Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 декабря 2011 г. N 06-2401

 

Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) в работе по формированию у школьников культуры гражданской солидарности.

 

Директор

Департамента воспитания

и социализации детей

А.А.ЛЕВИТСКАЯ

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ

СОВЕТОВ, ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ

(ДИАСПОР) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ

КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ

 

В настоящее время экстремизм и ксенофобия стали одной из внутренних угроз безопасности Российской Федерации. Экстремизм и ксенофобия проявляются в распространении случаев расовой, национальной или религиозной розни, в нарушении прав и интересов граждан в зависимости от их этнической, конфессиональной, социальной принадлежности, в проявлении националистических взглядов и в распространенности националистических движений.

Особую тревогу вызывает рост экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде.

Результаты мониторинга, проведенного в 2011 году среди обучающихся 8 - 11-х классов в восьми федеральных округах Российской Федерации, показали, что информированность и компетентность учащихся в вопросах экстремизма весьма низкая: только такой явный признак, как терроризм, 50% учащихся отнесли к проявлениям экстремизма; 67% опрошенных дали экстремизму отрицательную оценку, правильно расценив его как фактор опасности и дестабилизации в обществе, однако 20% (каждый пятый) посчитал экстремизм радикальным способом защиты своих прав; для большинства обучающихся (более 70%) экстремизм представляет в большей степени опасность международную, что подтверждает недостаточную включенность школьников в жизнь гражданского общества; только каждый третий обучающийся (32%) считает по-настоящему важной свою национальную принадлежность, а для четверти респондентов эта характеристика не имеет значения, подтверждая тем самым несформированное этническое самосознание; для половины школьников бытовая ксенофобия - жизненная реальность, другая половина не ощущает такой проблемы; на бытовом уровне около 47% опрошенных часто сталкиваются с неуважением к культуре, обычаям и языку своего народа; 51% либо не сталкиваются с этим вовсе, либо это бывает крайне редко. Общая оценка респондентами гражданской солидарности, то есть лояльного, толерантного отношения между национальными и религиозными группами составила 4,98 баллов по десятибалльной шкале. По всем параметрам гражданской солидарности: толерантности, национальному достоинству, профилактике экстремизма - приоритет в воспитании респонденты отдали семье по сравнению со школой. Следует особо отметить тот факт, что большинству опрошенных школьников (62%) приходилось иметь дело с молодежными организациями, но при этом лишь около четверти опрошенных участвуют в деятельности школьных общественных организаций, что подтверждает возрастающую тенденцию вовлечения образованных, интеллектуально развитых, активных подростков в деятельность молодежных организаций, в том числе экстремисткой направленности.

Для профилактики экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде и предотвращения негативных явлений, оказывающих влияние на формирование личности подрастающего поколения, необходимы: во-первых, консолидация усилий всех заинтересованных субъектов - педагогических работников учреждений образования, родителей, представителей институтов гражданского общества; во-вторых, организация системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др.; в-третьих, отработка и внедрение в практику технологий управления и контроля процессов формирования культуры гражданской солидарности обучающихся со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

В целях организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) необходимо внедрение в практику работы моделей конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества по формированию у обучающихся культуры гражданской солидарности: координационной модели, модели партнерских отношений, модели разноуровневого взаимодействия.

Координационная модель направлена на развитие воспитательного пространства, включающего в себя культурно-образовательную и социальную среду, выступает одним из механизмов развития личности и феноменом педагогической действительности в условиях гуманизации образования.

Реализация координационной модели в современных условиях является, с одной стороны, объективной необходимостью использования воспитательного потенциала всех организаций и учреждений, действующих в конкретном субъекте, с другой - обусловливает возможность включения в воспитательную деятельность институтов, не относящихся к образовательной сфере не столько на основе принципа дополнительности, сколько на паритетных началах за счет развития их взаимодействия с учреждениями, представляющими различные уровни образования: дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее специальное, высшее.

