Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ПИСЬМО

от 24 января 2012 г. N 07-94/03

 

О НАРУШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

В рамках установленных полномочий Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в отношении:

высших учебных заведений;

образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций;

образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 252;

расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений.

В 2011 году Рособрнадзором проведено более 500 плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения образовательными учреждениями и научными организациями законодательства Российской Федерации в области образования, лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности и контроля качества образования.

Проверки проводились в 39 субъектах Российской Федерации:

Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Хакасия;

Алтайский край, Камчатский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тюменская область, Ярославская область;

в городах федерального значения - Москва, Санкт-Петербург;

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;

и за пределами территории Российской Федерации в Кыргызской Республике.

Более чем 90% образовательных учреждений и научных организаций из числа проверенных в 2011 году допускали нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования, лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, требований государственных образовательных стандартов.

Образовательным учреждениям и научным организациям, допустившим нарушения, направлены предписания Рособрнадзора.

Возбуждено 447 дел об административных правонарушениях.

За неисполнение предписаний Рособрнадзора 9 образовательным учреждениям приостановлено действие лицензии, 1 образовательному учреждению приостановлено действие свидетельства о государственной аккредитации.

Описание нарушений в деятельности образовательных учреждений и научных организаций приведено в Приложении к настоящему письму.

Нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допускаемые образовательными учреждениями и научными организациями, включая осуществление образовательной деятельности без лицензии, приводят к нарушению установленного порядка ведения образовательной деятельности, к снижению качества реализации образовательных программ, несоблюдению прав обучающихся и выпускников на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, вызывают затруднения в реализации прав выпускников при поступлении на обучение по программам более высоких уровней образования и при трудоустройстве в соответствии с полученным образованием.

Рособрнадзор обращает внимание на недопустимость указанных нарушений, необходимость обеспечения соблюдения прав обучающихся и выпускников на получение качественного образования.

 

Заместитель руководителя

Н.Г.ЯРОШЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Рособрнадзора

от 24 января 2012 г. N 07-94/03

 

НАРУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1. Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части порядка приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию:

до первого февраля текущего учебного года на официальном сайте образовательного учреждения и информационном стенде приемной комиссии не объявляется вся необходимая информация, определенная порядком приема;

не предусматриваются особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

отсутствует информация о категориях лиц, поступающих на первый курс по результатам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), по результатам вступительных испытаний, форма которых определяется вузом самостоятельно, вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом самостоятельно, информация о предоставлении льгот победителям (призерам) олимпиад школьников;

предоставляется право поступления без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, преимущественное право на поступление категориям граждан, не предусмотренным законодательством Российской Федерации;

после официального объявления (до первого июня текущего учебного года) информации о количестве выделенных бюджетных мест для приема на первый курс, в указанную информацию вносятся изменения;

не установлено минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам;

минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, устанавливается ниже минимального количества баллов, установленного Рособрнадзором;

не предусматривается указывание в заявлении о приеме всех обязательных сведений и фиксирование подписью поступающего факта ознакомления с обязательными пунктами заявления;

отсутствуют положения о комиссиях: приемной, аттестационных, экзаменационных, апелляционных и утвержденные составы этих комиссий; протоколы заседаний комиссий;

не назначен ответственный секретарь приемной комиссии;

отсутствует информационный стенд приемной комиссии;

не осуществляется контроль за достоверностью сведений об участии поступающих в едином государственном экзамене и о результатах ЕГЭ путем направления в федеральную базу данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ соответствующего запроса об участии поступающего в ЕГЭ, о подтверждении правильности сведений о результатах ЕГЭ;

требуются при подаче заявления о приеме неустановленные документы: оригинал (или заверенная нотариально копия) документа государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ, фотографии, медицинская справка; выписка из трудовой книжки; свидетельство о браке (разводе), военный билет или приписное свидетельство и др.;

нарушаются сроки приема документов;

отсутствуют личные дела абитуриентов;

вводится дополнительное вступительное испытание, не установленное данному образовательному учреждению соответствующим актом Правительства Российской Федерации;

