Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ИНФОРМАЦИЯ

от 20 ноября 2002 года

 

О РЕШЕНИЯХ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я),

ПРИНЯТЫХ ПО ВОПРОСАМ ПРИЗНАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ РЕСПУБЛИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

 

Дело N 3-156/01

 

Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Якутске 26 декабря 2001 г. дело N 3-156/01 по заявлению Прокурора РС(Я) о признании Закона РС(Я) от 29.10.1999 "О статусе столицы РС(Я) - города Якутска" частично противоречащим федеральным законам, недействующим и не подлежащим применению.

Суд решил удовлетворить заявление Прокурора РС(Я) и признать п. "и" ч. 2 ст. 7, п.п. "в, г, д, н" ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 13, ч. 1, 3 ст. 14, абзац 2 ч. 3 ст. 16 Закона РС(Я) "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" от 29 октября 1999 г. с изменениями, дополнениями, внесенными Законом РС(Я) от 28 июня 2000 г. З N 211-II, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.

 

Указанное решение было обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2002 г. гражданское дело N 74Г02-10 по жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2001 г., вынесла следующее определение:

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2001 г. изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

Заявление прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить. Признать подп. "и" п. 2 ст. 7 (в части, предоставляющей Городскому Собранию г. Якутска право согласования планов приватизации объектов муниципальной собственности); подп. "в, г, д", "н" (в части, наделяющей администрацию г. Якутска правом заключения трудовых договоров (контрактов) с руководителями предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности) п. 2 ст. 8; п. 1 ст. 13; п. 1, 3 ст. 14; абз. 2 п. 3 ст. 16 (в части определения одним из источников формирования инвестиционного бюджета г. Якутска местных налогов и сборов) Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" от 29 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями) противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

 

Изменяя решение Верховного суда РС(Я) от 26 декабря 2001 г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в частности, указала следующее:

"Пунктом "и" ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" определено, что местный представительный орган столицы Республики Саха (Якутия) - Городское Собрание депутатов города Якутска вправе согласовывать планы приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся на территории города, и их огосударствления.

Согласно ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью находятся в ведении муниципальных органов. В соответствии со ст. 28 этого же Закона муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления.

С учетом указанных положений закона суд пришел к обоснованному выводу о том, что правом согласования планов приватизации объектов муниципальной собственности обладают только органы местного самоуправления, а не органы местной государственной власти, и правильно признал подп. "и" п. 2 ст. 7 оспариваемого Закона в части, предоставляющей Городскому Собранию г. Якутска право согласования планов приватизации объектов муниципальной собственности, противоречащим федеральному законодательству.

Вместе с тем с решением суда о признании противоречащим федеральному законодательству в целом подп. "и" п. 2 ст. 7 согласиться нельзя, поскольку такого требования прокурором не предъявлялось, что следует из содержания его заявления.

В соответствии с подп. "н" п. 2 ст. 8 оспариваемого Закона местный исполнительный орган - администрация г. Якутска заключает трудовые договоры (контракты) с руководителями предприятий и организаций, находящихся в коммунальной или муниципальной собственности.

Суд правильно признал оспариваемую норму в части, наделяющей администрацию г. Якутска правом заключения трудовых договоров (контрактов) с руководителями предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, противоречащей федеральному законодательству, в частности ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вместе с тем, с решением суда о признании противоречащим федеральному законодательству в целом подпункта "н" п. 2 ст. 8 согласиться нельзя, поскольку такого требования прокурором не заявлялось и суд не высказывал в решении суждений, касающихся всего подпункта "н", что следует как из содержания заявления прокурора, так и из мотивировочной части решения суда.

Поскольку предметом спора являлся только вопрос о праве администрации г. Якутска заключать трудовые договоры (контракты) с руководителями предприятий, организаций, находящихся в муниципальной собственности, решение суда в отношении подп. "н" п. 2 ст. 8 Закона в части, не оспариваемой прокурором, подлежит изменению.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 ст. 16 оспариваемого Закона инвестиционный бюджет г. Якутска формируется за счет отчислений, полученных от местных налогов и сборов, средств республиканского бюджета и иных налоговых поступлений, а также за счет привлечения внебюджетных средств.

