Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2008 г. по делу N 3-58/08

 

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием прокурора Ускеевой А.П., представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Я) Иванова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск

10 июля 2008 г.

дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании и противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Саха "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16.03.2007 г. N 897-111 суд

 

установил:

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят Закон Республики Саха "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16.03.2007 г. 441-З N 897-111.

Закон опубликован 11.04.2007 г. в газете "Якутские ведомости" N 25.

Прокурор Республики Саха обратился в суд с заявлением о признании данного Закона противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

На судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Саха Ускеева А.П. требования поддержала и суду пояснила, ст. 6 ч. 1 Закона Республики Саха предусмотрено, что исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субсидий, предоставляемых государственному бюджету РС(Я) из федерального бюджета. Данная норма Закона" республики вступает в противоречие со ст. 6, ч. 2 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ в части, предусматривающей исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий только за счет субсидий, предоставляемых государственному бюджету республики из федерального бюджета.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации, местного самоуправления в Российской Федерации" закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, содержать перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня, указать наименование органов, уполномоченных на осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Данные требования к Закону обязательны и их не соблюдение влечет признание акта недействительным.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванов П.В. требования не признал и суду пояснил, финансирование реализации инновационных образовательных программ должно производиться как за счет средств, переданных бюджету Республики Саха из федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета Республики Саха.

Республика не нарушает обязательств по участию в финансировании за счет средств своего бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Оспариваемый Закон регулирует отношения, связанные с финансированием победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы и государственная поддержка осуществляется из средств федерального бюджета.

Закон не предусмотрел перечень материальных средств подлежащих передаче, т.к. передачи не было. Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляет Правительство РС. Просит в удовлетворении заявления Прокурора РС отказать.

Изучив дело, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 53 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" организация и осуществление региональных инновационных программ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пункт 1 ст. 6 Закона Республики Саха 441-З N 897-111 вступил в противоречие с федеральным законодательством со ст. 6, ч. 2 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ, т.к. предусматривает исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий за счет субсидий, предоставляемых государственному бюджету Республики из федерального бюджета.

За счет указанных субсидий финансируется непосредственно сумма вознаграждения образовательным учреждениям-победителям конкурса, а не расходы органов местного самоуправления по финансированию реализации инновационных образовательных программ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с п. 1.3 Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 года N 46, субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных, общеобразовательных учреждениях предполагает не только перечисление учреждениям-победителям конкурса финансовых средств, но и их освоение, что требует дополнительных финансовых расходов.

Согласно п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 года N 89 бюджетам субъектов РФ на внедрение инновационных образовательных программ в 2006 - 2007 г.г. предоставлялись субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с соглашением Федерального агентства с субъектом РФ предусматривающим его обязательства по финансированию за счет средств своего бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

В нарушении ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закон субъекта Российской Федерации должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, перечень подлежащих передаче в пользование и управление либо в муниципальную собственность материальных средств или порядок определения данного перечня, порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименование органов, осуществляющих указанный контроль.

Указанные требования к Законам о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями являются обязательными.

Отсутствие хотя бы одного из этих требований влечет в соответствии с ч. 2 ст. 20 данного Федерального закона признание принятых актов недействительным.

Закон Республики данные требования не предусмотрел

На основании изложенного Закон Республики Саха противоречит федеральному законодательству, требования Прокурора Республики Саха обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ суд

 

решил:

 

признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Республики Саха "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16.03.2007 г. 441-З N 987-111.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.

 

Председательствующий:

Е.В.ПУХОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024