Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 июня 2011 г. N 1009-р

 

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011 - 2021 годы.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

Одобрена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 10 июня 2011 г. N 1009-р

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

НА 2011 - 2021 ГОДЫ

 

I. Общие положения

 

Настоящая программа разработана во исполнение положений пункта 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Создание федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - университет) в 2006 году было направлено на обеспечение эффективной государственной поддержки модернизации системы высшего профессионального образования, повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибирского федерального округа, подготовки высококвалифицированных специалистов, укрепления научно-образовательных и производственно-технологических связей с зарубежными странами.

Достижение поставленных перед университетом целей было отражено в программе развития университета на 2007 - 2010 годы, одобренной на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 28 марта 2007 г., в результате реализации которой университет сформировался в системе профессионального образования России как высшее учебное заведение нового типа, способное эффективно решать задачи комплексного социально-экономического развития Сибирского федерального округа.

В рамках реализации настоящей программы университет призван сыграть ключевую роль в долгосрочной стратегии развития Сибирского федерального округа.

 

II. Анализ состояния и задач социально-экономического

развития Сибири и роль университета в решении задач

Сибирского федерального округа

 

Основным документом, определяющим основные направления развития Сибирского федерального округа, является Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.

В числе приоритетных отраслей социально-экономического развития Сибири в 2010 - 2020 годах определены информационно-телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии, машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), добывающая промышленность и добыча полезных ископаемых, геологоразведка, перерабатывающая промышленность - глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле- и лесохимия), энергетический комплекс и инфраструктура транспорта.

Одним из ключевых межотраслевых направлений развития Сибири в 2010 - 2020 годах является развитие региональной инновационной системы, основу которой составит комплекс научных центров и академгородков, наукоградов, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов, на которые помимо проведения фундаментальных исследований будут возложены следующие задачи:

разработка и реализация пилотных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

подготовка высококвалифицированных кадров;

генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса;

организация научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Для университета указанные задачи открывают новые перспективные направления реализации научно-исследовательского и проектного потенциала. Накопленный опыт по модернизации системы профессионального образования и научно-исследовательской деятельности позволяет университету претендовать на ключевую роль в развитии Сибири в краткосрочной и долгосрочной перспективе, прежде всего благодаря следующим преимуществам:

опыт подготовки высококвалифицированных кадров для масштабных инвестиционных проектов и формирующихся на территории Сибирского федерального округа (в том числе Красноярского края) секторов инновационной экономики;

активное участие в формировании новых технологических платформ, обеспечение технологической модернизации базовых отраслей экономики Сибири;

выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, производство конкурентных технологий, участие в формировании региональной научно-технической политики;

выполнение форсайт-исследований, долгосрочное и среднесрочное прогнозирование, разработка сценариев и стратегий для экономических кластеров и крупных компаний, регионов и городов Сибирского федерального округа;

развитие человеческого капитала в регионе через формирование полноценной интеллектуально-образовательной среды, реализацию масштабных социокультурных проектов, проектов повышения технологической грамотности, формирование ответственной гражданской позиции, организацию широкого доступа к информационным ресурсам, повышение роли университета в области экспертизы и общественного развития;

культурное и технологическое взаимодействие со странами Средней и Юго-Восточной Азии.

Реализация настоящей программы в этом контексте будет содействовать развитию на территории Сибири производств с высокой добавленной стоимостью, стимулировать рынки наукоемкой продукции, способствовать обеспечению защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и привлечению инвестиций в успешные научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки и опытно-внедренческие работы, что в свою очередь даст мощный импульс развитию инновационной экономики региона.

Университет должен стать "точкой роста" Сибирского федерального округа, активным участником реализации региональных программ социально-экономического развития Сибири.

 

III. Приоритетные направления программы

 

Приоритетные направления настоящей программы взаимоувязаны с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р, и опираются на достижения программы развития университета, реализованной в 2007 - 2010 годах, в рамках которой решен ряд приоритетных задач и достигнуты следующие результаты:

успешно апробирована модель создания университетов федерального уровня с новой организационной структурой, системой управления как фактора социально-экономического и культурного развития региона;

проведена модернизация учебно-методической базы образовательного процесса (подготовлены учебно-методические комплексы для основных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров);

создана современная лабораторно-техническая база для научной и образовательной деятельности;

возросла востребованность выпускников университета со стороны предприятий ведущих отраслей экономики региона, увеличилась доля трудоустроенных по специальности выпускников в первый год после окончания обучения в университете;

существенно улучшены результаты научной деятельности: возросло количество публикаций в международных научных журналах, обеспечивающих повышение индекса цитирования, полученных грантов, реализована модель взаимодействия университета с институтами Российской академии наук, ведущими университетами и научными центрами в рамках научно-исследовательских проектов;

сформировано ядро университетского кампуса, построен, введен в строй и оборудован корпус Института нефти и газа;

созданы профессиональные квалификационные стандарты для нефтяной отрасли, разработаны соответствующие образовательные стандарты в рамках эффективных моделей частно-государственного партнерства;

существенно расширен масштаб международного сотрудничества, университет является базовым вузом университета Шанхайской организации сотрудничества;

созданы и успешно функционируют ресурсные центры с научно-учебным оборудованием, центры коллективного пользования с уникальным оборудованием в области химии, физики, биологии, материаловедения, космической техники, Центр высокопроизводительных вычислений с суперкомпьютером.

