Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2009 года

 

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи П.Т.С.

с участием прокурора О.

при секретаре К.Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Т.Л. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 2 Закона Кировской области от 6 октября 2008 года N 290-ЗО "О внесении изменений в некоторые законы Кировской области в части замены формы предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" и постановления Правительства Кировской области от 25 февраля 2009 года N 4/25 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (теплоснабжения) и электроснабжения работникам системы образования Кировской области, вышедшим на пенсию",

 

установил:

 

В соответствии с частью 3 статьи 20.1 Закона Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (в редакции Закона от 8 октября 2007 года) руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам образовательных учреждений (за исключением совместителей), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, предоставляется бесплатная жилая площадь с отоплением и бесплатное электроснабжение.

Руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в указанных населенных пунктах, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

освобождение от платы за жилое помещение;

освобождение от платы за отопление (теплоснабжение, в том числе приобретение и поставки твердого топлива при наличии печного отопления - в пределах норм потребления, установленных органами местного самоуправления для продажи населению);

освобождение от платы за электроснабжение в пределах 50 кВт\час в месяц.

Статьей 2 Закона Кировской области от 6 октября 2008 года N 290-ЗО внесены следующие изменения в Закон Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области":

Абзацы третий, четвертый, пятый части 3 статьи 20.1 изложены в следующей редакции:

"компенсация расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты;

компенсация расходов на оплату отопления (теплоснабжения), в том числе приобретения и поставки твердого топлива при наличии печного отопления - в пределах норм потребления, утвержденных органами местного самоуправления для продажи населению, в виде ежемесячной денежной выплаты;

компенсация расходов на оплату электроснабжения в пределах 50 кВт\час в виде ежемесячной денежной выплаты".

Во исполнение Закона Кировской области от 11 февраля 2003 года N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области" (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 6 октября 2008 года N 290-ЗО) Правительством Кировской области 25 февраля 2009 года принято постановление N 4\25 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (теплоснабжения) и электроснабжения работникам системы образования Кировской области, вышедшим на пенсию". Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (теплоснабжения) и электроснабжения руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках).

П.Т.Л обратилась в суд с заявлением о признании указанных нормативных правовых актов противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

В обоснование своих требований указала, что является педагогом-пенсионером, проживающим в сельской местности, и имеет право на получение бесплатной квартиры с освещением и отоплением.

Порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию определен в разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5\12-22, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154\12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".

Обязание пенсионеров, являвшихся работниками образования, осуществлять плату за жилую площадь и коммунальные услуги нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме без каких-либо ограничений и норм.

1 апреля 2009 года в Кировской области вступил в законную силу Закон области от 6 октября 2008 года, согласно внесенных Законом изменений педагогические работники, вышедшие на пенсию, имеющие стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, лишились предоставления в натуральной форме такой меры социальной поддержки, как предоставление им бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Утвержденный 25 февраля 2009 года постановлением Правительства Кировской области "Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (теплоснабжения) и электроснабжения руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках)" определяет механизм предоставления мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам, в том числе расходы на оплату электроснабжения в установленных пределах. По мнению заявительницы, предоставление освещения незаконно нормируется, при этом в постановлении не указано на скольких членов семьи педагога рассчитана эта норма.

В судебном заседании П.Т.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила суду, что является педагогическим работником, более 20 лет проработавшим в образовательных учреждениях, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности. Оспариваемые нормативные акты Кировской области противоречат также статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно указанной статье до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Противоречат постановлению Совета министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому за педагогами сохраняется право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Это же право подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18 августа 1998 года N 10-03-02.

Представители П.Т.Л. - К.В.И., К.В.А., С. поддержали объяснения П.Т.Л., самостоятельных объяснений по существу заявления суду не дали.

Представители Правительства Кировской области, действующие на основании доверенности Б. и К.Е.Л., заявленные требования не признали, поддержали возражения, изложенные в письменном отзыве. Оспариваемыми Законом области и постановлением Правительства области изменен лишь порядок предоставления меры социальной поддержки педагогическим работникам, категории граждан - получателей мер социальной поддержки не изменились. При этом объем финансирования льгот педагогам значительно увеличился, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост расходов составит 55 %. Оспариваемый Закон области принят в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации. Замена мер социальной поддержки на денежную компенсацию необходима для получения целевых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также реализации приказов Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2007 года N 54 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 июля 2007 года N 470, которые приняты во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих завершение перехода к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в денежной форме к концу 2008 года.

Представитель Законодательного Собрания Кировской области, действующая на основании доверенности П.Н., заявленные требования не признала. Суду пояснила, что установленные для пенсионеров-педагогов меры социальной поддержки являются дополнительными, установленными в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Средства на их выплату в полном объеме заложены в областном бюджете.

