Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЗАВОЛЖСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТВЕРИ

 

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2007 г. по делу N 2-273/2007

 

Именем Российской Федерации

 

Заволжский районный суд города Твери в составе:

 

председательствующего судьи Никольской Л.Н.,

при секретаре Ж.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Твери к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери и МУ ДМОД "Х." о признании действий по оказанию дополнительных образовательных услуг незаконными и о понуждении к ликвидации некоммерческой организации,

 

установил:

 

Администрация города Твери обратилась в Заволжский районный суд г. Твери с указанным заявлением к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери и МУ ДМОД "Х." о признании действий по оказанию дополнительных образовательных услуг без соответствующей лицензии незаконными и о понуждении к ликвидации МУ ДМОД "Х." в связи с тем, что деятельность последней противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель администрации г. Твери поддержала исковые требования и пояснила, что МУ ДМОД "Х." было создано в мае 1999 года на основании Постановления Главы города Твери N 1012 от 19.05.1999. Учредителем МУ ДМОД "Х." является Комитет по культуре, спорту и делам молодежи. В связи с тем, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (п. 6 ст. 33 Закона "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1), 9 февраля 2000 года школе выдана лицензия <...> на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного образования. Срок действия указанной лицензии истек 9 февраля 2005 года и в дальнейшем действие лицензии не продлевалось. С февраля 2005 года по настоящее время образовательные услуги оказываются учреждением без соответствующей лицензии.

Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.

В соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 32 Закона "Об образовании" образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с лицензией. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с лицензией на право ведения образовательной деятельности (п. 2 ст. 16 Закона "Об образовании"). Дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальных, художественных школах, школах искусств и в иных учреждениях), имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26 Закона "Об образовании").

В нарушение действующего Закона "Об образовании" муниципальное учреждение ДМОД "Х." ведет образовательный процесс без соответствующей лицензии. С февраля 2005 года учреждение в нарушение Закона "Об образовании" принимает детей в образовательное учреждение без ознакомления с лицензией на право ведения образовательной деятельности, дополнительные образовательные программы также реализуются в МУ ДМОД "Х." без соответствующей лицензии. В городе Твери имеются лицензированные учреждения соответствующего профиля, куда могут быть приняты все дети, до этого обучающиеся в МУ ДМОД "Х.". В настоящем же учреждении с февраля 2005 года по настоящее время происходит нарушение прав детей, обучающихся в учреждении и поступающих на обучение в муниципальное учреждение, на получение образовательных услуг, соответствующих государственным образовательным стандартам, предусмотренное ст. 50 Закона "Об образовании". Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостатке предоставляемых учреждением образовательных услуг - несоответствие обязательным требованиям, предъявляемым к подобным услугам Законом "Об образовании". Кроме того, учреждение нарушает право граждан на информацию, предусмотренное ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" N 3200-1 от 7 февраля 1992 года, в соответствии с которой, если вид деятельности, осуществляемый исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информации о номере лицензии.

Помимо этого для осуществления указанной деятельности необходимо наличие помещения, что в настоящее время у ответчика отсутствует.

В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года N 796, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган ряд документов, среди которых обозначены документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений. При этом лицензирующий орган ставит условием получения лицензии представление не документов, подтверждающих право аренды или безвозмездного пользования, а свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления. Необходимость представления для лицензирования именно свидетельства государственной регистрации права оперативного управления подтверждается письмом лицензирующего органа - департамента образования Тверской области N 01-09/3439 от 21.09.2006.

Помещения, которыми пользуется МУ ДМОД "Х.", не находятся и никогда не находились в оперативном управлении МУ ДМОД "Х.". Право пользования помещениями МУ ДМОД "Х." никак не оформлялось.

Здание <...>, изначально принадлежало МСКЦ "Затверецкий" на праве оперативного управления, что подтверждается Приказом отдела культуры администрации города Твери N 133/8-42 от 25 декабря 1996 года и актом приема-передачи от 25 декабря 1996 года.

