Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 марта 2011 г. по делу N 33-93/2011

 

Судебная коллегия по гражданским делам Суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Поповой М.Н., Завальной Т.Ю.

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.01.2011, которым постановлено:

Требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа ", администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" оснастить медицинский кабинет в здании школы по адресу: Еврейская автономная область, оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением N 1 СанПин 2.4.2.1178-02.2.4.2 в срок до 01 сентября 2011 г.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа" государственную пошлину в доход бюджета в размере N (N) рублей.

Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения представителя ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО, заключение прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа" (МОУ "ООШ") о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством в срок до 01.01.2011. Указал, что в соответствии с п. 4 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако в школе отсутствует медицинский кабинет, что нарушает право учащихся на охрану здоровья и медицинскую помощь.

03.12.2010 определением Ленинского районного суда ЕАО к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ленинского муниципального района ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца муниципальное учреждение здравоохранения "Ленинская центральная районная больница", Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО.

15.12.2010 определением суда к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика отдел образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района ЕАО исковые требования уточнила, просила возложить на ответчиков обязанность в срок до 01.09.2011 оборудовать медицинский кабинет необходимым медицинским оборудованием и инструментарием, согласно приложению N 1 СанПиН 2.4.2.1178-02. Требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО требования не признала и пояснила, что все дети, обучающиеся в школе, получают необходимое медицинское обслуживание в фельдшерско-акушерском пункте. Вводить единицу медицинского работника в данном образовательном учреждении, где обучается 49 учащихся, нецелесообразно. Кроме того, деятельность медицинского кабинета подлежит лицензированию.

Представитель третьего лица отдела образования администрации района возражала против удовлетворения требований прокурора. Пояснила, что права детей на медицинское обслуживание не нарушены, поскольку в школе оказывается вся необходимая медицинская помощь учащимся медработником ФАПа; проводится вакцинация, беседы и лекции.

Представитель ответчика МОУ "ООШ" в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В возражение на иск указала, что медицинский кабинет в школе имеется, в нем есть кушетка и стол, медицинского оборудования нет.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - МУЗ "Ленинская ЦРБ" и Управления Роспотребнадзора по ЕАО в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации Ленинского муниципального района ЕАО просила решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.01.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Согласно п. п. 1, 4 ст. 51 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", п. 23 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, при этом обязательный набор помещений образовательного учреждения зависит от количества обучающихся.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", также напрямую зависит от численности детей, обучающихся в образовательном учреждении.

Пунктом 2.10.1 указанного СанПина определено, что все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Следовательно, в образовательном учреждении должен быть медицинский кабинет и медицинский работник. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивает медицинский персонал, закрепленный органом здравоохранения, в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 11 Штатных нормативов медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь участковых больниц, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов" ставка медицинской сестры вводиться причисленности детей 600 человек, в МОУ "ООШ" обучается 49 детей, что в соответствии с штатными нормативами равно 0,08 ставки.

Согласно ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. При численности детей 600 человек, медицинский работник при шестидневной рабочей неделе должен находиться в образовательном учреждении около 6 часов ежедневно, а при численности 49 человек - около 3 часов в неделю.

В соответствии с п. 2.10.2 СанПина 2.4.2.1178-02.2.4.2 обучающиеся в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются проведением медицинских осмотров в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.

Медицинские осмотры детей в образовательных учреждениях должны проходить раз в год, также необходимо проводить своевременную вакцинацию детей.

Для исполнения вышеуказанной нормы между администрацией МОУ "ООШ" и главным врачом МУЗ "Ленинская ЦРБ" заключен договор об оказании медицинского обслуживания учащихся. Работником ФАПа, расположенного в, своевременно проводится вакцинация детей согласно Национальному календарю профилактических прививок, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 27.06.2001 N 229 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям", а выездной бригадой врачей МУЗ "Ленинская ЦРБ" ежегодно проводятся медицинские осмотры в соответствии с утвержденным графиком. Расстояние от школы до ФАПа не превышает 150 метров.

ФАП, расположенный в, имеет лицензию на помещение, а медицинский работник, обслуживающий школу, лицензию на все предусмотренные законодательством медицинские операции, необходимые для оказания медицинской помощи детям образовательных учреждений, поэтому вакцинация и осмотры детей проводятся на ФАПе. В школе имеется аптечка с необходимым набором медицинских препаратов и оборудования, необходимого для оказания первой медицинской помощи до прихода медицинского работника ФАПа.

Вывод суда о наличии помещения для медицинского обеспечения учащихся, не состоятелен.

Администрацией школы выделено помещение для медицинского обеспечения учащихся, но для того, чтобы данное помещение получило статус медицинского кабинета его необходимо подготовить к лицензированию.

