МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2011 г. N 06-2401
Департамент
воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет для использования
в работе методические рекомендации по организации системного взаимодействия
попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических
коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) в работе по
формированию у школьников культуры гражданской солидарности.
Директор
Департамента
воспитания
и социализации
детей
А.А.ЛЕВИТСКАЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ
СОВЕТОВ, ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
СООБЩЕСТВ
(ДИАСПОР) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ
КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ
В настоящее время
экстремизм и ксенофобия стали одной из внутренних угроз безопасности Российской
Федерации. Экстремизм и ксенофобия проявляются в распространении случаев
расовой, национальной или религиозной розни, в нарушении прав и интересов
граждан в зависимости от их этнической, конфессиональной, социальной
принадлежности, в проявлении националистических взглядов и в распространенности
националистических движений.
Особую тревогу
вызывает рост экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде.
Результаты
мониторинга, проведенного в 2011 году среди обучающихся 8 - 11-х классов в
восьми федеральных округах Российской Федерации, показали, что
информированность и компетентность учащихся в вопросах экстремизма весьма
низкая: только такой явный признак, как терроризм, 50% учащихся отнесли к
проявлениям экстремизма; 67% опрошенных дали экстремизму отрицательную оценку,
правильно расценив его как фактор опасности и дестабилизации в обществе, однако
20% (каждый пятый) посчитал экстремизм радикальным способом защиты своих прав;
для большинства обучающихся (более 70%) экстремизм представляет в большей
степени опасность международную, что подтверждает недостаточную включенность
школьников в жизнь гражданского общества; только каждый
третий обучающийся (32%) считает по-настоящему важной свою национальную
принадлежность, а для четверти респондентов эта характеристика не имеет
значения, подтверждая тем самым несформированное этническое самосознание; для
половины школьников бытовая ксенофобия - жизненная реальность, другая половина
не ощущает такой проблемы; на бытовом уровне около 47% опрошенных часто
сталкиваются с неуважением к культуре, обычаям и языку своего народа;
51% либо не сталкиваются с этим вовсе, либо это бывает крайне редко. Общая
оценка респондентами гражданской солидарности, то есть лояльного, толерантного
отношения между национальными и религиозными группами составила 4,98 баллов по
десятибалльной шкале. По всем параметрам гражданской солидарности:
толерантности, национальному достоинству, профилактике экстремизма - приоритет
в воспитании респонденты отдали семье по сравнению со школой. Следует особо
отметить тот факт, что большинству опрошенных школьников (62%) приходилось
иметь дело с молодежными организациями, но при этом лишь около четверти опрошенных
участвуют в деятельности школьных общественных организаций, что подтверждает
возрастающую тенденцию вовлечения образованных, интеллектуально развитых,
активных подростков в деятельность молодежных организаций, в том числе
экстремисткой направленности.
Для профилактики
экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде и предотвращения
негативных явлений, оказывающих влияние на формирование личности подрастающего
поколения, необходимы: во-первых, консолидация усилий всех заинтересованных
субъектов - педагогических работников учреждений образования, родителей,
представителей институтов гражданского общества; во-вторых,
организация системного взаимодействия попечительских советов, органов
ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями
национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами,
политиками и др.; в-третьих, отработка и внедрение в практику технологий
управления и контроля процессов формирования культуры гражданской солидарности
обучающихся со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
В целях
организации системного взаимодействия попечительских советов, органов
ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями
национальных сообществ (диаспор) необходимо внедрение в практику работы моделей
конструктивного взаимодействия школы, семьи, институтов гражданского общества
по формированию у обучающихся культуры гражданской солидарности: координационной
модели, модели партнерских отношений, модели разноуровневого взаимодействия.
Координационная
модель направлена на развитие воспитательного пространства, включающего в себя
культурно-образовательную и социальную среду, выступает одним из механизмов
развития личности и феноменом педагогической действительности в условиях
гуманизации образования.