Впоследствии, при реорганизации МСКЦ "Затверецкий" путем присоединения к МОУ ЦДОДиД "Затверецкий", имущество МСКЦ "Затверецкий", в том числе и здание, было передано в оперативное управление МОУ ЦЦОДиД "Затверецкий" (Постановление Главы города Твери N 1841 от 21.07.2004 "О переименовании МОУ "ЗЦДОД" и реорганизации учреждения МСКЦ "Затверецкий", распоряжение департамента управления имуществом и земельными ресурсами N 1556 от 9.11.2004 "О закреплении муниципального имущества за МОУ ЦДОДиД "Затверецкий").

В связи с тем, что данное право оперативного управления на здание имеет МОУ ЦДОДиД "Затверецкий", право оперативного управления не может быть зарегистрировано за МУ ДМОД "Х.".

В связи с указанными выше обстоятельствами нет возможности оформить лицензию для МУ ДМОД "Х.".

При этом дети, обучающиеся в настоящей "Х.", при ее ликвидации имеют возможность продолжить обучение в других аналогичных школах г. Твери, которые работают без указанных выше нарушений, поэтому их права в данном случае на получение дополнительного образования не нарушаются.

В связи с этим просят признать действия МУ ДМОД "Х." по оказанию дополнительных образовательных услуг без соответствующей лицензии незаконными и обязать Управление по культуре, спорту и делам молодежи ликвидировать МУ ДМОД "Х.".

Представитель ответчика - Управления по делам культуры, спорта и делам молодежи администрации г. Твери иск признал в полном объеме, согласившись с изложенными доводами, и пояснил, что в соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 32 и п. 2 ст. 26 Закона "Об образовании" образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с лицензией, дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальных, художественных школах, школах искусств и в иных учреждениях), имеющих соответствующие лицензии.

Срок действия лицензии на ведение образовательной деятельности, выданной МУ ДМОД "Х." 9 февраля 2000 года, истек 9 февраля 2005 года. С тех пор иной лицензии МУ ДМОД "Х." не получала и в течение полутора лет осуществляла свою деятельность, оказывала образовательные услуги без соответствующей лицензии.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.

При этом ликвидация МУ ДМОД "Х." не приведет к нарушению права на получение дополнительного образования детей, обучающихся в учреждении, а также других детей, проживающих в районе Затверечье.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона "Об образовании" гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство и муниципальные образования обеспечивают гражданам право на образование путем создания системы образования, в том числе образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты (ст.ст. 5, 8 Федерального закона "Об образовании"). При этом нарушение права на образование - это уничтожение или нарушение равенства возможностей в области доступа к образованию, а также условий, в которых оно ведется (ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 19.12.1969).

Конституционный Суд РФ указывает, что доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географической удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям (Постановление Конституционного Суда от 15 мая 2006 года N 5-П).

Доступность права граждан на образование не будет ущемлена в результате ликвидации МУ ДМОД "Х.".

В муниципальном образовательном учреждении ЦДОДиД "Затверецкий" действует "Хоровое отделение", оказывающее образовательные услуги, аналогичные тем, которые оказываются в "Х." по схожей образовательной программе.

"Хоровое отделение" было создано на основании Постановления Главы администрации города Твери N 2600 от 28.06.2006 и Приказа Управления по культуре, спорту и делам молодежи N 230 от 10 июля 2006 года "Об открытии хорового отделения в МОУ ЦДОДиД "Затверецкий".

Муниципальному учреждению "Центр дополнительного образования для детей и досуга "Затверецкий" 13 июня 2006 года была выдана соответствующая лицензия на осуществление образовательной деятельности по программе хорового отделения.

В настоящее время в хоровое отделение приняты на обучение 86 человек. Прием ведется и по настоящее время. При этом в МУ ДМОД "Х." на обучении находится 31 человек.