Цель координационной модели: формирование воспитательного пространства за счет скоординированного использования и наращивания имеющихся в субъекте ресурсов и воспитательного потенциала институтов семьи, образования и гражданского общества, что является важным условием стабилизации и развития систем образования субъекта в целом и оказывает комплексное развивающее влияние на формирование культуры гражданской солидарности представителей подрастающего поколения.

Содержание функционирования координационной модели сводится к согласованному системному взаимодействию попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др. - в работе по формированию у школьников культуры гражданской солидарности.

Показателями эффективности функционирования координационной модели являются:

- наличие единой системной программы деятельности субъекта Российской Федерации по формированию культуры гражданской солидарности обучающихся, включающей в себя разделы, отражающие деятельность каждого субъекта процесса и соответствующих институтов гражданского общества;

- расширение и интенсификация связей между субъектами воспитательного процесса, институтами гражданского общества и органами управления образованием;

- появление новых групповых субъектов процессов гражданского общества (творческих групп школьников, родителей, педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности);

- возникновение и закрепление новых форм взаимоотношений всех субъектов пространства, заключающихся в организации "площадок гражданского общества", предполагающих массовое участие учащихся в процессах социализации.

Реализация модели предусматривает использование ряда технологий:

1) технология предсубъектного взаимодействия;

2) технология полисубъектного взаимодействия;

3) технология сетевого взаимодействия;

4) технология общественных форм управления.

Взаимодействие институтов семьи, образования, гражданского общества стимулирует развитие воспитательного пространства, ведет к созданию целостного воспитательного пространства, включающего в себя сетевые организации, учреждения и институты гражданского общества, образующие его инфраструктуру и структуру, создающие условия для его саморазвития.

Модель партнерских отношений направлена на обеспечение механизма взаимосвязи учреждений общего образования, учреждений дополнительного образования с родителями и институтами гражданского общества; создание новых форм социального партнерства для решения задач по формированию у школьников культуры гражданской солидарности; определение этапов, приоритетных направлений, действий и технологий по организации социального (образовательного) партнерства. Основное внимание в модели обращено к субъектам партнерства: школьникам, педагогическим работникам, родителям, органам управления образованием, представителям институтов гражданского общества, в том числе национальных сообществ (диаспор) - деятелям культуры, науки, спортсменам, политикам и др.

Определение круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс развития образовательного учреждения, воспитания школьников. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

Целью модели является создание в образовательных учреждениях условий для социализации, самореализации, развития детей, подростков и молодежи в области культуры гражданской солидарности путем привлечения к данной работе родителей и социальных партнеров.

Модель партнерской деятельности основана на тесном сотрудничестве родителей, педагогов школ и учреждений дополнительного образования, учреждений высшего и послевузовского образования со специалистами научно-исследовательских институтов, методических и психологических центров, имеющихся на территории субъекта (города, района), специалистами организаций культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, детских, подростковых и молодежных организаций.

К направлениям реализации модели партнерских отношений относятся:

1) формирование единого воспитательного пространства через использование образовательных ресурсов;

2) кооперация, объединение образовательных ресурсов различных образовательных учреждений, создание образовательных сетей школ, учреждений дополнительного образования детей;

3) консолидация усилий всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения школы для формирования культуры гражданской солидарности школьников;

4) включение в планы деятельности всех партнеров в образовательном пространстве соответствующих разделов и показателей, отражающих формы партнерства и участие в процессах формирования культуры гражданской солидарности учащихся.

В качестве обеспечения реализации модели используются: технология установления партнерских отношений и социально-педагогическая технология воспитания учащихся, направленные на взаимодействие педагогических работников и семьи в образовательной среде школы.

Модель разноуровневого взаимодействия основана на уровневом взаимодействии в соответствии: во-первых, со ступенями (уровнями) образования детей, подростков и молодежи; во-вторых, с уровнем компетентности и ответственности субъекта взаимодействия (уровни государственного и муниципального управления, образовательного учреждения, общественной организации, индивидуального субъекта). Модель направлена на построение деятельности учреждений образования с привлечением заинтересованных участников взаимодействия (учебных институтов, молодежных организаций, волонтерских движений, учреждений сферы досуга, культуры и спорта, общественных структур, родительских комитетов и пр.) для повышения качества воспитательной деятельности, развития гражданственности подрастающего поколения, формирования культуры гражданской солидарности.

