Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ "ОБ ОСНОВАХ

СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" ОТ 24.06.1999

 

С учетом возникновения вопросов при применении Федерального закона РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних", в том числе в связи с внесением Федеральным законом РФ от 07.07.2003 N 111-ФЗ изменений и дополнений в вышеуказанный Федеральный закон областной суд считает необходимым дать следующие разъяснения.

В Федеральный закон РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" Федеральным законом РФ от 07.07.2003 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты" внесены изменения и дополнения, в том числе Закон дополнен главой 3.1 "Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел".

Обобщение практики рассмотрения дел показывает, что у районных судов возникает ряд вопросов, требующих разъяснения.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон) в целях предупреждения повторных правонарушений малолетних, обеспечения защиты жизни и здоровья предусмотрено помещение их в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, задачами которых являются проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными детьми, установление обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению ими правонарушений, информирование об этом заинтересованных органов учреждений, принятие мер по дальнейшему устройству правонарушителей.

Категории несовершеннолетних, которые могут быть направлены в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, указаны в п. 2 ст. 22 Закона, а именно в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 Закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

Наиболее часто рассматриваемой в 2003-2004 гг. судами категорией материалов являются материалы о направлении (помещении) в ЦВСНП несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если это необходимо в указанных в законе случаях (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона).

Основания помещения несовершеннолетних в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей изложены в п. 3 ст. 22 Закона.

Ими являются:

приговор суда или постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2-6 п. 2 настоящей статьи.

Порядок рассмотрения материалов о направлении несовершеннолетних в ЦВСНП предусмотрен главой 3.1 Закона.

До указанных изменений специально порядок рассмотрения материалов о направлении несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в Законе оговорен не был.

Исходя из положений ст. 31.1 Закона постановление о помещении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3-6 п. 2 ст. 22 настоящего Закона, в ЦВСНП и материалы в отношении несовершеннолетних, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в указанные центры, направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания, указанного в пункте 4 ст. 22 Закона (48 часов).

Материалы должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Направляя несовершеннолетних правонарушителей в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел суды, как правило, исходят из факта совершения несовершеннолетними правонарушений и необходимости предотвращения ими повторного совершения общественно опасного деяния.

Основания помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП должны быть проанализированы судом, всем обстоятельствам должна быть дана надлежащая оценка.

Однако в нарушение ст. 31.1 Закона нередко вопросы о направлении несовершеннолетних в ЦВСНП решаются без достаточного исследования конкретных оснований для направления подростков в Центр: бытовых условий, возможности достаточного контроля за несовершеннолетним со стороны законных представителей, возможности исправления без изоляции от общества.

Хотя, в п. 2 ст. 31.1 Закона, содержащем положения о требованиях к материалам в отношении несовершеннолетних, представляемых в суд, не указано о необходимости приложения документов о состоянии здоровья несовершеннолетнего, исходя из задач, предусмотренных Законом, одной из которых является защита жизни и здоровья несовершеннолетних, Пермский областной суд считает целесообразным в конкретных случаях, учитывая индивидуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей, при решении вопроса о помещении подростков в ЦВСНП, запрашивать данные о состоянии их здоровья.

При рассмотрении материалов следует иметь в виду, что в Законе не содержится возрастного ограничения для направления несовершеннолетних в ЦВСНП.

Приказом ГУВД Пермской области N 373 от 29.03.2004 утверждено Положение о государственном учреждении "Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел ГУВД Пермской области (г. Пермь)", которым также не оговорено возрастное ограничение для помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП.

Несмотря на это обстоятельство, при рассмотрении материалов, в каждом конкретном случае необходимо учитывать возраст несовершеннолетних и целесообразность помещения в ЦВСНП малолетних правонарушителей, в случаях, когда достижение целей, изложенных в Законе, возможно без их изоляции из привычных условий жизнедеятельности.

По изученным материалам установлено, что имеют место случаи помещения в ЦВСНП несовершеннолетних правонарушителей в 8-9-летнем возрасте без достаточных для этого оснований.

Отсутствие достаточного анализа оснований помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП является причиной отмены постановлений судей районных судов председателем Пермского областного суда.

