ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2006 г. N 2-1278/06
Ленинский районный
суд г. Владивостока в составе:
Председательствующего судьи И.В. Кунгурцевой
С участием
помощника прокурора
Ленинского
района г. Владивостока
Е.А. Сараевой
При
секретаре Е.Е. Чжен,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского
района в защиту прав неопределенного круга лиц к Думе г. Владивостока о
признании п. 6.5 Положения об организации предоставления общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы г. Владивостока
от 22.12.2005 N 161, противоречащим закону и не действующим со дня принятия,
установил:
Прокурор Ленинского
района г. Владивостока обратился в суд с названным заявлением в защиту прав
неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указав, что
Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе
Владивостоке утверждено решением Думы г. Владивостока от 22 декабря 2005 г. N
161 и опубликовано в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" от
11.01.2006 N 19. В соответствии с п. 6.5 указанного Положения создание,
реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений
осуществляются по согласованию с представительным органом местного
самоуправления - Думой г. Владивостока. Указанная норма Положения противоречит
гражданскому законодательству Российской Федерации, а также законодательству об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В
соответствии со ст. 125 ч. 2, ст. 215 ч. 2 ГК РФ органы местного самоуправления
осуществляют свои гражданские права и обязанности, включая права собственника,
в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих
органов. Согласно ст. 14 ч. 1 п. 3, ст. 15 ч. 1 п. 3, ст. 16 ч. 1 п. 3 ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" органы местного самоуправления наделяются собственной
компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами
муниципальных образований. Статья 32 Устава города Владивостока прямо относит
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью к полномочиям
администрации г. Владивостока. В соответствии с Уставом г. Владивостока Дума г.
Владивостока не наделена полномочиями по согласованию решений о создании
муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, оспариваемым решением
нарушаются требования указанных выше нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также положения Устава г. Владивостока, в соответствии с которым
Дума г. Владивостока не вправе участвовать в управлении и распоряжении муниципальной
собственностью, как это предусмотрено в решении Думы г. Владивостока. Прокурор
Ленинского района г. Владивостока просит признать пункт 6.5 Положения об
организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке,
утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 N 161, противоречащим
и не действующим со дня принятия.
В судебном
заседании помощник прокурора поддержала требования по основаниям и доводам,
изложенным в заявлении.
Представитель Думы
г. Владивостока в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснил,
что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать
указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц
нарушаются нормативным правовым актом или его частью. Прокурор конкретно не
указал в своем заявлении, какие права и свободы жителей г. Владивостока
нарушаются положениями пункта 6.5 решения N 161 от 22.12.2005. В соответствии
со ст. 32 Устава города Владивостока к полномочиям администрации г.
Владивостока относится владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью в порядке, определенном решением Думы г. Владивостока.
Определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью
является исключительным полномочием Думы г. Владивостока в соответствии с п. 6
ст. 22 Устава города Владивостока, п. 5 ч. 10 ст. 35 ФЗ Российской Федерации от
06.10.2003 N 131-ФЗ. Установление Думой г. Владивостока порядка создания, реорганизации
и ликвидации муниципальных образовательных учреждений относится к установлению
порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственности г.
Владивостока. В соответствии со ст. 31 ФЗ "Об образовании" к
полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области
образования относится создание, организация и ликвидация муниципальных
образовательных учреждений. На основании п. 8 ст. 22 Устава города Владивостока
к исключительной компетенции Думы г. Владивостока относится определение порядка
принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных
предприятий и учреждений. В соответствии со ст. 125 ГК РФ полномочия
собственника имущества от имени муниципального образования осуществляют органы
местного самоуправления - исполнительные и представительные. Следовательно,
органы местного самоуправления совместно в пределах своей компетенции исполняют
полномочия в области образования, и Дума г. Владивостока действовала в пределах
своей компетенции. В соответствии со ст. 36 Устава города Владивостока,
основанного на ст. 43 Закона N 131-ФЗ, Дума г. Владивостока по вопросам,
отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила,
обязательные для исполнения на территории г. Владивостока. Отсутствие четкого разграничения
в ст. 31 ФЗ "Об образовании" полномочий между органами местного
самоуправления по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных
учреждений говорит о том, что указанная процедура неразрывна по ходу ее
осуществления органами местного самоуправления. Следовательно, невозможно
расценивать согласование решения о создании, ликвидации, реорганизации
муниципального образовательного учреждения Думой г. Владивостока как
ограничения прав администрации г. Владивостока в сфере управления и распоряжения
муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии со ст. 13 ГК РФ и п. 6
постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда
Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных
с применением части первой ГК РФ" для признания нормативного правового
акта недействующим необходимо наличие двух условий одновременно: несоответствие
акта законодательству РФ и нарушение нормативным актом прав и охраняемых
законом интересов граждан и юридических лиц. То есть нормативный правовой акт
может быть признан незаконным только при наличии указанных условий
одновременно. Представитель Думы г. Владивостока просил в удовлетворении
требований прокурора Ленинского района г. Владивостока отказать.
Суд, выслушав
участников процесса, исследовав представленные материалы, оценивая
доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими
удовлетворению.
Как установлено в
судебном заседании, от 22 декабря 2005 г. Думой г. Владивостока было принято
решение N 16 "Об утверждении Положения об организации предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования в городе Владивостоке". Решением Думы г.
Владивостока от 22 декабря 2005 г. N 161 утверждено Положение об организации
предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке. Согласно
п. 6.5 указанного Положения создание, реорганизация и ликвидация муниципальных
общеобразовательных учреждений осуществляются администрацией г. Владивостока по
согласованию с Думой г. Владивостока.
Суд приходит к
выводу о том, что п. 6.5 Положения принят Думой г. Владивостока с нарушением
норм действующего законодательства по следующим основаниям.
Статьей 215 п. 2 ГК
РФ определено, что от имени муниципального образования права собственника
осуществляют органы местного самоуправления. Кроме того, органы местного
самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять права и
обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус
этих органов, ст. 125 п. 2 ГК РФ.
Статья 30 п. 4
Устава города Владивостока предусматривает, что администрация г. Владивостока
осуществляет свою деятельность, руководствуясь данным Уставом, решениями Думы
г. Владивостока, постановлениями и распоряжениями главы города Владивостока и
положением, определяющим ее деятельность как органа местного самоуправления,
утверждаемым Думой г. Владивостока.
В соответствии со
ст. 22 п. 6 Устава города Владивостока к исключительной компетенции Думы г.
Владивостока относится в том числе и определение порядка управления и
распоряжения муниципальной собственностью.
Вместе с тем
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в силу ст. 32
п. 6 Устава города Владивостока прямо отнесено к полномочиям администрации г.
Владивостока и основано на ст. 14 ч. 1 п. 3, ст. 15 ч. 1 п. 3, ст. 16 ч. 1 п. 3
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
Таким образом,
Уставом города Владивостока Дума г. Владивостока не наделена полномочиями по
согласованию решений о создании муниципальных образовательных учреждений.
На основании
изложенного, суд находит заявление Прокурора Ленинского района г. Владивостока
законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.
ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора
Ленинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Думе г.
Владивостока о признании п. 6.5 Положения об организации предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы
г. Владивостока от 22.12.2005 N 161, противоречащим и не действующим со дня
принятия - удовлетворить.
Признать п. 6.5
Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе
Владивостоке, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 N 161,
противоречащим действующему законодательству и не действующим со дня принятия.
Решение может быть
обжаловано в Приморский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья Ленинского
районного суда
г. Владивостока
И.В.КУНГУРЦЕВА