Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 6 февраля 2008 г. по делу N 3-4-2008

 

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 февраля 2008 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпункта 8 пункта 6; подпункта 20 пункта 7; подпункта 25 пункта 7 в части координации Министерством образования и высшей школы Республики Коми деятельности органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229,

 

установил:

 

И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпункта 8 пункта 6; подпункта 20 пункта 7; подпункта 25 пункта 7 в части координации Министерством образования и высшей школы Республики Коми деятельности органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229.

В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства Министерство образования и высшей школы Республики Коми наделено полномочиями по обеспечению деятельности и организации работы комиссий по делам несовершеннолетних, координации деятельности органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, хотя комиссия по делам несовершеннолетних является самостоятельным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и не входит в структуру органов управления образованием.

В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.

Представитель Правительства Республики Коми Кимпицкая Л.В. считала, что требования и.о. прокурора Республики Коми подлежат отклонению. Полагала, что оспариваемые нормы Положения приняты в пределах предоставленных Правительству полномочий и сами по себе не затрагивают вопросы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

Заслушав прокурора, представителя Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.

Согласно п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229, применительно к приведенному правилу свидетельствует о несоответствии указанных норм действующему федеральному законодательству, регулирующему вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, в соответствии с положениями ст. 4, 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" от 4 июня 1999 года N 120-ФЗ с изменениями и дополнениями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются самостоятельными и постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних, образуемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействию в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 14 того же Федерального закона и нормам Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 с изменениями и дополнениями органы управления образованием наделены собственными полномочиями в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в число которых не входит обеспечение деятельности и организация работы комиссий по делам несовершеннолетних.

Поэтому с учетом приведенных положений федерального законодательства и Закона Республики Коми "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республики Коми" от 5 апреля 2005 года N 36-РЗ, не предусматривающего какого-либо участия Министерства образования и высшей школы Республики Коми в обеспечении деятельности и организаций работы комиссий по делам несовершеннолетних, оспариваемые нормы Положения не могут быть признаны законными.

Доводы представителя Правительства Республики Коми о том, что указанные полномочия предоставлены Министерству только для решения вопросов финансового обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7 Положения это не следует.

При таких обстоятельствах подпункт 8 пункта 6 и подпункт 20 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229, подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенных норм Положения, суд находит, что их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении в его указанной части после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".

Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействующим подпункта 25 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми в части координации Министерством образования и высшей школы Республики Коми деятельности органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с данным подпунктом Министерство координирует в установленном порядке деятельность органов и организаций, подведомственных государственных образовательных учреждений Республики Коми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно же ст. 4, 14, 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних", ст. 37, 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" органы управления образованием входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции, в частности, контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (специальных общеобразовательных школ открытого и закрытого типа, специальных профессиональных училищ открытого и закрытого типа, других видов образовательных учреждений открытого и закрытого типа для несовершеннолетних, в том числе и для подростков с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания), создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания.

Таким образом, в ведении либо под контролем органов управления образованием субъектов Российской Федерации могут находиться органы и организации, образовательные учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и поэтому в соответствии с приведенными обстоятельствами и установленными ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями общими принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Министерство образования и высшей школы Республики Коми вправе осуществлять в установленном, т.е. в предусмотренном законодательством, порядке координацию деятельности органов и организаций, подведомственных государственных образовательных учреждений Республики Коми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Оснований считать, что конструкция подпункта 25 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми допускает возможность вмешательства Министерства в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних или иных указанных в ст. 4 Федерального закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" и не подведомственных данному органу управления образованием органов и учреждений у суда не имеется как по изложенным выше причинам, так и в связи с содержанием норм Закона Республики Коми "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Коми", Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Коми и Типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района, города республиканского значения Республики Коми, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 24 июня 2005 года N 155 с изменениями и дополнениями, которые не предусматривают наделение Министерства образования и высшей школы Республики Коми такими полномочиями. Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 8 пункта 6 и подпункт 20 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229.

Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7 Положения о министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229, после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".

В удовлетворении остальной части заявленных требований и.о. прокурора Республики Коми отказать.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

 

Председательствующий

В.КРЕТОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024