Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 г. N 33-5833/2010

 

Судья Ирхина Е.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Науменко Б.И.,

судей Королевой Н.С., Бояровой И.К.,

с участием прокурора Белоконь Т.С.,

при секретаре М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 октября 2010 г., которым признан незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1 постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 года N 2215 "Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда" в части установления с 01.02.2009 года платы за обучение по видам специальности: фортепиано, гитара, аккордеон, вокал, орган, хоровое, фольклорное, театральное, хореография, ИЗО, общеэстетическое, скрипка, виолончель, духовые инструменты, баян, домра, балалайка (приложение к постановлению).

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснения представителя Администрации городского округа "Город Калининград" по доверенности Ч., поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора Белоконь Т.С. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - пункта 1 постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 года N 2215 "Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда", в соответствии с которым с 01.02.2009 года установлен соответствующий размер родительской платы за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств согласно приложению к постановлению.

Прокурор указывал, что оспариваемое постановление главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 года N 2215 "Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда", является незаконным, т.к. действующее законодательство не предполагает взимание платы с обучающихся, их законных представителей за реализацию образовательных программ в рамках основной образовательной деятельности для данного типа учреждений.

Пунктом 1 статьи 45 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено право государственного и муниципального образовательного учреждения оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 45 Закона РФ "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Оспариваемое Постановление противоречит указанным правовым нормам, а также Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года N 233.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация городского округа "Город Калининград" просит отменить решение, указывает, что при принятии решения судом не учтено, что действующее законодательство предоставляет образовательному учреждению право привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг. Законом РФ "Об образовании" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена бесплатность и общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Относя к компетенции органов местного самоуправления организацию дополнительного образования детей, данные законодательные акты не указывают на его обязательную бесплатность. Судом по данному делу не была надлежащим образом дана оценка доводам представителя администрации городского округа ГК о том, что родительская плата установлена за обучение дополнительным программам, не в полной мере финансируемым из бюджета.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Пунктом 1 статьи 45 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено право государственного и муниципального образовательного учреждения оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 45 Закона РФ "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Признавая пункт 1 постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 года N 2215 "Об оплате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах, художественной школе, школах искусств г. Калининграда" в части установления с 01.02.2009 года платы за обучение по видам специальности: фортепиано, гитара, аккордеон, вокал, орган, хоровое, фольклорное, театральное, хореография, ИЗО, общеэстетическое, скрипка, виолончель, духовые инструменты, баян, домра, балалайка (приложение к постановлению) незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое Постановление противоречит указанным правовым нормам, а также Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года N 233.

Кроме того, Пунктом 6 ст. 14 Закона "Об образовании" установлено, что образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Согласно Пункту 3 "Правил оказания платных образовательных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 года N 505, в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указывается перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. При этом, пунктом 5 этих Правил установлено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. В письме Министерства образования от 21.07.1995 года N 52-М "Об организации платных дополнительных услуг" также указывается, что возможность оказания платных дополнительных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 1 постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" в части установления родительской платы за обучение в сфере получения дополнительного образования, финансируемого за счет средств муниципального бюджета по видам специальностей фортепиано, гитара, аккордеон, вокал, орган, хоровое, фольклорное, театральное, хореография, ИЗО, общеэстетическое, скрипка, виолончель, духовые инструменты, баян, домра, балалайка, не может быть признан законным, определив дату признания недействующим нормативного правового акта - с момента вступления в законную силу решения суда.

Доводы жалобы о том, что действующее законодательство предоставляет образовательному учреждению право привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, которые не входят перечень общедоступного, бесплатного образования, а также то, что родительская плата установлена за обучение дополнительным программам, не в полной мере финансируемым из бюджета являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были отклонены судом по мотивам подробно изложенным в решении, с чем судебная коллегия соглашается.

Другие доводы кассационной жалобы также не могут повлечь отмену законного решения суда.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения в кассационном порядке, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024