Признавая абзац 2 п. 3 ст. 16 Закона республики в части определения одним из источников формирования инвестиционного бюджета г. Якутска местных налогов и сборов противоречащим Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 1 ст. 36, ст. 39), суд правильно исходил из того, что местные налоги и сборы могут составлять доходную часть местных бюджетов и только органы местного самоуправления имеют право определения порядка расходования данных налогов. Оспариваемая же норма допускает зачисление местных налогов в инвестиционный бюджет г. Якутска без разрешения на то органов местного самоуправления.

Вместе с тем с решением суда о признании противоречащим федеральному законодательству в целом абзаца 2 п. 3 ст. 16 согласиться нельзя, поскольку такого требования прокурором не заявлялось и суд не проверял законность его в целом, что следует как из заявления прокурора, так и мотивировочной части решения суда.

Поскольку предметом спора в целом абз. 2 п. 3 ст. 16 Закона республики не являлся, решение суда в отношении данного абзаца п. 3 ст. 16 в части, не оспариваемой прокурором, подлежит изменению".

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-27/02

 

17 декабря 1996 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был принят Закон "Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в РС(Я)". Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании ряда положений Закона РС(Я) "Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в РС(Я)" противоречащими Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995.

Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом судебном заседании 20 мая 2002 г. гражданское дело N 3-27/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я) и вынес следующее решение:

"Заявление прокурора удовлетворить.

Признать ст. 11 в части местного бюджета, ст. 12, ст. 14 пункты "г, з, и, к, л, м, н, р, у, ф", ст. 19 п. 1 п.п. "б" Закона Республики Саха Якутия) "Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в РС(Я)" от 17 декабря 1996 года З N 147-I недействующими с момента вступления в законную силу решения суда".

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-28/02

 

Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании преамбулы Закона РС(Я) "О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" в части, предусматривающей установление правовых основ процедуры передачи объектов муниципальной собственности в государственную собственность, статьи 1 в части определения основания безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности в государственную собственность РС(Я), основания возникновения права собственности на передаваемые объекты, статьи 3, 4, 5, 6, пункты 1 и 3 ст. 7, ст. 8, 9 в части, определяющей инициаторов передачи объектов муниципальной собственности в государственную собственность, ст. 10 в части, определяющей договорной порядок передачи объектов, пункта 5 статьи 10, статей 14, 18-22 противоречащими федеральному законодательству.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2002 года дело N 3-28/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я), Верховный суд Республики Саха (Якутия) решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично и признал преамбулу Закона в части, предусматривающей установление правовых основ процедуры передачи объектов муниципальной собственности в государственную собственность, ст. 1 в части определения основания передачи объектов, статьи 3, 4, 5, 6, пункты 1 и 3 статьи 7, ст. 8, 9, 10 п. 1, определяющий договорной порядок передачи объектов, п. 5 ст. 10, ст. 14 п. 1, статьи 18, 19, 20 ч. 1, статьи 21, 22 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" от 20 апреля 2000 года недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-39/02

 

Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании Закона РС(Я) З N 19-I от 15 июня 1994 года "О профессиональных союзах Республики Саха (Якутия)" недействующим в полном объеме в связи с тем, что некоторые его нормы не регламентируют положения, предусмотренные Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 8 значительно сужает содержание устава, положения, указанные в ст. 7, 10 Закона РС(Я) регулируются только гражданским законодательством Российской Федерации. Часть 1 ст. 11 Закона РС(Я) определяет профсоюзы как субъект права законодательной инициативы, однако Федеральный закон не предоставляет профсоюзам права законодательной инициативы. Глава II Закона РС(Я) противоречит аналогичной главе Федерального закона, поскольку в ней не предусмотрено право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров и право профсоюзов участвовать в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества.

Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2002 года дело N 3-39/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я), решил:

"Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать Закон Республики Саха (Якутия) З N 19-I от 15.06.1994 "О профессиональных союзах Республики Саха (Якутия) недействующим и не влекущим правовых последствий со дня принятия Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года".

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-40/02

 

Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2002 года в г. Якутске дело N 3-40/02 по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании Закона Республики Саха (Якутия) "О правах ребенка" от 1 июля 1994 года З N 23-I частично противоречащим федеральному законодательству, недействующим, не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий в этой части с момента издания, решил:

"Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.

