Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

от 19 марта 1996 г. N 391/11

 

О ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует правильно организованное гражданско - правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.

Выступая 6 марта 1996 г. на общероссийском конгрессе по правовым вопросам, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин отметил, что одним из обязательных условий перехода к правовому государству является полноценное правовое воспитание граждан. В своих решениях конгресс рекомендовал создать в школе целостную систему правового воспитания учащихся.

Гражданско - правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.

Перспективы его развития были определены решением коллегии Министерства образования "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях" (N 24/1 от 28.12.94) и конкретизированы в информационных письмах "Об изучении Конституции Российской Федерации и гражданском образовании" (N 151/11 от 16.02.95) и "О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса" (N 385/11 от 07.04.95).

Реализация этой стратегии в области гражданско - правового образования начинается с детского сада и начальной школы, где вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности. Впервые в истории отечественной школы изданы учебники: "Ваши права", "Приключения маленького человечка", "Права на каждый день" и др.

В основной школе наряду с действующими курсами "Право и политика" (9 кл.), "Человек" (9 кл.) появился интегрированный курс "Граждановедение" (5 - 9 кл.), состоящий из отдельных модулей: "Российская Конституция", "Права и свободы гражданина", "Человек в обществе", "Ответственность за правонарушения", "Введение в обществознание" (Личность. Мораль. Право. 8 - 9 кл.). Названные курсы получают широкое распространение во многих регионах России и позволяют формировать у учащихся достаточно полные представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях; развивать модели поведения, мотиваций и установок, которые способствуют участию личности в решении задач различного уровня: от семейно - бытовых до общенациональных, государственных.

В полной средней школе гражданско - правовое образование осуществляется на более высоком теоретическом уровне. Наряду с интегрированными курсами "Человек и общество", "Современный мир" широкое распространение получают профильно ориентированные курсы: "Основы правоведения", "Политика и право", "Введение в политологию", "Демократия: государство и общество", которые обладают значительным воспитательным потенциалом и способствуют подготовке к продолжению гуманитарного обществоведческого образования.

В настоящее время разрабатывается ряд новых авторских программ и курсов по гражданско - правовому образованию. Появился первый опыт осуществления гражданского образования на всех ступенях учебного процесса. В Челябинской, Тамбовской, Брянской, Тверской, Ульяновской, Калининградской областях и других субъектах Российской Федерации преподается курс "Граждановедение", в Самарской области учащиеся изучают курс "Основы жизненного самоопределения", в Нижегородской и Тюменской областях - "Основы гражданского образования", в Москве, Московской области - "Права человека" и т.д. В Санкт - Петербурге складывается система правового образования в школе, позволяющая успешно решать задачи формирования правовой культуры учащихся. Гражданско - правовое образование строится в них с учетом национально - региональной специфики.

Широкая педагогическая общественность проявляет интерес к проблемам гражданско - правового образования. Создана ассоциация учителей России "За гражданское образование". С февраля 1996 г. стало выходить еженедельное приложение к "Учительской газете" - "Граждановедение".

Все это позволяет построить вертикаль гражданско - правовых знаний, которая в состоянии обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и воспитание высоких нравственных качеств личности.

В соответствии с современными научными представлениями в содержание гражданско - правового образования входят политико - правовые вопросы, нормы конституционного и других отраслей права, вопросы правового положения личности и межнациональных отношений, нравственно - этические проблемы, профилактика правонарушений и др. В последнее время выявился ряд новых курсов: "Экология", "Экономика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и др. Считаем возможным изучение этих курсов не только как самостоятельных предметов, но и как содержательных модулей единой системы гражданско - правового образования.

Министерство образования Российской Федерации обращает внимание педагогических коллективов общеобразовательных учреждений на разумное сочетание теоретических занятий и практико - ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Участие старшеклассников в работе советов школ, развитие ученического самоуправления, деятельность общественных объединений и организаций детей, разнообразные клубы учащихся, встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, представителями исполнительной и законодательной властей - все это и многое другое создает условия и может стать основой воспитания гражданина и патриота своей страны.

Министерство образования, учитывая актуальность и большую значимость гражданско - правового образования, рекомендует руководителям образовательных учреждений создать условия и содействовать становлению в общеобразовательных учреждениях системы гражданско - правового образования, включающей курсы политико - правовой и нравственной проблематики с 1 по 11 класс.

Возможны следующие примерные темы занятий:

1 - 4 классы: азбука нравственности; права ребенка; российское государство и общество, символы государства, законы; главные ценности жизни; обычаи; правила вежливости, правила поведения, правила личной безопасности; отношения в семье и др.

5 - 7 классы: гражданин России, права и свободы человека и гражданина, его обязанности; органы государственной власти и управления; законы Российской Федерации; принципы и нормы нравственности; традиции патриотизма и любви к Родине; начала рыночной экономики; культура общения (межличностные отношения); культура межнациональных отношений; культура мира; здоровый образ жизни; ответственность за правонарушения; этикет; природа и общество и др.

В 8 - 11 классах гражданско - правовая тематика представлена в ныне действующих программах и учебниках по курсам "Граждановедение", "Человек и общество", "Введение в обществознание", "Основы правоведения", "Право и политика", "Политика и право" и др.

В случае завершения перехода на новую структуру исторического и общественного образования (см. методическое письмо МО РФ N 84-М от 11.05.93 "О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования") считаем целесообразным использовать выделенные дополнительно для этих целей часы (по 1 часу в 5 - 9 классах) на гражданско - правовое образование.

Министерство образования Российской Федерации в интересах дальнейшего совершенствования и развития системы гражданско - правового образования предполагает:

- продолжить разработку целостной концепции гражданско - правового образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и учреждениях внешкольного дополнительного образования;

- подготовить стандарты, программы, учебники и учебно - методические комплекты по данной проблематике; разработать рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в системе дополнительного образования учащихся;

- создать аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы по гражданско - правоведческим курсам;

- провести в мае 1996 г. I Всероссийскую олимпиаду по праву;

- организовать цикл передач по телевидению "Молодежь и закон" и расширить гражданско - правовую проблематику на страницах педагогической печати;

- в области гражданско - правового образования осуществить подготовку и переподготовку учительских кадров, способных применять личностно ориентированные педагогические технологии, включая моделирование реальных социальных процессов, ролевые и деловые игры.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018