Согласно ст. 31.2 Закона в рассмотрении материалов в районном суде участвуют несовершеннолетний, его родители или законные представители, адвокат, прокурор, представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц является нарушением Закона. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и органа опеки и попечительства.

В материалах должны быть данные о надлежащем извещении участников процесса.

При рассмотрении материалов обязательно ведение протокола судебного заседания, в котором подробно отражается ход разбирательства дела.

По результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 2, судья выносит постановление (п. 3 ст. 31.2 Закона):

1) о помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Принятие каких-либо других постановлений, в частности о возврате материалов для дооформления, Законом не предусмотрено, что не всегда учитывается судьями районных судов.

Принятое судьей постановление должно содержать обоснование принятого решения, в нем должны быть указаны порядок и срок обжалования. Копия постановления судьи должна быть в обязательном порядке вручена или выслана несовершеннолетнему, его родителям или законным представителям не позднее 3 суток со дня его вынесения (п. 4 ст. 31.2 Закона).

В нарушение Закона, который предусматривает направление несовершеннолетних правонарушителей в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, в постановлениях судей нередко указывается о направлении несовершеннолетних в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

На основании п. 6 ст. 22 Закона несовершеннолетние могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:

период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Решение о продлении срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП должно содержать исчерпывающее обоснование.

Это положение Закона соблюдается не всегда. При принятии постановления о направлении несовершеннолетнего в ЦВСНП имеют случаи указания конкретных сроков содержания несовершеннолетних в ЦВСНП. Период, необходимый для проведения с несовершеннолетними, помещенными в Центр, профилактической работы, определяется работниками центра, исходя из конкретных обстоятельств совершаемых несовершеннолетними правонарушений, особенностей их личности.

Данные полномочия работникам ЦВСНП предоставлены в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона, а также зафиксированы в разделе 3 Положения о государственном учреждении "Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел ГУВД Пермской области (г. Пермь)", утвержденного Приказом ГУВД Пермской области N 373 от 29.03.2004. Представляется, что наиболее правильным будет указание в постановлении о направлении несовершеннолетнего в Центр на срок до 30 суток.

В материалах дела, которые остаются в суде после рассмотрения, обязательно должны находиться копии всех представленных в суд документов, протокол судебного заседания, подлинник постановления, сведения о том, что копия постановления вручена несовершеннолетнему, родителям, его законным представителям.

Согласно ст. 31.3 Закона постановление судьи обжалуется и опротестовывается в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона, т.е. в порядке, предусмотренном для обжалования постановлений о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

 

Направление несовершеннолетних в специальные

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

 

На основании п. 3 ст. 15 Закона к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

1) Специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2)специальные профессиональные училища закрытого типа;

3)специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

Пунктом 4 статьи 15 Закона определены категории несовершеннолетних, которые могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - спецучреждения), и возраст, с которого несовершеннолетние могут направляться в спецучреждения закрытого типа.

Так в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Наиболее часто рассматриваемой категорией материалов являются материалы о направлении в спецучреждения закрытого типа несовершеннолетних, не достигших к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п.п. 1 п. 4 ст. 15).

Исходя из п. 1 ст. 27 Закона материалы о помещении названной категории несовершеннолетних в спецучреждения закрытого типа должны быть направлены в суд начальником органа внутренних дел или прокурором по месту жительства несовершеннолетнего и должны в обязательном порядке содержать:

1) прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;

2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

3) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

4) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

5) заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего.

На основании п. 2 ст. 27 Закона вышеуказанные документы направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора.

До направления названных документов в суд они предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям, законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. Об ознакомлении с этими материалами, получении ответов на свои ходатайства, жалобы, заявления заинтересованные лица делают в представленном материале соответствующую запись (п. 3 ст. 27 Закона).

В силу п. 3 ст. 26 Закона для определения возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа учреждения здравоохранения проводят их медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании:

1) постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет.

2) постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и/или его родители или законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.

В случае, если у несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, во время проведения медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, материалы на указанных лиц направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, для применения к ним мер воспитательного воздействия.

В суд для рассмотрения материала вызывается несовершеннолетний, его родители или законные представители. Их участие в рассмотрении дела обязательно.