Реализация
координационной модели в современных условиях является, с одной стороны,
объективной необходимостью использования воспитательного потенциала всех
организаций и учреждений, действующих в конкретном субъекте, с другой -
обусловливает возможность включения в воспитательную деятельность институтов,
не относящихся к образовательной сфере не столько на основе принципа
дополнительности, сколько на паритетных началах за счет развития их
взаимодействия с учреждениями, представляющими различные уровни образования:
дошкольное, школьное, начальное
профессиональное, среднее специальное, высшее.
Цель
координационной модели: формирование воспитательного пространства за счет
скоординированного использования и наращивания
имеющихся в субъекте ресурсов и воспитательного потенциала институтов семьи,
образования и гражданского общества, что является важным условием стабилизации
и развития систем образования субъекта в целом и оказывает комплексное
развивающее влияние на формирование культуры гражданской солидарности
представителей подрастающего поколения.
Содержание
функционирования координационной модели сводится к согласованному системному
взаимодействию попечительских советов, органов ученического самоуправления,
педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ
(диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др. - в
работе по формированию у школьников культуры гражданской солидарности.
Показателями
эффективности функционирования координационной модели являются:
- наличие
единой системной программы деятельности субъекта Российской Федерации по
формированию культуры гражданской солидарности обучающихся, включающей в себя
разделы, отражающие деятельность каждого субъекта процесса и соответствующих
институтов гражданского общества;
- расширение и
интенсификация связей между субъектами воспитательного процесса, институтами
гражданского общества и органами управления образованием;
- появление новых
групповых субъектов процессов гражданского общества (творческих групп
школьников, родителей, педагогов, участвующих в экспериментальной
деятельности);
- возникновение и
закрепление новых форм взаимоотношений всех субъектов пространства,
заключающихся в организации "площадок гражданского общества",
предполагающих массовое участие учащихся в процессах социализации.
Реализация модели
предусматривает использование ряда технологий:
1) технология
предсубъектного взаимодействия;
2) технология
полисубъектного взаимодействия;
3) технология
сетевого взаимодействия;
4) технология
общественных форм управления.
Взаимодействие
институтов семьи, образования, гражданского общества стимулирует развитие
воспитательного пространства, ведет к созданию целостного воспитательного
пространства, включающего в себя сетевые организации, учреждения и институты
гражданского общества, образующие его инфраструктуру и структуру, создающие
условия для его саморазвития.
Модель партнерских
отношений направлена на обеспечение механизма взаимосвязи учреждений общего
образования, учреждений дополнительного образования с родителями и институтами
гражданского общества; создание новых форм социального партнерства для решения
задач по формированию у школьников культуры гражданской солидарности; определение
этапов, приоритетных направлений, действий и технологий по организации
социального (образовательного) партнерства. Основное внимание в модели обращено
к субъектам партнерства: школьникам, педагогическим работникам, родителям,
органам управления образованием, представителям институтов гражданского
общества, в том числе национальных сообществ (диаспор) - деятелям культуры,
науки, спортсменам, политикам и др.
Определение круга
социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как
дополнительный ресурс развития образовательного учреждения, воспитания
школьников. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно
вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор
наиболее полезных и эффективных связей.
Целью модели
является создание в образовательных учреждениях условий для социализации,
самореализации, развития детей, подростков и молодежи в области культуры
гражданской солидарности путем привлечения к данной работе родителей и
социальных партнеров.
Модель партнерской
деятельности основана на тесном сотрудничестве родителей, педагогов школ и
учреждений дополнительного образования, учреждений высшего и послевузовского
образования со специалистами научно-исследовательских институтов, методических
и психологических центров, имеющихся на территории субъекта (города, района),
специалистами организаций культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной
деятельности, детских, подростковых и молодежных организаций.