В случае ликвидации "Х." по решению суда будет обеспечен перевод всех обучающихся в "Х." детей в хоровое отделение без проведения экзаменов и промежуточных аттестаций, что уже гарантировано Постановлением Главы администрации города Твери N 2600 от 28.06.2006.

Хоровое отделение располагается в том же здании, что и "Х.", - <...>. Таким образом, в случае ликвидации МУ ДМОД "Х." гражданам будет обеспечена возможность реализации права на образование с точки зрения физической досягаемости образовательного учреждения.

Ответчик по делу в лице директора МУ ДМОД "Х." иск признала в полном объеме, не отрицая изложенных выше обстоятельств.

Третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований, Г. и Б., в судебное заседание не явились, несмотря на то, что своевременно и надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела, о чем в материалах имеются соответствующие сведения. При этом указанными лицами вопрос об отложении дела слушанием не ставился, уважительности причин пропуска судебного заседания и неявки за судебными повестками не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. При этом ранее дело неоднократно откладывалось по их заявлениям также без предоставления суду причин уважительности отложения, что свидетельствует об их умышленном затягивании дела.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, нашел, что исковые требования основаны на законе, нашли свое подтверждение в суде и подлежат удовлетворению.

Так, в судебном заседании установлено, что МУ ДМОД "Х." было создано в мае 1999 года на основании Постановления Главы города Твери N 1012 от 19.05.1999. Учредителем МУ ДМОД "Х." является Комитет по культуре, спорту и делам молодежи. В связи с тем, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (п. 6 ст. 33 Закона "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1), 9 февраля 2000 года школе выдана лицензия <...> на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного образования. Срок действия указанной лицензии истек 9 февраля 2005 года и в дальнейшем действие лицензии не продлевалось. С февраля 2005 года по настоящее время образовательные услуги оказываются учреждением без соответствующей лицензии.

Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61  ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица.

В соответствии с п.п. 15 ч. 2 ст. 32 Закона "Об образовании" образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с лицензией. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с лицензией на право ведения образовательной деятельности (п. 2 ст. 16 Закона "Об образовании"). Дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях дополнительного образования (музыкальных, художественных школах, школах искусств и в иных учреждениях), имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26 Закон "Об образовании").

В нарушение действующего Закона "Об образовании" муниципальное учреждение ДМОД "Х." ведет образовательный процесс без соответствующей лицензии. С февраля 2005 года учреждение в нарушение Закона "Об образовании" принимает детей в образовательное учреждение без ознакомления с лицензией на право ведения образовательной деятельности, дополнительные образовательные программы также реализуются в МУ ДМОД "Х." без соответствующей лицензии. В городе Твери имеются лицензированные учреждения соответствующего профиля, куда могут быть приняты все дети, до этого обучающиеся в МУ ДМОД "Х.". В настоящем же учреждении с февраля 2005 года по настоящее время происходит нарушение прав детей, обучающихся в учреждении и поступающих на обучение в муниципальное учреждение, на получение образовательных услуг, соответствующих государственным образовательным стандартам, предусмотренное ст. 50 Закона "Об образовании". Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостатке предоставляемых учреждением образовательных услуг - несоответствие обязательным требованиям, предъявляемым к подобным услугам Законом "Об образовании". Кроме того, учреждение нарушает право граждан на информацию, предусмотренное ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" N 3200-1 от 7 февраля 1992 года, в соответствии с которой, если вид деятельности, осуществляемый исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информации о номере лицензии.

Помимо этого для осуществления указанной деятельности необходимо наличие помещения, что в настоящее время у ответчика отсутствует.

В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года N 796, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган ряд документов, среди которых обозначены документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений. При этом лицензирующий орган ставит условием получения лицензии представление не документов, подтверждающих право аренды или безвозмездного пользования, а свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления. Необходимость представления для лицензирования именно свидетельства государственной регистрации права оперативного управления подтверждается письмом лицензирующего органа - Департамента образования Тверской области N 01-09/3439 от 21.09.2006.

