Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2007 г. по делу N 3-12/2007

 

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего - судьи ВС УР Глуховой И.Л.,

с участием прокурора Демидова Д.С.

при секретаре Дрягиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кривошеи Владимира Ивановича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим с момента принятия пункта 8 "Положения о порядке возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики", утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 июня 2006 года N 74, в части слов "природный газ - по 27,23 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения"

 

установил:

 

Кривошея В.И. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании пункта 8 "Положения о порядке возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики" (далее по тексту - Положение), утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 74 от 19 июня 2006 года, в части, касающейся предоставления бесплатно на отопительный период природного газа по норме 27,23 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения, с момента принятия данной нормы. Заявитель просил отменить данную норму, обязав Правительство Удмуртской Республики привести ее в соответствие с федеральным законодательством.

В обоснование своих требований заявитель указал, что как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, он в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пользуется правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Оспариваемым актом Правительства Удмуртской Республики для педагогических работников незаконно установлен норматив бесплатного потребления природного газа для нужд отопления в количестве 27,23 куб. м на 1 кв. м жилой площади на отопительный период. Руководствуясь данным Положением, Отдел народного образования Администрации Селтинского района Удмуртской Республики, заключив договор с газоснабжающей организацией ООО "Удмуртрегионгаз", компенсирует расходы за природный газ для отопления по указанному нормативу. Оставшаяся сумма расходов за потребляемый природный газ, составляющая около 73%, предъявляется к оплате заявителю.

Заявитель полагает, что оспариваемая норма противоречит ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и нарушает его право как педагогического работника, проживающего и работающего в сельской местности, на предоставление льготы по обеспечению бесплатным отоплением.

В судебном заседании Кривошея В.И. свои требования уточнил, просил признать недействующим с момента принятия абзац 1 пункта 8 оспариваемого Положения в части слов "природный газ - по 27,23 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения". В объяснениях ссылался на доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Также просил взыскать в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей и расходы на проезд, понесенные в связи с явкой в суд, в сумме 1008 рублей.

Представители Правительства Удмуртской Республики Смирнова Л.А. и Труханович В.Н. заявление полагали необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает каких-либо ограничений по предоставлению бесплатной жилой площади, отопления и освещения педагогическим работникам, а определяет расчетные величины для формирования соответствующих бюджетов и межбюджетных отношений. Поэтому данным нормативным правовым актом права заявителя не затрагиваются.

Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, приходит к выводу, что заявление Кривошеи В.И. подлежит удовлетворению.

Согласно п.п. "е", "к" ст. 72 и п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

При этом ст. 59 ЖК РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного отопления и освещения предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Исходя из положений перечисленных нормативных правовых актов педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), не должны оплачивать расходы, связанные с отоплением и освещением занимаемых жилых помещений, независимо от их размера.

Согласно представленной выписки из трудовой книжки К.В.И. с 1996 г. по настоящее время работает педагогом в муниципальном общеобразовательном учреждении Селтинская средняя общеобразовательная школа Селтинского район Удмуртской Республики. Материалами дела также подтверждено, что заявитель постоянно проживает в с. Селты ул. Восточная 26-1. Согласно справки газоснабжающей организации "Удмуртрегионгаз" отопление жилого помещения заявителя производится с помощью газового котла АОГВ. Поэтому в силу п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" заявитель пользуется льготой, в том числе, в виде бесплатного отопления занимаемого жилого помещения.

В целях реализации п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и п. 1 ст. 16 Закона Удмуртской Республики "Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников государственных учреждений Удмуртской Республики" Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.06.2006 г. N 74, которым утверждено "Положение о порядке возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений".

В пункте 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.06.2006 г. N 74 прямо предусмотрено, что вышеуказанное Положение распространяет свое действие также и на порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Удмуртской Республики. Из п. 2 оспариваемого Положения, устанавливающего круг лиц, на которых оно распространяется, также следует, что данным Положением регулируются вопросы возмещения расходов в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в том числе, муниципальных образовательных учреждений, к числу которых относится заявитель. Поэтому действие оспариваемого акта распространяется на заявителя и затрагивает его права.

