернет для организации дистанционного образования детей-инвалидов производится за счет средств бюджета субъекта РФ и субсидий из федерального бюджета.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судебная коллегия находит заслуживающими доводы, приведенные в кассационной жалобе представителя ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" о том, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что Н. ответчик предоставил авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, которым она пользовалась, т.е. был обеспечен технический доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, поэтому суд необоснованно возложил обязанность на ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" повторно выполнить работы, которые ранее были выполнены.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в отношении ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" подлежащим отмене, и, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, принять новое решение, об отказе в удовлетворении требований прокурора в указанной части.

Судебная коллегия находит заслуживающими доводы, приведенные в кассационной жалобе о том, что Минобрнауки Амурской области не обязано обеспечивать доступ к образовательным ресурсам сети Интернет и т.д. для детей-инвалидов, поскольку не является образовательным учреждением, не осуществляет образовательный процесс и не вправе использовать дистанционные образовательные технологии, поскольку в силу ст. 32 Закона РФ "Об образовании" использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий относятся компетенции образовательного учреждения. Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что на Минобрнауки возложена обязанность контроля за финансовым обеспечением общеобразовательных программ, в том числе обеспечением дистанционных образовательных технологий.

Судом первой инстанции установлено, что ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" обеспечило Н. технический доступ к образовательным ресурсам сети Интернет, однако в связи с неуплатой оператору связи за его пользование в 2011 году образовательные услуги в сети Интернет перестали ей предоставляться как пользователю телематических услуг связи.

При этом суд первой инстанции не исследовал вопрос и не дал оценку: кем, каким образом и на каком основании должны предоставляться телематические услуги связи Н., т.е. кто уполномочен на заключение договора с оператором связи на оказание и оплату телематических услуг связи (образовательное учреждение, муниципальное образование или Минобрнауки области), в целях обеспечения доступа к сети Интернет при использовании дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов и педагогических работников. Суд первой инстанции не решал и не ставил на обсуждение вопрос о расширении круга лиц, в полномочия которых входит решение вопросов по внедрению дистанционных образовательных технологий для детей-инвалидов, в том числе о привлечении к участию в деле образовательное учреждение МОУ СОШ N <...> и муниципальное образование г. Белогорск.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела; исследовать вопросы, указанные в мотивировочной части настоящего определения; решить вопрос о привлечении к участию в деле образовательное учреждение МОУ СОШ N <...>, где обучается Н., и муниципальное образование г. Белогорск; правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор по существу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Благовещенского городского суда от 13 апреля 2011 года отменить, в отношении ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" принять новое решение.

Отказать в удовлетворении заявления прокурора г. Белогорска к ГОАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" о возложении обязанности обеспечить доступ сети Интернет, к образовательным ресурсам сети Интернет, авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика, для дистанционного обучения ребенка - инвалида Н., по адресу.

В остальной части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024