Признать ст. 11 п. 1; ст. 14 п.п. 2, 4, 5, 6; ст. 15 п. 1; ст. 31 п. 1; ст. 33 п. 2; ст. 34 п. 1 Закона Республики Саха (Якутия) "О правах ребенка" З N 24-I от 1 июля 1994 года недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу".

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-42/02

 

Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 7 июля 2002 года дело N 3-42/02 по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1999 года "Об обязательном экземпляре документов" частично противоречащим федеральному закону, недействующим, не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий, решил:

"Удовлетворить заявление Прокурора РС(Я).

Признать п. "а" ст. 1; ст. 3; п. 2 ст. 6; п. 1 "б, в, г" ст. 7; п. 2 "а, б" ст. 7; п. 2 ст. 15; п. 3 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1999 года З N 75-II "Об обязательном экземпляре документов" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу".

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-43/02

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 29 декабря 1998 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) "О меценатах и меценатской деятельности".

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании статьи 8 п. "в" Закона недействующим и не подлежащим применению, ссылаясь на то, что эта норма статьи противоречит федеральным законам.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 20 июня 2002 года дело N 3-43/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я), Верховный суд Республики Саха (Якутия) решил:

"Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать п. "в" статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О меценатах и меценатской деятельности" недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу".

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-44/02

 

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании Закона РС(Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" от 15 января 1997 года частично недействующим, не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий с момента издания.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 18 июня 2002 года дело N 3-44/02, суд решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Суд признал:

1) ст. 1 п. 1; ст.ст. 4, 5, 13, 15; ст. 2; ст. 10 п. 7; ст.ст. 11, 16; ст. 22 п. 5; ст. 23 п.п. 3 и 4; раздел VI;

2) пункты 11, 17, 18, 22 ст. 1; п.п. 1 и 4 ст. 4 в части упоминания местных органов государственной власти;

3) ст.ст. 6, 9, ст. 1 п. 16 в части "административно - территориальных единиц";

4) ст. 1 п. 2, ст. 10 п. 2 п.п. "а", п. 6 в части "бюджетов городов и улусов"

Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-45/02

 

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании нормы статьи 14 Закона РС(Я) от 27 октября 1999 года "О науке и государственной научно-технической политике" противоречащей федеральным законам.

Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 19 июня 2002 года дело N 3-45/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я), решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить и признать статью 14 Закона Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно - технической политике" в части права вводить ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением, и в части права лицензировать отдельные виды научно и (или) научно-технической деятельности недействующей со дня вступления решения в законную силу.

 

 

--------------------------

 

 

Дело N 3-46/02

 

Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением считая, что некоторые нормы Закона Республики Саха (Якутия) от 28 мая 1992 года "О лесе Республики Саха (Якутия)" с момента вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации вступили в противоречие с указанным правовым актом Российской Федерации и иным федеральным законодательством. Просит признать недействующими статью 1, ст. 2, абзац 2 ч. 4 ст. 3, ст. 4, ст. 5, ст. 7, ст. 9, п.п. 1, 5, 7, 10 ст. 10, ст. 11 частично, ст. 12 частично, ч. 2 ст. 16, ст. 17, ч. 3 ст. 18, ст. 19, ст. 23, ч. 1 ст. 25, ч. 2 ст. 33, ст. 34, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 41, ч. 3, 4 ст. 42, ч. 1, 5, 6 ст. 45 Закона РС(Я) "О лесе Республики Саха (Якутия)".

Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 28 июня 2002 года дело N 3-46/02, решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить, признав ст. 1; ст. 2; абзац 2 ч. 4 ст. 3; ст. 4; 5; ст. 7; ст. 9; подпункты 1, 5, 7, 10 статьи 10; ст. 11 и 12; ч. 2 ст. 16; ст. 17; ч. 3 ст. 18; ст. 19; ст. 23; ч. 1 ст. 25; ч. 2 ст. 33; ст. 34; подпункты 1, 2 части 2 ст. 41; части 3 и 4 ст. 42; части 1, 5, 6 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 мая 1992 г. N 966-XII "О лесе Республики Саха (Якутия)" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024