Согласно п. 2.3.22 СанПиНа 2.4.2.1178-02 медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м, процедурный кабинет. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1. Подготовка к лицензированию выделенного помещения потребует значительных материальных затрат, так как на данный момент это одно помещение вместо требуемых двух, к тому же их площадь не соответствует требованиям СанПина.

Таким образом, учитывая небольшое количество обучающихся в данном образовательном учреждении, наличие не типового, а приспособленного здания, договора между администрацией МОУ "ООШ" и главным врачом МУЗ "Ленинская ЦРБ" об оказании медицинского обслуживания учащихся, нахождения ФАПа в шаговой доступности, обязание предоставить и оснастить медицинский кабинет в здании школы по адресу: ЕАО, оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением N 1 СанПин 2.4.2.1178-02.2.4.2 в срок до 01.09.2011 носит формальный характер ввиду невозможности ввести ставку медицинского работника в данном образовательном учреждении.

В судебной коллегии представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО доводы кассационной жалобы поддержала, просила решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.01.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Пояснила, что в данной школе отсутствует медицинский кабинет, т.к. здание не типовое, а приспособленное. Однако детям всегда оказывается медицинская помощь медицинскими работником фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в этом селе. Заключен договор с Ленинской центральной районной больницей, сотрудники больницы проводят вакцинацию и медицинские осмотры учащихся. Считает, что решение суда носит формальный характер, поскольку права детей не нарушаются. Кроме того, в настоящее время решается вопрос о закрытии данной школы из-за ее малочисленности.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Пунктом 23 указанного Типового положения определено, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением, и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02".

Пунктом 2.8.1 названного СанПиНа предусмотрено, что в обязательный набор помещений при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании входит, в том числе, медпункт или помещение для медицинского обеспечения. При этом площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов. В соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

Анализ вышеуказанных норм говорит о том, что образовательное учреждение не должно оказывать учащимся медицинские услуги, а обязано создать условия для работы медицинских работников, деятельность которых обеспечивается медицинским учреждением.

Однако из материалов дела нельзя сделать вывод о том, будет ли выделен учреждением здравоохранения ЕАО медицинский сотрудник для непосредственной работы в помещении МОУ "ООШ". Данный вопрос судом не выяснялся, хотя он имеет существенное значение при определении объема обязанностей, которые суд возложил на ответчиков.

Судом первой инстанции установлено, что в МОУ "ООШ" имеется помещение для медицинского обеспечения учащихся, но в нем отсутствует определенный приложением N 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 примерный перечень оборудования и инструментария.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО, МОУ "Основная общеобразовательная школа" обязанности оснастить медицинский кабинет в здании школы по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением N 1 СанПин 2.4.2.1178-02.2.4.2 в полном объеме.

Данным Приложением N 1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 предусмотрен не обязательный, а примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета.

В материалах дела имеется договор, заключенный между администрацией МОУ "ООШ" и главным врачом МУЗ "Ленинская ЦРБ". Предметом договора является оказание МУЗ "Ленинская ЦРБ" необходимой квалифицированной медицинской помощи и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении учащихся данной школы.

Согласно п. 3.1.1 школа обязуется предоставить помещение для работы медицинского работника; нести расходы по содержанию помещения; обеспечить: оплату эксплуатационных расходов, коммунальных услуг; свободный доступ к телефонной связи; наличие в помещении центрального отопления, электрического освещения; запас лекарственных препаратов, перевязочных материалов для оказания первой медицинской помощи; необходимое количество дезсредств и канцелярских товаров.

Судебная коллегия считает, что суду первой инстанции надлежало, исходя из положений вышеуказанного договора, с учетом мнения привлеченных к участию в деле специалистов, установить перечень оборудования, необходимый для оказания медицинского обслуживания учащихся работником фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в ЕАО.

Также судом первой инстанции не проверены доводы представителя администрации Ленинского муниципального района ЕАО о том, что деятельность данного медицинского кабинета подлежит лицензированию, что препятствует, по мнению последнего, его организации и комплектации необходимым оборудованием.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что формулировка резолютивной части решения затруднит его исполнение. К участию в деле привлечены два юридических лица, при этом в данном случае речь не идет об их солидарной ответственности. Следовательно, суду надлежало точно указать в решении, какие обязанности он возложил на каждого из ответчиков.

При этом суд также не учел, что на основании вышеуказанных норм закона обязанность обеспечить условия для работы медицинских работников возложена на образовательное учреждение. Учредителем МОУ "ООШ" (пп. 2, п. 113 Устава) является МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района. Однако в силу ст. 120 ГК РФ ответственность учредителя наступает только в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, в данном случае МОУ "ООШ ".

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что выводы суда об обоснованности требований прокурора Ленинского района ЕАО материалами дела не подтверждаются, в связи с чем, решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения недостатков, указанных в определении.

Руководствуясь ст. ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 18.01.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационную жалобу администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области считать удовлетворенной.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024