Заслушав объяснения П.Т.Л. и ее представителей, объяснения представителей Правительства Кировской области и Законодательного Собрания Кировской области, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора О., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подсудны Кировскому областному суду, поскольку оспариваемые правовые акты действуют в отношении неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, изданы органами законодательной и исполнительной власти субъекта РФ и являются нормативными правовыми актами.

Публикация Закона Кировской области "О внесении изменений в некоторые законы Кировской области в части замены формы предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" от 6 октября 2008 года N 290-ЗО произведена в газете "Вятский край" N 190 (4318) от 14 октября 2008 года, в "Сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области", N 41 (120) (часть 1), 20.12.2008 года. Согласно статье 5 Закон вступил в силу с 1 апреля 2009 года и является действующим.

Публикация постановления Правительства Кировской области от 25 февраля 2009 года N 4\25 произведена в издании "Вести. Киров" 10 марта 2009 года N 27, согласно пункту 5 постановление вступило в силу с 1 апреля 2009 года и является действующим.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставлено работающим педагогам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со статьями 26.3 - 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Установленные Законом Кировской области "Об образовании в Кировской области" меры социальной поддержки руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), являются именно дополнительными мерами социальной поддержки, предоставляемыми за счет областного бюджета.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджетов.

Как видно из материалов дела, меры социальной поддержки руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в указанных населенных пунктах, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), в виде освобождения от платы за жилое помещение; освобождения от платы за отопление (теплоснабжение), в том числе приобретения и поставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах норм потребления; освобождения от платы за электроснабжение в пределах 50 кВт\час в месяц установлены Законом Кировской области от 8 октября 2007 года "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об образовании в Кировской области".

Оспариваемым Законом области установленные ранее меры социальной поддержки указанной категории граждан не отменены и не изменены, а введена денежная компенсация мер социальной поддержки вместо предоставления этих мер в натуральной форме.

Замена мер социальной поддержки денежной выплатой не противоречит изложенному выше федеральному законодательству.

Статья 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусматривает льготы в натуральном виде только работающим педагогам, каких-либо норм, регламентирующих аналогичное право для педагогов-пенсионеров федеральным законодательством не предусмотрено.

Ссылка П.Т.Л. на постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", постановление Государственного комитета по труду СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работающими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", в соответствии с которыми перешедшие на пенсию педагогические работники сохраняют льготы, предоставленные работающим педагогическим работникам, является несостоятельной.

Закон Российской Федерации "Об образовании" принят 10 июля 1992 года, то есть позднее, чем указанные выше постановления, поэтому по своей юридической силе имеет приоритет над этими постановлениями.

В этой связи является несостоятельной ссылка П.Т.Л. на статью 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Как было изложено выше, на федеральном уровне вопрос предоставления мер социальной поддержки педагогам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, не урегулирован. Меры социальной поддержки указанной категории граждан предусмотрены Законом Кировской области "Об образовании в Кировской области", поэтому изменение порядка предоставления мер социальной поддержки находится в усмотрении субъекта Российской Федерации.

Ссылка П.Т.Л. на незаконное установление норматива потребления электроснабжения не подлежит обсуждению судом, поскольку Закон Кировской области от 27 октября 2007 года, которым введен норматив потребления электроснабжения, являлся предметом судебного контроля. Решение Кировского областного суда от 11 декабря 2007 года по этому вопросу отменено Верховным Судом Российской Федерации и вынесено новое решение об оставлении без удовлетворения заявления о признании противоречащим федеральному закону дополнения части 3 статьи 20.1 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области" словами "в пределах 50 кВт\час в месяц". Определением Кировского областного суда от 29 мая 2009 года заявительница извещена о состоявшихся судебных решениях.

Кроме того, оспариваемое постановление Правительства области устанавливает только порядок предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан, которые уже предусмотрены законом области. В соответствии с частью 2 статьи 10 пункта 10 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области" установление порядка предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, находится в компетенции Правительства Кировской области.

Указание на нарушение прав заявительницы не нашло какого-либо подтверждения в судебном заседании, поскольку П.Т.Л. отказалась от получения денежной компенсации и не могла пояснить суду в чем заключается нарушение ее прав. При таких обстоятельствах довод представителей Правительства Кировской области и Законодательного Собрания Кировской области о том, что при замене формы предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан прежний уровень их социальной защиты сохранился, совокупный объем финансирования не уменьшился, заслуживает внимания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые Закон Кировской области и постановление Правительства Кировской области приняты в пределах компетенции законодательной и исполнительной властей субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявительницы.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований П.Т.Л. и ее заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197 - 199 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Заявление П.Т.Л. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 2 Закона Кировской области от 6 октября 2008 года N 290-ЗО "О внесении изменений в некоторые законы Кировской области в части замены формы предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" и постановления Правительства Кировской области от 25 февраля 2009 года N 4\25 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (теплоснабжения) и электроснабжения работникам системы образования Кировской области, вышедшим на пенсию" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

 

Вступило в законную силу 23 сентября 2009 г.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024