Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2008 г. по делу N 3-169-2008

 

Именем Российской Федерации

 

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Жужговой Л.Л., рассмотрел 14 июля 2008 года в открытом судебном заседании в городе Перми с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., поддержавшей заявленное требование, представителя Законодательного Собрания Пермского края Смолина А.А. и представителя губернатора Пермского края Лодыгиной Л.А., возражавших против удовлетворения заявления, дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим Закона Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области" от 10.03.2000 N 837-128 (в редакции Закона Пермского края от 05.04.2007 N 31-ПК) в части слова "основного" в абзаце 9 статьи 12,

 

установил:

 

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Пермской области" от 10.03.2000 N 837-128 (в редакции Закона Пермского края от 05.04.2007 N 31-ПК) в части слова "основного" в абзаце 9 статьи 12.

В обосновании заявления заместитель краевого прокурора указал, что данный Закон опубликован в Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области N 2 за 2000 год.

Абзацем 9 статьи 12 Закона предусмотрено, что выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих учреждения образования, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования относятся к основным задачам государственных органов управления образованием в осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

По мнению прокурора, Закон в той части, в которой он обязывает государственные органы образования обеспечивать получение несовершеннолетними только основного общего образования, противоречит статье 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, статьям 10 и 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ и не обеспечивает выполнение государственными (краевыми) органами управления образованием обязанности по контролю получения несовершеннолетними общего образования.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Левыкина Л.Л. заявленное требование поддержала и просила признать Закон Пермской области от 10.03.2000 N 837-128 в оспариваемой части недействующим с 1 сентября 2007 года, с момента вступления в силу Федерального закона N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования".

Представитель Законодательного Собрания Пермского края Смолин А.А. с заявлением не согласился, указав, положения статьи 12 областного Закона имеют самостоятельный предмет правового регулирования и не противоречат федеральному законодательству.

Представитель губернатора Пермского края Лодыгина Л.А. заявленное требование также не признала, полагая, что предметом правового регулирования, установленного Законом Пермской области от 10.03.2000 N 837-128, вопросы обеспечения обязательности общего образования не являются.

Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о признании недействующим Закона Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области" от 10.03.2000 N 837-128 (в редакции от 05.04.2007) в части слова "основного" в абзаце 9 статьи 12 основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят в том числе органы управления образованием (часть 1 статьи 4).

На основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 данного Федерального закона органы управления образованием в пределах своей компетенции контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

Анализ данных положений указывает на то, что Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и содержит перечень полномочий органов управления образования в указанной сфере, призванных контролировать соблюдение законодательства в области образования несовершеннолетних.

Закон Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области" от 10.03.2000 N 837-128 регулирует отношения в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, и имеет целью снижение роста незаконного потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Пермской области, в особенности несовершеннолетними, сокращение числа заболеваний алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, связанных с ними правонарушений.

На основании абзаца 9 статьи 12 указанного Закона (в редакции Закона Пермского края "О распространении действия Закона Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области" на территорию Пермского края и внесении в него изменений и дополнений" от 05.04.2007 N 31-ПК, опубликованного в "Российской газете" N 75 от 11 апреля 2007 года) к основным задачам государственных органов управления образованием в осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании отнесены выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих учреждения образования, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.

Данная правовая норма в части слова "основного" при указании ступени образования противоречит положениям как приведенного выше пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, так и положениям Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ).

Согласно частям 1 и 3 статьи 19 Закона РФ "Об образовании" общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Общее образование является обязательным.

Предусмотрев в оспариваемом областном Законе обязанность органов управления образованием по принятию мер, обеспечивающих получение несовершеннолетними лишь основного общего образования, региональный законодатель ограничил обязанность указанных органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних, а именно в части принятия мер по получению несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.

В силу части 2 статьи 3 Закона РФ "Об образовании" вопросы отношений в области образования должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п. "е" ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования (ч. 3 ст. 3 Закона РФ "Об образовании").

Закон Пермской области (в редакции Закона Пермского края от 05.04.2007 N 31-ПК) в оспариваемой части противоречит положениям федерального законодательства и потому подлежит признанию недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Сообщение о решении суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании "Собрание законодательства Пермского края".

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Признать Закон Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области" от 10.03.2000 N 837-128 (в редакции Закона Пермского края от 05.04.2007 N 31-ПК) в части слова "основного" в абзаце 9 статьи 12 недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Пермского края".

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.

 

Судья п.п.

О.А.ВАСИЛЬЕВА

 

Судья краевого суда

О.А.ВАСИЛЬЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024