Цель модели заключается в повышении эффективности воспитательного потенциала образовательной среды школы и воспитательного пространства субъекта (города, района), направленных на формирование у обучающихся культуры гражданской солидарности, а также повышение компетентности всех субъектов воспитательного процесса в области гражданственности (гражданского сознания и гражданских качеств), толерантности, предотвращения проявлений экстремизма в подростково-юношеской среде, осуществление воспитания в контексте социокультурных традиций.

Целостность образовательного (воспитательного) пространства субъекта (города, района), включая образовательную среду школы, будет обеспечиваться "вертикальной" направленностью, преемственностью содержания гражданского воспитания на каждой ступени образования, единством педагогических, психологических и методических подходов.

Модель ориентирована на непрерывную разноуровневую деятельность, предусматривающую педагогическую, организационную, методическую помощь и поддержку со стороны субъектов более высокого образовательного уровня (например, старшеклассники, педагогические работники старшей школы и дополнительного образования; родители старшеклассников оказывают помощь учащимся начальной и средней школы в организации и проведении воспитательных мероприятий; студенты вузов осуществляют работу со школьниками [начальной, средней, старшей школы]; преподаватели вузов и учреждений дополнительного профессионального образования проводят занятия с учителями и родителями и др.).

Прогнозируемые результаты реализации модели разноуровневого взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества определены в ряде положений:

- обеспечение социализационно-воспитательных эффектов;

- обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного и др.) развития обучающихся, выведение детей, подростков из группы риска, нормализация ситуации социального и гражданского развития;

- повышение качества воспитательного ресурса образовательной среды и образовательного (воспитательного) пространства за счет обновления и расширения форм, методов и технологий работы, эффективного взаимодействия всех участников, позитивного отношения к воспитательной деятельности;

- активизация участия образовательных учреждений, родителей и социальных партнеров в решении воспитательных проблем в области предотвращения экстремистских проявлений в молодежной среде и формирование культуры гражданской солидарности.

Модель предусматривает несколько технологий:

1) технология социального проектирования воспитательной деятельности по формированию культуры гражданской солидарности школьников;

2) технология анализа опыта, проблем и ресурсов школы;

3) технология конструктивного сотрудничества;

4) технология противодействия формированию экстремистского сознания и поведения молодежи.

При организации системной, комплексной работы по профилактике экстремизма и ксенофобии необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. Поэтому работа должна строиться с опорой на косвенные, "мягкие" методы и формы работы, оптимизирующие среду и личность и не затрагивающие базовых и системообразующих основ. Главным в организации системы воспитательной работы, особенно с кризисным (подростковым) возрастом, должна стать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, сопровождаются профессионально подготовленными специалистами.

Участниками взаимодействия выступают педагоги, родители, образовательные учреждения различных типов и ступеней образования, правоохранительные органы, руководители предприятий, организаций культуры, органы местного самоуправления, представители диаспор, СМИ, сеть библиотек, депутатский корпус, подростковые клубы, социально-культурные центры, молодежные организации и объединения формального и неформального видов. Без их активного участия в процессе профилактики антиэкстремистской деятельности невозможно формирование у подрастающего поколения культуры гражданской солидарности и этнического самосознания.