Доводы представителей Правительства Удмуртской Республики о том, что оспариваемая норма устанавливает норматив бесплатного предоставления природного газа только для определения расчетных величин в целях формирования бюджетов и межбюджетных отношений, суд находит необоснованными. Эти доводы противоречат содержанию оспариваемой нормы.

В абзаце 1 пункта 8 Положения содержится прямое указание на бесплатное предоставление педагогическому работнику при отсутствии централизованного отопления топлива в виде природного газа в количестве 27,23 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения. Таким образом, смысловое содержание оспариваемой нормы свидетельствует о том, что данная норма устанавливает норматив бесплатного предоставления отопления педагогическим работникам, т.е. непосредственно регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки данной категории работников, а не межбюджетные отношения.

Согласно п. 1 Положения данный нормативный акт призван определить порядок возмещения расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников путем возмещения выпадающих доходов организациям, оказывающим жилищные и коммунальные услуги, не затрагивая при этом права этих лиц на предоставление им установленных законом льгот. Вместе с тем, оспариваемая норма абзаца 1 пункта 8 Положения в указанной редакции выходит за пределы действия Положения, т.к. устанавливает ограничения в части бесплатного предоставления отопления педагогическим работникам.

Кроме того, как установил суд, в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом Отдел народного образования Администрации МО Селтинского района Удмуртской Республики по договору с газоснабжающей организацией производит возмещение расходов на отопление жилья педагогическим работникам, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, в пределах нормативов потребления, установленных абзацем 1 пункта 8 Положения. Расходы сверх указанных нормативов предъявляются к оплате заявителю, что подтверждено представленными им счетами-квитанциями ООО "Удмуртрегионгаз". Эти обстоятельства также свидетельствуют о нарушении прав заявителя оспариваемым актом.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемая заявителем норма абзаца 1 пункта 8 Положения в части слов "природный газ - по 27,23 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения", противоречит ст. 55 Закона РФ "Об образовании", поэтому в соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ требования заявителя о признании ее противоречащей закону и недействующей подлежат удовлетворению.

Признавая требования заявителя обоснованными, суд, вместе с тем, полагает, что оспариваемая заявителем норма подлежит признанию недействующей с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу. При этом суд учитывает, что процедура принятия Положения от 19.06.06 г. не оспаривалась, данный нормативный правовой акт действовал в течение определенного времени, в этих условиях защита нарушенного права возможна по заявлению заинтересованных лиц. При указанных обстоятельствах суд не находит достаточных оснований для признания оспариваемой нормы недействующей с момента ее принятия.

В силу ст. 98 ГПК РФ удовлетворение требований заявителя влечет возмещение другой стороной понесенных судебных расходов. Нормы главы 7 ГПК РФ о судебных расходах носят общий характер и подлежат применению, в том числе, при разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ к судебным расходам отнесены расходы по оплате государственной пошлины и издержки, связанные с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела отнесены, в том числе, расходы на проезд, понесенные стороной в связи с явкой в суд. Представленными заявителем платежными документами подтверждены его расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей и расходы по проезду в сумме 168 рублей. Допустимых доказательств, подтверждающих расходы по проезду в сумме 1008 рублей, заявителем не представлено. Поэтому в пользу заявителя подлежат взысканию понесенные судебные расходы в общей сумме 268 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Заявление Кривошеи Владимира Ивановича удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 1 пункта 8 "Положения о порядке возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики", утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 июня 2006 года N 74, в части слов "природный газ - по 27,23 куб. м на 1 кв. м занимаемого жилого помещения" с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Кривошеи Владимира Ивановича понесенные судебные расходы в сумме 268 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

 

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики

ГЛУХОВА И.Л.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024