Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2011 г. N 3-10/2011

 

Верховный Суд Республики Адыгея в составе

председательствующего: Хапачевой Р.А.

при секретаре: Добриной Н.А.

с участием представителя заявителя: прокурора Базарова Е.Н.

представителей заинтересованных лиц:

Президента Республики Адыгея: НепочатовоЙ Т.В. по доверенности от 28.04.2011 года,

Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея: Кулаковой Н.И. по доверенности от 26.04.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству ч. 4 ст. 8 Закона Республики Адыгея от 14 марта 2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних",

 

установила:

 

заместитель Прокурора Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения решения ч. 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея от 14 марта 2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних" в части, предоставляющей право городским и районным комиссиям рассматривать представления соответствующих образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения. Прокурор ссылается на противоречие оспариваемой части нормативного правового акта ст. 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ об образовании), ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

В судебном заседании прокурор поддержал заявление, уточнив требование: признать п. 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея от 14 марта 2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", (Ведомости Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, N 16, 27.06.2007) в части закрепленного за городскими районными комиссиями полномочия по рассмотрению представления соответствующих образовательных учреждений об исключении из образовательных учреждений несовершеннолетних, не получивших уровня образовательных программ только в виде "основного общего образования".

Представитель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея полагала, что имеет место противоречие республиканского закона федеральным нормативным правовым актам, который следует устранить. В настоящее время имеется законопроект в Госсовете - Хасэ, который намечено рассмотреть в двух чтениях на ближайшей сессии парламента.

Представитель Президента Республики Адыгея также полагала, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку редакция ч. 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" не приведена в соответствие с нормами Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних" и ч. 7 ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". Однако ссылалась также на то, в предлагаемой редакции требований прокурора предполагает признание не соответствующим закону право рассматривать данный вопрос вообще, а не только в части "основного" образования.

Выслушав пояснения представителя прокуратуры, представителя заинтересованных лиц, изучив и оценив представленные материалы и доказательства, суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что 14 марта 2007 года принят Закон Республики Адыгея N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", опубликованный в печатном издании "Советская Адыгея", 17 марта 2007 года.

Согласно преамбуле, данный Закон определяет правовое положение, порядок формирования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Адыгея, а также полномочия их членов.

Пунктом 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" к полномочиям городских, районных комиссий отнесено рассмотрение представления соответствующих образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".

Согласно п. 24.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов о создании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусмотрено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ об образовании.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 7 ст. 19 Закона РФ "Об образовании").

Так как заложенное в оспариваемом нормативном положении Закона Республики Адыгея правовое регулирование полномочий комиссии по делам несовершеннолетних входит в противоречие с федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими те же правоотношения, и предполагает вправо городские, районных комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривать представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетнего, не получившего образования всех трех ступеней общего образования, а только основного общего образования, суд приходит к выводу о том, что сохранение в оспариваемой редакции нормы ч. 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея "О комиссиях по делам несовершеннолетних", будет противоречить федеральному законодательству.

Соответственно, заявление прокурора о признании противоречащим федеральным нормативным правовым актам п. 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея от 14 марта 2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", подлежит удовлетворению в полном объеме.

В порядке исполнения части 3 ст. 253 ГПК РФ, требующей при признании судом недействующим нормативного правового акта или его части, опубликовать решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором официально был опубликован нормативный правовой акт, настоящее решение подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - "Собрании законодательства Республики Адыгея", "Ведомости Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", а также сообщение о принятом решении в республиканской газете "Советская Адыгея".

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 245 - 250 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

решил:

 

признать п. 5 ст. 8 Закона Республики Адыгея от 14 марта 2007 года N 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", (Ведомости Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", N 16, 27.06.2007) в части закрепленного за городскими районными комиссиями полномочия по рассмотрению представления соответствующих образовательных учреждений об исключении из образовательных учреждений несовершеннолетних, не получивших уровня образовательных программ только в виде "основного общего образования", противоречащим федеральному законодательству и недействующим со времени вступления решения суда в законную силу.

По вступлении настоящего решения в законную силу опубликовать его в официальных печатных изданиях; "Собрание законодательства Республики Адыгея", "Ведомости Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея", а также сообщение о принятом решении в республиканской газете "Советская Адыгея",

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационного представления или кассационной жалобы через Верховный Суд Республики Адыгея.

 

Председательствующий

Р.ХАПАЧЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024