перечень вступительных испытаний содержит вступительные испытания, не из перечня, утвержденного Минобрнауки России;

при оценивании результатов вступительных испытаний используется иная (не стобалльная) шкала оценивания результатов вступительных испытаний;

отсутствуют правила подачи апелляций;

не установлен порядок рассмотрения апелляций;

не предусматривается возможность для лиц, имеющих результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу, проходивших военную службу по призыву и уволенных с военной службы, использовать данные результаты для поступления в течение года после увольнения;

предоставляется право выбора третьего экзамена поступающему;

договор с органом государственной власти о целевом приеме заключен после объявления количества выделенных целевых мест;

осуществляется прием на целевые места, самостоятельно выделенные вузом, при отсутствии квот для целевого приема, установленных учредителем;

организован целевой прием обучающихся без объявления отдельного конкурса;

не определено количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность);

не предусмотрен резервный день для лиц, не сдававших по уважительной причине вступительные испытания в установленные сроки;

допускается зачисление лиц, закончивших образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с медалями, по результатам одного вступительного испытания;

допускается зачисление в состав студентов по результатам вступительных испытаний, установленных вузом самостоятельно, на основании документов о начальном профессиональном образовании, при отсутствии в них записи о получении предъявителем документа о среднем (полном) общем образовании;

допускается зачисление лиц, не имеющихся в утвержденном списке лиц, рекомендованных к зачислению;

приказы о зачислении издаются без указания набранных баллов, основания зачисления, даты, с которой студент зачисляется в образовательное учреждение;

в личных делах зачисленных отсутствуют оригиналы документов государственного образца об образовании;

не обеспечивается требование об обязательной публикации на сайте приказов о зачислении с указанием количества набранных баллов до 31 декабря текущего года;

в 2011 году допущено зачисление для обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а не федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части правил оказания платных образовательных услуг:

исполнитель не доводит до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, определенную пунктом 8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 (далее - Правила) (перечень образовательных услуг, перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления, стоимость оказываемых образовательных услуг; порядок приема и требования к поступающим и др.);

договор на оказание платных образовательных услуг не содержит сведений, определенных Правилами: уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, виды образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; нормативные сроки обучения; условия получения документов государственного образца об образовании и др.;

отсутствует перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот при оплате, а также перечень предоставляемых льгот.

3. Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части деятельности представительств образовательных учреждений:

допускается ведение представительством образовательной деятельности, в том числе организация приема и проведение вступительных испытаний;

в положении о представительстве, а также в договоре на пользование зданиями и помещениями, используемыми для размещения представительства, предусмотрено ведение образовательной деятельности;

отсутствуют документы, подтверждающие согласование создания представительства с учредителем, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения представительства; приказ ректора о назначении руководителя (директора) представительства; доверенность, выданная ректором, руководителю (директору) представительства.

4. Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части порядка выдачи документов государственного образца об образовании:

выдача документов государственного образца об образовании не подтверждается соответствующим решением государственной аттестационной комиссии;

не выдаются в установленный срок документы об образовании лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию;

оформление книг регистрации выдаваемых документов государственного образца об образовании не соответствует установленным требованиям (отсутствуют реквизиты приказов об отчислении; данные о дате выдачи документа; номер бланка, подпись лица, выдавшего документ, подпись лица, получившего документ, и т.д.);

в личных делах выпускников отсутствуют копии выданных документов государственного образца об образовании, а также копии приложений к дипломам;

приложения к дипломам оформляются с нарушением установленных требований (не указаны темы выпускных квалификационных работ, количество недель, полученная оценка; отсутствуют обязательные и факультативные дисциплины, изученные выпускником; не указана форма обучения);

количество часов, указанное в приложение к диплому, меньше предусмотренного государственным образовательным стандартом;

в приложения к дипломам, выданным лицам, освоившим основную образовательную программу в сокращенные сроки, не внесены перезачтенные или переаттестованные дисциплины;

в приложениях к дипломам, выданным лицам, освоившим основную образовательную программу в сокращенные сроки, отсутствует запись "Образовательная программа освоена по ускоренной (или сокращенной) программе";

в приложениях к дипломам допускаются сокращенные наименования дисциплин;

допускается внесение исправлений в выданные документы государственного образца об образовании;

допускается выдача документов другому лицу без предоставления доверенности;

допускается выдача документов государственного образца об образовании по направлениям подготовки (специальностям), не имеющим государственной аккредитации;

решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускникам квалификации и выдаче диплома было принято по результатам сдачи междисциплинарного экзамена при отсутствии выпускной квалификационной работы, предусмотренной государственным образовательным стандартом.

5. Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части проведения итоговой государственной аттестации; организации работы государственных аттестационных комиссий:

порядок проведения государственных аттестационных испытаний разработан и доведен до студентов с нарушением сроков, установленных Положением об итоговой государственной аттестации;

к итоговой государственной аттестации допускаются лица, не завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы;

отсутствует распорядительный акт уполномоченного органа об утверждении председателя государственной аттестационной комиссии;

в состав государственной аттестационной комиссии филиала вуза не входит представитель высшего учебного заведения в качестве заместителя;

не ведутся протоколы по итогам сдачи итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы;

отсутствуют отчеты о работе государственных аттестационных комиссий.

6. Нарушения требований государственных образовательных стандартов (в части содержания подготовки обучающихся и выпускников):

нарушены сроки освоения основных образовательных программ, предусмотренные государственным образовательным стандартом;

отсутствуют методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательных программ, качество подготовки обучающихся и выпускников;

отсутствуют учебные планы, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

график учебного процесса не соответствует государственным образовательным стандартам;

отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся по сокращенным (ускоренным) образовательным программам;

отсутствуют программы учебной и производственной практик;

содержание рабочих программ учебных дисциплин, программ учебной и производственной практик ежегодно не обновляются;

отсутствуют обязательные дисциплины федерального компонента государственного образовательного стандарта в циклах дисциплин (ЕН; ОПД; СД);

рабочие программы учебных дисциплин не содержат в полном объеме дидактические единицы, предусмотренные государственным образовательным стандартом;

количество часов, отведенных на освоение циклов дисциплин, компонентов и дисциплин не соответствуют количеству, установленному государственным образовательным стандартом;

объем учебной нагрузки по ряду дисциплин не соответствует установленному государственным образовательным стандартам;

объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении образовательной программы по заочной форме обучения менее установленного государственным образовательным стандартом;

в учебном плане отсутствует предусмотренное государственным образовательным стандартом право выбора дисциплин;

установленное учебным планом очной формы обучения по специальности Юриспруденция количество аудиторных часов по ряду дисциплин составляет менее 50% от общего объема времени, выделяемого для изучения дисциплины;

количество зачетов и экзаменов при проведении промежуточной аттестации в течение учебного года превышает предельное количество, установленное п. 46 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 71, и государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования;

графиком учебного процесса не предусмотрено время на подготовку выпускной квалификационной работы;

не выполняются нормативы недельной общей и аудиторной нагрузки студентов, установленные соответствующими государственными образовательными стандартами.

7. Нарушения обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности:

общая площадь помещений, используемых для организации и проведения учебного процесса, в расчете на одного обучающегося, приведенного к очной форме обучения, меньше нормативов, установленных для реализации образовательных программ профессионального образования;

отсутствуют документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения помещениями, используемыми для проведения учебного процесса (в том числе объектами физической культуры и спорта);

отсутствуют оборудованные помещения для выполнения лабораторных работ и проведения практических занятий, предусмотренных государственными образовательными стандартами и рабочими учебными планами;

не созданы необходимые условия для работы подразделений медицинских учреждений - не выделены помещения для работы сотрудника учреждения здравоохранения;

отсутствуют помещения для работы подразделений организаций общественного питания;

в лицензирующий орган не представляется информация об изменении условий осуществления образовательной деятельности;

общая укомплектованность штатов педагогических работников, доля преподавателей с учеными степенями и учеными званиями, привлеченных к ведению образовательного процесса, не соответствуют лицензионным нормативам;

обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и требованиям, установленным в нормативных правовых актах Минобрнауки России;

расписание занятий не соответствует утвержденному ректором учебному плану.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018