В целях совершенствования деятельности по профилактике экстремизма и ксенофобии в образовательном пространстве субъекта Российской Федерации необходимо провести ряд мероприятий по преодолению межведомственной разобщенности различных социальных институтов, учреждений и ведомств, таких как:

- совершенствование регионального законодательства по вопросам противодействия экстремизму с привлечением органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и образовательных учреждений к участию в противодействии экстремизму, предполагающее включение вопросов формирования культуры гражданской солидарности в функционал и планы работы соответствующих учреждений управления образования и общественных организаций;

- разработка мер по пресечению деятельности и запрещению символики экстремистских групп и организаций в школах и других образовательных и культурно-досуговых учреждениях;

- разработка мер реагирования на случаи проявления среди детей, подростков и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика, в особенности их проявлений на территории образовательных учреждений;

- распространение повышенного внимания общественными организациями, национально-культурными организациями, диаспорами на работу по противодействию и профилактике преступлений на почве ненависти и вражды; осуществление общественного контроля расследования преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы и иных действий для предотвращения роста уровня ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни;

- разработка нормативно-правовой и совершенствование организационно-управленческой баз для осуществления механизмов межведомственного взаимодействия (важно для реализации координационной модели);

- развитие форм общественного управления (педагогическое управление, развивающееся в рамках деятельности педагогических сообществ; опосредованное управление представителями научно-методической службы; кураторство; различные формы студенческого и школьного, детско-юношеского, молодежного самоуправления) (важно для реализации координационной модели);

- организация переговорного процесса между сторонами - партнерами (определение единых целей и основных приоритетов в реализации партнерских отношений между различными учреждениями, институтами, организациями, осуществляющими воспитательную деятельность; организация процедуры выявления и согласования позиций [создание рабочих групп]; организация экспертной оценки и определение направлений совместной деятельности; подписание договора сотрудничества) (важно для реализации координационной модели).

Организационные мероприятия по профилактике экстремизма в подростково-юношеской среде предусматривают:

- совершенствование деятельности по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др. - в работе по формированию у школьников культуры гражданской солидарности (вести постоянный адресный диалог с руководителями национальных организаций, старейшинами национальных общин [диаспор] на местах по согласованию их законных интересов, профилактике возможных экстремистских проявлений) (важно для реализации модели партнерских отношений);

- налаживание механизмов сетевого взаимодействия общественных организаций, органов исполнительной власти с образовательными учреждениями и представителями социокультурных институтов для развития общественных форм управления воспитательным пространством в области профилактики экстремизма (осуществление диалога между сетевыми партнерами, реализация сетевых условий: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия; реализация механизма сетевого взаимодействия [Координационный совет сети], организация информирования о деятельности субъектов партнерства [совместные семинары, круглые столы, конференции, совещания, освещение в СМИ, Интернете]) (важно для реализации координационной модели);

- осуществление взаимодействия образовательных учреждений города и области с УФМС, комитетом по вопросам межнациональных и религиозных отношений Общественной палаты, религиозными и общественными организациями, представителями диаспор в направлении профилактики экстремизма, воспитания культуры межнационального общения в поликультурном образовательном пространстве (важно для реализации координационной модели);

- осуществление мер по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде (важно для реализации координационной модели);

- содействие диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей в борьбе с экстремизмом, в том числе использование потенциала неагрессивных молодежных субкультур (важно для реализации координационной модели);

- создание системы альтернативных площадок для реализации потенциала учащихся и включения их в социально одобряемые виды деятельности; расширение для школьников и студентов экскурсионно-туристической деятельности для углубления их знаний о стране и ее народах; развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия; создание современных мультимедийных продуктов о культурном многообразии России; проведение акций в школах, колледжах и вузах города (области) против расизма и этнической нетерпимости; проведение фестивалей и мероприятий с участием представителей диаспор, школьников, студентов и их родителей разных национальностей как нашей страны, так и зарубежных стран (важно для реализации модели партнерских отношений);

- привлечение представителей общественных институтов, подростково-юношеских и молодежных движений, этнических диаспор, органов правопорядка для определения обязанностей и функций деятельности в системе взаимодействия по профилактике экстремизма и ксенофобии среди детей, подростков и молодежи (важно для реализации модели партнерских отношений);

- развитие подростково-юношеских и молодежных общественных движений, общественных объединений, групп, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения проблем детей, подростков и молодежи (привлечение к организованным и социально контролируемым формам реализации собственной активности) (важно для реализации модели партнерских отношений);