К направлениям
реализации модели партнерских отношений относятся:
1) формирование
единого воспитательного пространства через использование образовательных
ресурсов;
2) кооперация,
объединение образовательных ресурсов различных образовательных учреждений,
создание образовательных сетей школ, учреждений дополнительного образования
детей;
3) консолидация
усилий всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального
окружения школы для формирования культуры гражданской солидарности школьников;
4) включение в
планы деятельности всех партнеров в образовательном пространстве
соответствующих разделов и показателей, отражающих формы партнерства и участие
в процессах формирования культуры гражданской солидарности учащихся.
В качестве
обеспечения реализации модели используются: технология установления партнерских
отношений и социально-педагогическая технология воспитания учащихся,
направленные на взаимодействие педагогических работников и семьи в
образовательной среде школы.
Модель
разноуровневого взаимодействия основана на уровневом взаимодействии в соответствии:
во-первых, со ступенями (уровнями) образования детей, подростков и молодежи;
во-вторых, с уровнем компетентности и ответственности субъекта взаимодействия
(уровни государственного и муниципального управления, образовательного
учреждения, общественной организации, индивидуального субъекта). Модель
направлена на построение деятельности учреждений образования с привлечением
заинтересованных участников взаимодействия (учебных институтов, молодежных
организаций, волонтерских движений, учреждений сферы досуга, культуры и спорта,
общественных структур, родительских комитетов и пр.) для повышения качества
воспитательной деятельности, развития гражданственности подрастающего
поколения, формирования культуры гражданской солидарности.
Цель модели
заключается в повышении эффективности воспитательного потенциала
образовательной среды школы и воспитательного пространства субъекта (города,
района), направленных на формирование у обучающихся культуры гражданской
солидарности, а также повышение компетентности всех субъектов воспитательного
процесса в области гражданственности (гражданского сознания и гражданских
качеств), толерантности, предотвращения проявлений экстремизма в
подростково-юношеской среде, осуществление воспитания в контексте
социокультурных традиций.
Целостность
образовательного (воспитательного) пространства субъекта (города, района),
включая образовательную среду школы, будет обеспечиваться
"вертикальной" направленностью, преемственностью содержания
гражданского воспитания на каждой ступени образования, единством
педагогических, психологических и методических подходов.
Модель
ориентирована на непрерывную разноуровневую деятельность, предусматривающую
педагогическую, организационную, методическую помощь и поддержку со стороны
субъектов более высокого образовательного уровня (например, старшеклассники,
педагогические работники старшей школы и дополнительного образования; родители
старшеклассников оказывают помощь учащимся начальной и средней школы в
организации и проведении воспитательных мероприятий; студенты вузов
осуществляют работу со школьниками [начальной, средней, старшей школы]; преподаватели вузов и учреждений дополнительного профессионального
образования проводят занятия с учителями и родителями и др.).
Прогнозируемые
результаты реализации модели разноуровневого взаимодействия школы, семьи,
институтов гражданского общества определены в ряде положений:
- обеспечение
социализационно-воспитательных эффектов;
- обеспечение
эффектов психического (эмоционального, когнитивного и др.) развития обучающихся,
выведение детей, подростков из группы риска, нормализация ситуации социального
и гражданского развития;
- повышение
качества воспитательного ресурса образовательной среды и образовательного
(воспитательного) пространства за счет обновления и расширения форм, методов и
технологий работы, эффективного взаимодействия всех участников, позитивного
отношения к воспитательной деятельности;
- активизация
участия образовательных учреждений, родителей и социальных партнеров в решении
воспитательных проблем в области предотвращения экстремистских проявлений в
молодежной среде и формирование культуры гражданской солидарности.
Модель
предусматривает несколько технологий:
1) технология
социального проектирования воспитательной деятельности по формированию культуры
гражданской солидарности школьников;
2) технология
анализа опыта, проблем и ресурсов школы;
3) технология
конструктивного сотрудничества;
4) технология
противодействия формированию экстремистского сознания и поведения молодежи.
