Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

10 января 2001 г. Судья Верховного Суда Республики Бурятия Шагдарова Т.А. (единолично), при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 4 статьи 3, статей 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании" отдельным положением Закона Российской Федерации "Об образовании",

 

установил:

 

Обращаясь в суд, прокурор Республики Бурятия просит признать противоречащими Федеральному законодательству отдельные положения Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от 25.09.1996:

- пункты 1, 4 ст. 3 об отнесении к задачам законодательства Республики Бурятия в области образования разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственность физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области, которые согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "Об образовании" являются задачами законодательства Российской Федерации в области образования;

- статью 34 о компетенции Российской Федерации в вопросах образования Республики Бурятия;

- статью 35 о совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования.

В судебном заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Абросова О.С. и Болдоева Э.В. (по доверенности) требования заявления прокурора поддержали в полном объеме.

Представитель Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П. (по доверенности) согласившись с обоснованностью требований прокурора по ст. ст. 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании", возражал в отношении пунктов 1, 4 ст. 3 оспариваемого Закона, полагая, что поскольку в пункте 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" под законодательством Российской Федерации понимаются также законы субъектов Федерации, то Республика Бурятия вправе определить задачи законодательства Республики Бурятия в области образования, в том числе по вопросам, указанным в пунктах 1, 4 статьи 3 Закона.

Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. (по распоряжению) требования прокурора признал обоснованными в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения представителей прокуратуры Республики Бурятия и заинтересованных сторон - Президента и Народного Хурала Республики Бурятия, исследовав представленные документы и иные материалы, находит законными и подлежащими удовлетворению все требования прокурора, изложенные в заявлении.

В связи с признанием заявленных прокурором требований представителями заинтересованных сторон согласно 34 ГПК РСФСР подлежат удовлетворению требования прокурора о признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 34 и 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании" о компетенции Российской Федерации в вопросах образования Республики Бурятия и о совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования.

Суд принимает признание указанных требований заинтересованными сторонами, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Вопросы разграничения компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием различных уровней, определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области, являются общими вопросами образования, следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации по указанным вопросам должно соответствовать Федеральному законодательству.

Согласно же пунктов 1 и 4 статьи 4 Федерального закона "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области являются задачами законодательства Российской Федерации в области образования.

Из анализа указанных норм права следует, что федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения и тем самым определяют сферу, отнесенную к ведению субъектов Федерации.

Кроме того, в силу пунктов 3, 4 статьи 3 Федерального закона "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования; физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поэтому пункт 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от 25.09.1996 также противоречит и этим нормам Федерального законодательства.

Толкование п. 1 ст. 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" позволяет сделать вывод о том, что Республика Бурятия вправе осуществлять правовое регулирование в области образования по разграничению компетенции между органами государственной власти и органами управления образованием федерального уровня, что нельзя признать правильным.

На этом основании суд приходит к выводу, что пункты 1, 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от 25.09.1996 также противоречат Федеральному законодательству, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению и в этой части.

Таким образом, по данному заявлению все требования прокурора Республики Бурятия являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

 

решил:

 

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить в целом.

Признать пункты 1, 4 статьи 3, статьи 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции Закона от 25.09.1996 противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применение со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о данном решении подлежит опубликование в газете "Бурятия".

Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

 

Судья

Т.А.ШАГДАРОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024