- формирование системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга (организация и проведение фестивалей, конкурсов; развитие клубных форм работы; создание центров, организующих досуг обучающихся; развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стрит-болу и т.д.; создание и развитие "уличных" служб работы с детьми и подростками, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний и др.) (важно для реализации модели партнерских отношений);

- создание эффективной системы центров реабилитации детей, подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведения открытых чемпионатов для "экстремалов", организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.; строительства площадок для занятий детей и подростков экстремальными видами спорта;

- создание, развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона;

- проведение организациями сферы ЖКХ системной работы по удалению со стен и заборов ксенофобских и расистских лозунгов и призывов, а также "символов вражды" (свастик, кельтских крестов, рун СС и др.).

Информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма в подростково-юношеской среде предусматривает:

- разработку учебно-методическими центрами совместно с научно-исследовательскими институтами и институтами образования региональных программ развития гражданской солидарности обучающихся в общеобразовательных школах (важно для реализации модели партнерских отношений);

- разработку учебно-методическими центрами совместно с научно-исследовательскими институтами и институтами образования программ подготовки родителей по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии среди детей, подростков и молодежи и технологии оказания помощи семьям в формировании установок толерантного сознания (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);

- осуществление распространения учебно-методическими центрами совместно с научно-исследовательскими институтами и институтами образования программ и инновационных технологий по профилактике экстремизма; включение в планы воспитательной работы учреждений образования мероприятий по формированию культуры гражданской солидарности (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);

- разработку специалистами методических рекомендаций, организацию специальных курсов для учителей и родителей с целью дальнейшего гражданского воспитания школьников, внушения им негативного отношения к насилию; создание серии специализированных научно-методических изданий, посвященных проблеме экстремизма в подростково-юношеской и молодежной среде; разработку и распространение памятки для педагогов, учащихся и родителей по выявлению экстремистских настроений среди детей и противодействию вербовке в экстремистские организации (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);

- проведение специалистами и государственными органами образования формирования множества межведомственных проектных сообществ - новых субъектов, ориентированных на потребности социокультурной среды и участие в сетевом управлении взаимодействием разных институтов, создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программ и проектов (важно для реализации координационной модели);

- осуществление специалистами и государственными органами образования создания и реализации межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач (интеграцию детей и подростков в социокультурную среду; формирование здорового образа жизни и оздоровление населения; вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом; профилактику девиантных и аддиктивных форм поведения у детей и подростков, формирование культуры гражданской солидарности в обществе и т.д.) (важно для реализации модели партнерских отношений);

- осуществление просветительской работы с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия; проведение работы по разъяснению ответственности за действия экстремистского характера, доведение до учащихся информации нормативно-правового характера с разъяснением действий, подпадающих под понятие "экстремизм" (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);

- издание просветительных материалов для педагогов и родителей, памяток для подростков и молодежи по профилактике экстремизма и ксенофобии (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);

- размещение информации на сайтах департаментов образования субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий учреждениями образования и институтами гражданского общества по профилактике экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде; организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками (важно для реализации модели партнерских отношений);

- повышение ответственности средств массовой информации в работе по профилактике экстремизма и ксенофобии; широкое отражение в СМИ положительного опыта в противодействии экстремизму; размещение на городских (районных) интернет-сайтах информации, направленной на формирование у детей, подростков и молодежи чувства патриотизма, гражданственности, любви к культуре и традициям всех народов России;

- учреждение детских, подростковых, молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни в подростково-юношеской среде;

- внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников, работающих с детьми, подростками и молодежью, с инновационными способами и технологиями профилактики экстремизма в подростково-юношеской среде (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);

- организацию системы тренингов и семинаров для руководителей и актива детских, подростково-юношеских и молодежных общественных объединений, координаторов молодежных движений региональных и местных отделений политических партий (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия).

Комплексная реализация работы попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и представителями других институтов гражданского общества - направлена на переориентацию тенденции развития экстремизма в подростково-юношеской среде в сторону его снижения, а также на использование потенциала детей, подростков и молодежи в конструктивных целях, с установлением тем самым баланса между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024