При организации
системной, комплексной работы по профилактике экстремизма и ксенофобии
необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не
дает практически никакого эффекта. Поэтому работа должна строиться с опорой на
косвенные, "мягкие" методы и формы работы, оптимизирующие среду и
личность и не затрагивающие базовых и системообразующих основ. Главным в
организации системы воспитательной работы, особенно с кризисным (подростковым)
возрастом, должна стать идея управляемой социализации, когда
социально-психологические процессы, происходящие с подростком, сопровождаются
профессионально подготовленными специалистами.
Участниками
взаимодействия выступают педагоги, родители, образовательные учреждения
различных типов и ступеней образования, правоохранительные органы, руководители
предприятий, организаций культуры, органы местного самоуправления,
представители диаспор, СМИ, сеть библиотек, депутатский корпус, подростковые
клубы, социально-культурные центры, молодежные организации и объединения
формального и неформального видов. Без их активного участия в процессе
профилактики антиэкстремистской деятельности невозможно формирование у
подрастающего поколения культуры гражданской солидарности и этнического
самосознания.
В целях
совершенствования деятельности по профилактике экстремизма и ксенофобии в
образовательном пространстве субъекта Российской Федерации необходимо провести
ряд мероприятий по преодолению межведомственной разобщенности различных
социальных институтов, учреждений и ведомств, таких как:
- совершенствование
регионального законодательства по вопросам противодействия экстремизму с
привлечением органов государственной и муниципальной власти, общественных
организаций и образовательных учреждений к участию в противодействии
экстремизму, предполагающее включение вопросов формирования культуры
гражданской солидарности в функционал и планы работы соответствующих учреждений
управления образования и общественных организаций;
- разработка мер по
пресечению деятельности и запрещению символики экстремистских групп и организаций
в школах и других образовательных и культурно-досуговых учреждениях;
- разработка мер
реагирования на случаи проявления среди детей, подростков и молодежи негативных
стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других
национальностей и расового облика, в особенности их проявлений на территории образовательных
учреждений;
- распространение
повышенного внимания общественными организациями, национально-культурными
организациями, диаспорами на работу по противодействию и профилактике
преступлений на почве ненависти и вражды; осуществление общественного контроля
расследования преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы и
иных действий для предотвращения роста уровня ксенофобии, национальной, расовой
и религиозной розни;
- разработка
нормативно-правовой и совершенствование организационно-управленческой баз для
осуществления механизмов межведомственного взаимодействия (важно для реализации
координационной модели);
- развитие форм
общественного управления (педагогическое управление, развивающееся в рамках
деятельности педагогических сообществ; опосредованное управление
представителями научно-методической службы; кураторство; различные формы
студенческого и школьного, детско-юношеского, молодежного самоуправления)
(важно для реализации координационной модели);
- организация
переговорного процесса между сторонами - партнерами (определение единых целей и
основных приоритетов в реализации партнерских отношений между различными
учреждениями, институтами, организациями, осуществляющими воспитательную
деятельность; организация процедуры выявления и согласования позиций [создание
рабочих групп]; организация экспертной оценки и определение направлений
совместной деятельности; подписание договора сотрудничества) (важно для
реализации координационной модели).