Обязательно участие в рассмотрении дела прокурора и адвоката (п. 2 ст. 28 Закона).

Рассмотрение материалов в отсутствие указанных лиц является существенным нарушением закона и основанием для отмены постановления судьи.

Материалы в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона рассматриваются судьей единолично, в судебном заседании, в течение 10 суток со дня их поступления в суд.

Ведение протокола судебного заседания обязательно. В протоколе должны быть отражены сведения о лицах, участвующих в деле, ходатайства и заявления участников процесса, пояснения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, исследованные и оглашенные судом документы, выступления прокурора и адвоката (п. 3 ст. 28 Закона).

При рассмотрении материалов необходимо учитывать, что Законом не предусмотрена возможность вынесения судом постановления о направлении материалов для проведения дополнительной проверки, в случае ненадлежащего оформления содержащихся в нем документов или их частичного отсутствия.

Согласно п. 4, п. 5 ст. 28 Закона по результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

В постановлении судьи указываются наименование суда и фамилия судьи, вынесшего постановление, дата рассмотрения материалов, сведения о несовершеннолетнем, не подлежащем уголовной ответственности, и иных лицах, участвовавших в рассмотрении материалов, обстоятельства, установленные при их рассмотрении, а также излагается принятое решение о:

1) направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение;

2) направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение;

3) прекращения производства по материалам.

Постановление должно содержать анализ представленных в суд материалов, обстоятельств совершенного несовершеннолетним правонарушения, степень его тяжести, данные о личности несовершеннолетнего, его отношение к совершенному проступку, мнение участников процесса, на основании которых суд делает вывод о необходимости (ее отсутствии) направления несовершеннолетнего в спецучреждение на конкретный срок.

В силу п. 7 ст. 15 Закона несовершеннолетний может быть направлен в спецучреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на 3 года.

Судам следует учитывать, что в срок содержания несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальных учебно-воспитательных учреждениях по постановлению судьи включаются периоды, перечисленные в п.п. 1, 2 п. 6 ст. 28 Закона.

Постановление судьи должно содержать указание на порядок и срок его обжалования. Соответствующая запись должна быть сделана и в протоколе судебного заседания.

Следует отметить, что суды при рассмотрении указанных материалов о направлении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения, допускают следующие нарушения: не учитывают отсутствие сведений о состоянии здоровья несовершеннолетних, наличие у них заболеваний, препятствующих их содержанию и обучению в указанных учреждениях; требуемых документов: материалов об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращенное уголовное дело, постановления комиссии по делам несовершеннолетних, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в учебное заведение закрытого типа, характеристики с места учебы и жительства подростка, акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетних.

Кроме того, судами допускаются процессуальные нарушения: не извещаются надлежащим образом и не участвуют в судебном заседании законные представители несовершеннолетних, нарушаются сроки направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, предусмотренные ст. 27 Закона. Названные нарушения являются причиной для отмены постановлений вышестоящим судом.

Порядок обжалования и опротестования постановлений судьи и порядок рассмотрения жалоб, протестов изложен в ст. 30 Закона.

Не всегда учитывается, что право на обжалование постановления судьи предоставлено несовершеннолетнему, достигшему возраста 14 лет, его родителям, законным представителям, либо по их просьбе - адвокату (п. 1 ст. 30).

Жалоба подается в вышестоящий суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления судьи.

Жалоба или протест прокурора рассматриваются в течение 10 суток со дня их поступления председателем вышестоящего суда.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора без удовлетворения;

2) отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения (п. 4 ст. 30).

Копия решения по жалобе или протесту прокурора на постановление судьи в течение трех суток высылается судье, вынесшему постановление, прокурору, несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и(или) его родителям или законным представителям (п. 5 ст. 30).

Исполнение постановления судьи обеспечивают органы, перечисленные в ст. 31 Закона.

Приложение. Положение о государственном учреждении "Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел ГУВД Пермской области (г. Пермь)", утвержденное Приказом ГУВД Пермской области N 373 от 29.03.2004.

 

Председатель

Пермского областного суда

М.Д.ГОЛОВИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024