Помещения, которыми пользуется МУ ДМОД "Х.", не находятся и никогда не находились в оперативном управлении МУ ДМОД "Х.". Право пользования помещениями МУ ДМОД "Х." никак не оформлялось.

Здание <...>, изначально принадлежало МСКЦ "Затверецкий" на праве оперативного управления, что подтверждается Приказом отдела культуры администрации города Твери N 133/8-42 от 25 декабря 1996 года и актом приема-передачи от 25 декабря 1996 года.

Впоследствии, при реорганизации МСКЦ "Затверецкий" путем присоединения к МОУ ЦДОДИД "Затверецкий", имущество МСКЦ "Затверецкий", в том числе и здание, было передано в оперативное управление МОУ ЦДОДиД "Затверецкий" (Постановление Главы города Твери N 1841 от 21.07.2004 "О переименовании МОУ "ЗЦДОД" и реорганизации учреждения МСКЦ "Затверецкий", распоряжение департамента управления имуществом и земельными ресурсами N 1556 от 09.11.2004 "О закреплении муниципального имущества за МОУ ЦДОДиД "Затверецкий").

В связи с тем, что данное право оперативного управления на здание имеет МОУ ЦДОДиД "Затверецкий", право оперативного управления не может быть зарегистрировано за МУ ДМОД "Х.".

В связи с указанными выше обстоятельствами нет возможности оформить лицензию для МУ ДМОД "Х.".

При этом дети, обучающиеся в настоящей "Х.", при ее ликвидации имеют возможность продолжить обучение в других аналогичных школах г. Твери, которые работают без указанных выше нарушений, поэтому их права в данном случае на получение дополнительного образования не нарушаются.

При этом администрацией города Твери были созданы все условия для предоставления жителям Затверечья возможности получения услуг по дополнительному образованию.

Администрация города Твери 28.06.2006 приняла Постановление N 2600 "О внесении изменений в Постановление Главы администрации города Твери "О ликвидации МУ ДМОД "Х.".

Указанное Постановление N 2600 предусматривает создание в МОУ ЦДОДиД "Затверецкий" хорового отделения и обеспечение преемственности учебных планов и программ МУ ДМОД "Х.", завершение обучения обучающихся МУ ДМОД "Х." по выбранным ими программам обучения, а также прием на созданное хоровое отделение без проведения экзаменов и промежуточных аттестаций.

В настоящее время хоровое отделение при МУ ЦДОДиД "Затверецкий" создано. Оформлена в установленном порядке лицензия на ведение образовательной деятельности по программе хорового отделения. МУ ЦДОДиД "Затверецкий" имеет в оперативном управлении соответствующие помещения, необходимые для ведения образовательного процесса.

Обучение ведется квалифицированными педагогами, часть из которых ранее работали в МУ ДМОД "Х.".

Часть детей, ранее обучавшихся в МУ ДМОД "Х.", продолжает обучение в хоровом отделении при МОУ ЦДОДиД "Затверецкий".

В хоровом отделении обучаются 86 детей, в то время как в "Х." - 31.

Кроме того, хоровое отделение располагается в том же здании, что и "Х.", - <...>. Таким образом, в случае ликвидации МУ ДМОД "Х." гражданам будет обеспечена возможность реализации права на образование с точки зрения физической досягаемости образовательного учреждения.

Изложенное свидетельствует об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Исковые требования администрации г. Твери к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери и МУ ДМОД "Х." о признании действий по оказанию дополнительных образовательных услуг незаконными и о понуждении к ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.

Обязать Управление по культуре, спорту и делам молодежи г. Твери ликвидировать МУ ДМОД "Х.".

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 суток с момента провозглашения.

 

Судья

Л.Н.НИКОЛЬСКАЯ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024