Организационные
мероприятия по профилактике экстремизма в подростково-юношеской среде
предусматривают:
-
совершенствование деятельности по организации системного взаимодействия
попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических
коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями
культуры, науки, спортсменами, политиками и др. - в работе по формированию у
школьников культуры гражданской солидарности (вести постоянный адресный диалог
с руководителями национальных организаций, старейшинами национальных общин
[диаспор] на местах по согласованию их законных интересов, профилактике
возможных экстремистских проявлений) (важно для реализации модели партнерских отношений);
- налаживание
механизмов сетевого взаимодействия общественных организаций, органов исполнительной
власти с образовательными учреждениями и представителями социокультурных
институтов для развития общественных форм управления воспитательным
пространством в области профилактики экстремизма (осуществление диалога между
сетевыми партнерами, реализация сетевых условий: совместная деятельность
участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие
условия для сетевого взаимодействия; реализация механизма сетевого
взаимодействия [Координационный совет сети], организация информирования о
деятельности субъектов партнерства [совместные семинары, круглые столы,
конференции, совещания, освещение в СМИ, Интернете]) (важно для реализации
координационной модели);
- осуществление
взаимодействия образовательных учреждений города и области с УФМС, комитетом по
вопросам межнациональных и религиозных отношений Общественной палаты,
религиозными и общественными организациями, представителями диаспор в
направлении профилактики экстремизма, воспитания культуры межнационального
общения в поликультурном образовательном пространстве (важно для реализации
координационной модели);
- осуществление мер
по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и
проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и
нетерпимости в молодежной среде (важно для реализации координационной модели);
- содействие
диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных
общностей в борьбе с экстремизмом, в том числе использование потенциала
неагрессивных молодежных субкультур (важно для реализации координационной
модели);
- создание
системы альтернативных площадок для реализации потенциала учащихся и включения
их в социально одобряемые виды деятельности; расширение для школьников и
студентов экскурсионно-туристической деятельности для углубления их знаний о
стране и ее народах; развитие художественной самодеятельности на основе
различных народных традиций и культурного наследия; создание современных
мультимедийных продуктов о культурном многообразии России; проведение акций в школах, колледжах и вузах города (области) против
расизма и этнической нетерпимости; проведение фестивалей и мероприятий с
участием представителей диаспор, школьников, студентов и их родителей разных национальностей как нашей страны, так и зарубежных стран
(важно для реализации модели партнерских отношений);
- привлечение
представителей общественных институтов, подростково-юношеских и молодежных
движений, этнических диаспор, органов правопорядка для определения обязанностей
и функций деятельности в системе взаимодействия по профилактике экстремизма и
ксенофобии среди детей, подростков и молодежи (важно для реализации модели
партнерских отношений);
- развитие
подростково-юношеских и молодежных общественных движений, общественных
объединений, групп, в основе деятельности которых лежит идея позитивного
решения проблем детей, подростков и молодежи (привлечение к организованным и
социально контролируемым формам реализации собственной активности) (важно для
реализации модели партнерских отношений);
- формирование
системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства через
создание организованных площадок для развивающего досуга (организация и
проведение фестивалей, конкурсов; развитие клубных форм работы; создание
центров, организующих досуг обучающихся; развитие дворового спорта, организация
и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стрит-болу и т.д.;
создание и развитие "уличных" служб работы с детьми и подростками,
специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность
непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний и др.) (важно для
реализации модели партнерских отношений);
- создание
эффективной системы центров реабилитации детей, подростков и молодежи,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- создание
механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды
спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта,
проведения открытых чемпионатов для "экстремалов", организации
специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.;
строительства площадок для занятий детей и подростков экстремальными видами
спорта;
- создание,
развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти,
обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона;
- проведение
организациями сферы ЖКХ системной работы по удалению со стен и заборов
ксенофобских и расистских лозунгов и призывов, а также "символов
вражды" (свастик, кельтских крестов, рун СС и др.).
