Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 мая 2011 г. по делу N 33-3300

 

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Кочуковой Г.Н.

судей: Моргунова Ю.В., Поздняковой О.Ю.

при секретаре С.

рассмотрела в судебном заседании от 20 мая 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Х. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и Муниципальному учреждению "Комитет по управлению объектами муниципальной собственности" администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о возмещении расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, по кассационной жалобе представителя Министерства Финансов РФ на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 01 февраля 2011 года

Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации К., судебная коллегия,

 

установила:

 

Х. обратилась в суд иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации, администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и Муниципальному учреждению "Комитет по управлению объектами муниципальной собственности" администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о возмещении расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

В обоснование заявленных требований указала, что работая ФГОУ СПО Ванинского филиала Хабаровского промышленно-экономическом техникума в Ванинском районе, который относится к сельской местности (рабочий поселок), после принятия Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. с 01.01.2005 г., она не имеет возможности получать льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Закона РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 г. Согласно п. 9 ст. 55 данного Закона, установление мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений отнесено к компетенции Правительства РФ, которое до настоящего времени не приняло соответствующий нормативно-правовой акт. В результате бездействия Правительства РФ нарушены ее права и ей причинен материальный ущерб, который подлежит возмещению за счет Казны Российской Федерации. С ДД.ММГГГ ЖКХ администрации Ванинского района прекратило предоставлять льготы в натуральном виде, и ей пришлось оплачивать в полном объеме жилищно-коммунальные услуги за период с 2005 г. по 2010 г., а также ею оплачены счета за электроэнергию за тот же период. С ДД.ММГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею оплачено за жилое помещение с отоплением и освещением. Просит взыскать с ответчиков компенсацию за оплаченные жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию в размере и расходы по оплате госпошлины в размере.

Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 01 февраля 2011 года исковые требования Х. удовлетворены частично: с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в ее пользу взыскана компенсация за оплаченную электроэнергию в сумме руб., жилищно-коммунальные услуги в сумме руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Принимая данное решение по делу, суд исходил из того, что в соответствии с действующими по настоящее время нормативно-правовыми актами советского периода, предусматривающими льготы отдельным категориям граждан, Х. как педагогический работник в сельской местности имела право на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, однако в связи с тем, что в нарушение норм закона данные льготы ей не были предоставлены, она в силу ст. 160 ЖК РФ имеет право на компенсацию данных расходов, с учетом изложенного суд, применив срок исковой давности, частично удовлетворил заявленные исковые требования.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылается на то, что финансирование расходов, связанных с реализацией предоставленных педагогическим работником льгот, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, а в связи с тем, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, взыскание расходов за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию не может быть произведено непосредственно за счет с казны РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия решение суда подлежащим отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений относительно нее, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 55 Федерального закона N 3266-1 от 10.07.1992 года "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ данная норма дополнена содержанием о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение федерального законодательства Законодательной думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края от 20.12.2006 года N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".

Пунктом 1 статьи 2 данного Закона установлено, что возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края от 14.11.2007 г. N 153 "О наделении органов местного самоуправления хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования", в соответствии с п. 8 ст. 2 которого, органы местного самоуправления наделены полномочиями по возмещению расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ст. 3 Закона о наделении государственными полномочиями, финансирование возмещения расходов осуществляется за счет и в пределах средств выделяемых из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Признавая за истцом право на реализацию предоставленных ей льгот, суд правильно исходил из содержания вышеуказанных норм, согласно которым, право на возмещение расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением не ставится в зависимость от вида бюджета, из которого финансировалось образовательное учреждение, и распространяется на всех педагогических работников работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем, выводы суда в части того, что федеральным законодателем не определен механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставляющими установленную льготу, как и выводы о взыскании возмещения расходов по оплате потребленной электроэнергией с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Хабаровского края установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Пунктом 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 377 от 27.06.2003 года, предусмотрен порядок предоставления бюджетам субъектов Российской федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании".

Согласно пункта 2 Правил, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Пунктом 3 Правил установлено, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании предоставляемых субъектами Российской Федерации ежеквартальных отчетов о расходах, произведенных на цели, указанные в пункте 2 Правил.

Таким образом, отсутствие финансирования льгот по социальной защите работников образования не является основанием для взыскания средств из федерального бюджета, поскольку законодательством Российской Федерации установлен иной порядок возмещения расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Пунктом 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 года N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" установлено, что возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края от 14.11.2007 г. N 153 "О наделении органов местного самоуправления хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования", в соответствии с п. 8 ст. 2 которого, органы местного самоуправления наделены полномочиями по возмещению расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Взаимоотношения бюджетов разных уровней не являются предметом данного иска.

Поскольку при рассмотрении дела, суд неправильно определил подлежащие доказыванию обстоятельства, допустил нарушения норм материального права, судебная коллегия находит необходимым отменить судебное решение и направить дело на рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения и разрешить спор в соответствии с требованиями закона, с учетом порядка и условий возмещения расходов педагогическим работникам, установленных действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 01 февраля 2011 года по иску Х. о возмещении расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председательствующий

Г.Н.КОЧУКОВА

 

Судьи

Ю.В.МОРГУНОВ

О.Ю.ПОЗДНЯКОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024