СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2011 г. N 413-СФ
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Заслушав информацию
Министерства образования и науки Российской Федерации о состоянии и
перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Развитие
образования в значительной степени зависит от ценностных ориентиров,
квалификации и мастерства педагогов, профессиональных и человеческих качеств каждого
из них. Сегодня остро стоят вопросы модернизации системы подготовки
педагогических кадров, повышения их квалификации и переподготовки. По-прежнему
остаются актуальными создание и методическое обеспечение учебных программ,
необходимых для подготовки педагогов и методистов. Сохраняется потребность в
обновлении кадрового состава педагогических работников образовательных
учреждений, привлечении и закреплении молодежи в сфере образования.
Как следует из
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015
годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7
февраля 2011 года N 163-р, к приоритетным направлениям в сфере образования
относятся:
повышение
доступности и качества образовательных услуг;
подготовка педагогических
кадров по приоритетным направлениям в соответствии с современными потребностями
рынка труда;
повышение
квалификации педагогических работников образовательных учреждений в сфере
использования информационно-коммуникационных технологий;
организация стажировок
и обучение педагогов в российских и зарубежных образовательных центрах.
Министерство
образования и науки Российской Федерации совместно с субъектами Российской
Федерации проводит ряд мероприятий, направленных на привлечение молодых
педагогов в образовательные учреждения. Так, в 56 субъектах Российской
Федерации осуществляются меры социальной поддержки молодых педагогов в виде
единовременных выплат, компенсации расходов на оплату съемного жилья, оплату
обучения в образовательных учреждениях высшего и послевузовского
профессионального образования, стажировок в образовательных учреждениях в
странах ближнего и дальнего зарубежья. С целью использования потенциала опытных
педагогов, повышения качества образования и уровня профессионального мастерства
в ряде регионов возрожден институт наставничества, созданы ассоциации
учителей-предметников, ассоциации руководителей образовательных учреждений.
В 2011 году начата
реализация проектов модернизации региональных систем общего образования и
повышения заработной платы педагогов. На эти цели в
федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов
предусмотрено 120 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 20 млрд. рублей, в
2012 году - 60 млрд. рублей, в 2013 году - 40 млрд. рублей, что обеспечит повышение
среднего уровня заработной платы педагогов в четвертом квартале 2011 года не
менее чем на 30 процентов по сравнению со средним уровнем заработной
платы педагогов в первом квартале 2011 года. В результате принятия всего
комплекса указанных мер средний уровень заработной платы педагогов достигнет во
всех субъектах Российской Федерации среднего уровня заработной платы в целом по
экономике субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом
от 27 июля 2010 года N 215-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона
Российской Федерации "Об образовании" закреплено право педагогических
работников на прохождение профессиональной переподготовки или повышение
квалификации не реже чем один раз в пять лет. Однако во многих регионах система
повышения квалификации отстает от изменяющихся потребностей школы и общества
из-за отсутствия адресного подхода, реальной возможности выбора педагогическими
работниками образовательного учреждения, реализующего программы дополнительного
профессионального образования, а также из-за недостаточной нормативной
обеспеченности системы непрерывного педагогического образования.
Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно поднимал вопрос о
необходимости совершенствования системы подбора, подготовки и переподготовки педагогических
кадров. В рекомендациях парламентских слушаний "О нормативно-правовой
поддержке педагогов в Российской Федерации", "О концепции проекта
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",
"Профессиональное образование и модернизация России: законодательный
аспект" предложены конкретные меры государственной поддержки педагогов.
Однако предложения, содержащиеся в этих рекомендациях, реализованы не в полной
мере.
Исходя из
вышеизложенного, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Предложить
Правительству Российской Федерации и исполнительным органам государственной
власти субъектов Российской Федерации:
а) разработать и
реализовать комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений
в соответствии с современными требованиями, включая организацию стажировок и
обучение в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах;
б) разработать и
реализовать комплекс мер по модернизации системы образования, обеспечивающий
эффективность деятельности учреждений профессионального и дополнительного
профессионального образования, повышение качества и непрерывность образования
педагогических работников;
в) обеспечить
своевременное информирование педагогических работников о мерах социальной
поддержки и материального поощрения, принимаемых на федеральном уровне.
2. Предложить
Министерству образования и науки Российской Федерации:
а) разработать
федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной
профессиональной образовательной программы для педагогических работников;
б) обеспечить
введение персонифицированной системы повышения квалификации педагогических
работников;
в) привлекать педагогическую
общественность к проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов,
направленных на модернизацию системы образования;
г) ввести в
практику обсуждение проектов нормативных правовых актов с использованием
информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет.
3. Рекомендовать
исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить в
полном объеме реализацию проектов модернизации региональных систем образования
и довести в 2012 году средний уровень заработной платы педагогов до среднего
уровня заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации;
б) разработать и
реализовать комплекс мероприятий по привлечению и закреплению молодых
специалистов в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации,
включающий создание условий для строительства и приобретения жилья
экономического класса.
4. Поручить Счетной
палате Российской Федерации провести в 2012 году проверку эффективности
расходования средств федерального бюджета в субъектах Российской Федерации в
рамках реализации проектов модернизации региональных систем
образования.
5. Поручить
Комитету Совета Федерации по образованию и науке осуществлять совместно с
Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг правоприменительной
практики законодательства в сфере подготовки педагогических кадров в субъектах
Российской Федерации и проинформировать палату о его результатах в период
осенней сессии 2012 года.
6. Настоящее
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального
Собрания
Российской
Федерации
В.И.МАТВИЕНКО