Информационно-методическое
обеспечение профилактики экстремизма в подростково-юношеской среде
предусматривает:
- разработку
учебно-методическими центрами совместно с научно-исследовательскими институтами
и институтами образования региональных программ развития гражданской
солидарности обучающихся в общеобразовательных школах (важно для реализации
модели партнерских отношений);
- разработку
учебно-методическими центрами совместно с научно-исследовательскими институтами
и институтами образования программ подготовки родителей по вопросам
профилактики экстремизма и ксенофобии среди детей, подростков и молодежи и
технологии оказания помощи семьям в формировании установок толерантного
сознания (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);
- осуществление
распространения учебно-методическими центрами совместно с
научно-исследовательскими институтами и институтами образования программ и
инновационных технологий по профилактике экстремизма; включение в планы
воспитательной работы учреждений образования мероприятий по формированию
культуры гражданской солидарности (важно для реализации модели разноуровневого
взаимодействия);
- разработку
специалистами методических рекомендаций, организацию специальных курсов для
учителей и родителей с целью дальнейшего гражданского воспитания школьников,
внушения им негативного отношения к насилию; создание серии специализированных
научно-методических изданий, посвященных проблеме экстремизма в
подростково-юношеской и молодежной среде; разработку и распространение памятки
для педагогов, учащихся и родителей по выявлению экстремистских настроений
среди детей и противодействию вербовке в экстремистские организации (важно для
реализации модели разноуровневого взаимодействия);
- проведение
специалистами и государственными органами образования формирования множества
межведомственных проектных сообществ - новых субъектов, ориентированных на
потребности социокультурной среды и участие в сетевом управлении
взаимодействием разных институтов, создание механизмов межведомственного
взаимодействия исполнителей программ и проектов (важно для реализации
координационной модели);
- осуществление
специалистами и государственными органами образования создания и реализации
межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач
(интеграцию детей и подростков в социокультурную среду; формирование здорового
образа жизни и оздоровление населения; вовлечение населения в занятия
физической культурой, спортом и туризмом; профилактику девиантных и аддиктивных
форм поведения у детей и подростков, формирование культуры гражданской
солидарности в обществе и т.д.) (важно для реализации модели партнерских
отношений);
- осуществление
просветительской работы с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах
веротерпимости и согласия; проведение работы по разъяснению ответственности за
действия экстремистского характера, доведение до учащихся информации
нормативно-правового характера с разъяснением действий, подпадающих под понятие
"экстремизм" (важно для реализации модели разноуровневого взаимодействия);
- издание
просветительных материалов для педагогов и родителей, памяток для подростков и
молодежи по профилактике экстремизма и ксенофобии (важно для реализации модели
разноуровневого взаимодействия);
-
размещение информации на сайтах департаментов образования субъектов Российской
Федерации о проведении мероприятий учреждениями образования и институтами
гражданского общества по профилактике экстремизма и ксенофобии в
подростково-юношеской среде; организации системного взаимодействия
попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических
коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями
культуры, науки, спортсменами, политиками (важно для реализации модели
партнерских отношений);
- повышение
ответственности средств массовой информации в работе по профилактике
экстремизма и ксенофобии; широкое отражение в СМИ положительного опыта в
противодействии экстремизму; размещение на городских (районных) интернет-сайтах
информации, направленной на формирование у детей, подростков и молодежи чувства
патриотизма, гражданственности, любви к культуре и традициям всех народов
России;
-
учреждение детских, подростковых, молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы,
газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм,
здоровый образ жизни в подростково-юношеской среде;
- внедрение системы
тренингов, позволяющих ознакомить практических работников, работающих с детьми,
подростками и молодежью, с инновационными способами и технологиями профилактики
экстремизма в подростково-юношеской среде (важно для реализации модели
разноуровневого взаимодействия);
- организацию
системы тренингов и семинаров для руководителей и актива детских,
подростково-юношеских и молодежных общественных объединений, координаторов
молодежных движений региональных и местных отделений политических партий (важно
для реализации модели разноуровневого взаимодействия).
Комплексная
реализация работы попечительских советов, органов ученического самоуправления,
педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ
(диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и
представителями других институтов гражданского общества - направлена на
переориентацию тенденции развития экстремизма в подростково-юношеской среде в
сторону его снижения, а также на использование потенциала детей, подростков и
молодежи в конструктивных целях, с установлением тем самым баланса между
интересами молодых людей, местных
сообществ, государства и общества в целом.