Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 1 декабря 2008 г. по делу N 3-182/2008

 

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

при секретаре Рябченко Е.А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Н., представителя Правительства Красноярского края - Б.,

представителя министерства образования и науки Красноярского края - Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункт 1 пункта 1.1 в части, подпункт 4 пункта 3.1 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 года N 42-п,

 

установил:

 

прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункт 1 пункта 1.1 в части слов "и функции по разработке государственной политики", подпункт 4 пункта 3.1 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 года N 42-п.

Заявленные требования мотивировал тем, что Федеральными законами "Об образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" разработка государственной политики в области образования, науки и защиты прав ребенка отнесена к полномочиям государственных органов Российской Федерации и участие в разработке такой политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как об этом указано в подпункте 1 пункта 1.1 оспариваемого положения, не предусмотрено.

Подпунктом 4 пункта 3.1 оспариваемого положения к компетенции министерства образования и науки Красноярского края отнесено определение перечня должностных лиц, находящихся в ведении министерства служб края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области лицензирования образовательной деятельности, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1, частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению прокурора, данный пункт противоречит указанному Кодексу, поскольку такой перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, должен быть установлен Законом Красноярского края "Об административных правонарушениях".

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Красноярского края - Н., заявленные требования поддержал, по изложенным в заявлении обстоятельствам.

Представитель Правительства Красноярского края - Б., заявленные требования не признал, указав, что оспариваемые пункты положения о министерстве образования и науки Красноярского края соответствуют федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции Правительства Красноярского края, в связи с чем, просил в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Представитель министерства образования и науки Красноярского края - Х., просила в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать по тем же основаниям.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с подпунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования.

Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Постановление Правительства Красноярского края от 14 августа 2008 года N 42-п "Об утверждении положения о министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края" принято высшим органом исполнительной власти Красноярского края - Правительством Красноярского края, является нормативным правовым актом Красноярского края, 1.09.2008 года опубликовано в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" N 42 (263), действует в настоящее время.

Подпунктом 1 пункта 1.1 оспариваемого положения установлено, что министерство образования и науки Красноярского края осуществляет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в областях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, науки, а также в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 (в редакции от 24.04.2008 года) "Об образовании", к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится разработка и реализация государственной политики в области образования.

На основании пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 23.08.1996 года N 127-ФЗ (в редакции от 01.12.2007 года) "О науке и государственной научно-технической политике", разработка и проведение единой государственной научно-технической политики, также отнесена к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Из частей 1 и 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 24.07.1998 года (в редакции от 30.06.2007 года) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", следует, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится установление основ федеральной политики в интересах детей, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится лишь реализация государственной политики в интересах детей.

Таким образом, отнесенная подпунктом 1 пункта 1.1 оспариваемого положения, к ведению органа исполнительной власти Красноярского края функция по разработке государственной политики в областях образования, науки, а также защиты прав и основных гарантий ребенка, прямо противоречит вышеприведенным положениям Законов Российской Федерации "Об образовании", "О науке и государственной научно-технической политике" и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которыми разработка государственной политики в данных областях, отнесена к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Доводы представителей Правительства Красноярского края и министерства образования и науки Красноярского края о том, что под государственной политикой в оспариваемом положении понимается политика государственных органов субъекта Российской Федерации нельзя признать состоятельными, так как вышеприведенными федеральными законами не предусмотрена возможность самостоятельной разработки политики в областях образования, науки, а также защиты прав и основных гарантий ребенка на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также нельзя признать состоятельными и доводы о том, что подпункт 1 пункта 1.1 оспариваемого положения находится в разделе "Общие положения", а не в разделах "Задачи и компетенция министерства", в связи с чем, конкретными полномочиями по разработке государственной политики, по сути, министерство не наделяет, так как, по мнению суда, данным подпунктом определена общая компетенция министерства в сфере его деятельности по реализации поставленных перед ним задач, путем наделения его функцией по разработке государственной политики, что является превышением полномочий высшего органа исполнительной власти Красноярского края.

Подпунктом 4 пункта 3.1 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края к компетенции министерства отнесено определение перечня должностных лиц, находящихся в ведении министерства служб края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области лицензирования образовательной деятельности, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1, частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи подпункта 4 пункта 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях.

На основании части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 настоящего Кодекса в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Данной нормой прямо установлено, что должностные лица в компетенцию которых входит составление протоколов о правонарушениях в области лицензирования, приведенных в части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть уполномочены на то субъектом Российской Федерации.

Как следует из подпункта "н" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законом субъекта Российской Федерации регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

Таким образом, перечень таких должностных лиц должен быть установлен законом Красноярского края, что будет соответствовать Уставу Красноярского края от 05.06.2008 года, в соответствии с пунктом "ш" статьи 61 которого, посредством законов края, принимаемых Законодательным Собранием края, осуществляется нормативное регулирование по вопросам, прямо порученным субъекту Российской Федерации федеральными нормативными правовыми актами.

Доводы представителей Правительства Красноярского края и министерства образования и науки Красноярского края о том, что до принятия соответствующего закона нормативное правовое регулирование в области административных правонарушений в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможно осуществлять при помощи нормативного правового акта высшего органа исполнительной власти края нельзя признать обоснованными, поскольку такой способ регулирования прямо противоречит вышеприведенным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Также нельзя признать состоятельными и доводы заинтересованных лиц о том, что системное толкование статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о возможности определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 настоящего Кодекса в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, самими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку частью 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен особый порядок административного производства в части определения круга лиц, уполномоченных на составление протоколов, в отношении двух видов правонарушений:

1. Правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации

2. Правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В этих случаях перечень уполномоченных лиц должен быть определен субъектом Российской Федерации на основании соответствующего закона.

Кроме того, как следует из подпункта 4 пункта 3.1 оспариваемого положения, определенный министерством образования и науки Красноярского края перечень лиц вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в области лицензирования образовательной деятельности, без разделения такого лицензирования на подведомственное Министерству образования Российской Федерации, и подведомственное государственным органам Красноярского края.

Между тем, компетенция Министерства образования Российской Федерации и компетенция государственных органов субъектов Российской Федерации в области лицензирования образовательной деятельности разграничена Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 796 от 18 октября 2000 года (в редакции от 26.01.2007 года)

Таким образом, лица, определенные министерством образования и науки Красноярского края, фактически наделены правом на составление протоколов о правонарушениях, составление которых, в силу абзаца 1 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственно лицам, определяемым федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, такая формулировка оспариваемого положения не соответствует общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности правового регулирования, в том смысле, которой придан этим понятиям Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 года N 12-П.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что подпункт 1 пункта 1.1 в части слов "и функции по разработке государственной политики", подпункт 4 пункта 3.1 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края вступили в противоречие с федеральным законодательством со времени принятия, данных об их применении суду не представлено, суд находит необходимым признать их недействующими и не подлежащими применению с момента принятия.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Правительства Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

решил:

 

признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия подпункт 1 пункта 1.1 в части слов "и функции по разработке государственной политики", подпункт 4 пункта 3.1 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 года N 42-п.

Резолютивную часть решения суда опубликовать в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Правительства Красноярского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.

 

Председательствующий

И.Н.ЗИНЧЕНКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024