Приоритетным направлением реализации настоящей программы станет построение новой парадигмы образования, преодоление системных противоречий рынка труда и рынка научно-образовательных услуг. Университет станет базовой площадкой Сибирского федерального округа по подготовке кадров, владеющих новыми знаниями и технологиями, способных производить опытно-конструкторские разработки, востребованные на внутреннем и внешнем рынках, быстро и эффективно коммерциализировать и внедрять их в реальное производство.

Научно-образовательная деятельность университета будет сконцентрирована на следующих приоритетных для Сибирского федерального округа отраслях экономики и сферах деятельности:

нефте- и газодобыча, транспортировка и углубленная переработка углеводородов;

геология, геотехнологии и металлургия;

информационно-телекоммуникационные технологии, современные системы связи и навигации;

энергетика;

современные строительные технологии;

промышленные биотехнологии;

устойчивое природопользование и экология;

развитие человеческого капитала, социокультурные исследования проблем сохранения северных этносов.

 

IV. Цели и задачи программы

 

Стратегическая цель университета - развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики.

Цели настоящей программы определены позиционированием университета в российском и мировом научно-образовательном пространстве: университет содействует росту экономического и социально-культурного потенциала региона, расположенного в сложных пространственно-климатических условиях и богатого природными ресурсами, готовит высококвалифицированные кадры, способные к творческой и практической деятельности, генерирует знания и создает инновационные технологии мирового уровня, обеспечивает решение задач государственной политики в области социально-экономического развития расположенных на территории Сибирского федерального округа субъектов Российской Федерации.

Для достижения целей настоящей программы университет ставит перед собой следующие задачи:

насыщение регионального рынка высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями;

участие университета в формировании новых технологических платформ на территории Сибирского федерального округа и обеспечение технологической модернизации базовых отраслей Сибири;

выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, производство конкурентных на мировом уровне знаний и технологий;

формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности;

формирование конкурентоспособного профессорско-преподавательского состава;

интеграция в международное научно-образовательное пространство;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и работодателей;

содействие социокультурному развитию региона;

повышение финансовой устойчивости университета.

Условием успешного достижения поставленных целей и задач является создание действенных механизмов интеграции образования, науки и промышленности, основанных на комплексном, системном и синхронном взаимодействии.

В основу механизмов реализации настоящей программы положен принцип "инвестиции в точки роста" - в центры развития и совершенствования деятельности университета (далее - центры превосходства), в основе которых лежит системное сочетание разработки образовательных программ, ориентированных на современные технологии и технологические новшества, максимального вовлечения коллектива преподавателей и студентов в научные и научно-производственные исследования, особой инфраструктуры продвижения новых знаний и разработок в производство.

Центры превосходства можно разделить на 3 типа, которые по своим функциям перекликаются с задачами федерального, регионального и университетского уровня. Реализация соответствующих функций осуществляется через:

проекты поддержки фундаментальных научных исследований и становления ведущих научных школ, которые обеспечат производство глобально значимых знаний и интеграцию университета в международные исследовательские сети;

интеграционные научно-технологические проекты, которые обеспечат включение университета в процесс формирования новых технологических платформ, расширение стратегического партнерства с крупными корпорациями, решение задач формирования сектора инновационной экономики и технологической модернизации базовых отраслей экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа;

системные общеуниверситетские проекты, которые создадут условия для повышения качества образования и научных исследований и эффективности научно-образовательной и инновационной деятельности, укрепления материально-технической базы университета, снижения организационных и финансовых издержек, повышения роли университета в социально-экономическом и культурном развитии субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа.

Координация и организация работ в рамках научных школ, интеграционных научно-технологических проектов, системных университетских проектов и жесткий контроль за их выполнением даст синергетический эффект, что позволит университету занять позиции ведущего российского и международного научно-образовательного, инновационно-технологического и общественно-культурного центра.

 

V. Мероприятия программы

 

Мероприятия настоящей программы представлены в виде системы конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение поставленных задач, и сгруппированы в следующие комплексы:

достижение нового качества образования;

развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности для решения задач технологической модернизации базовых отраслей экономики;

развитие кадрового потенциала, новой культурно-образовательной среды;

модернизация инфраструктурного комплекса университета для обеспечения деятельности технологических платформ, проведения фундаментальных научных исследований и решения задач социально-экономического развития региона;

системное взаимодействие со стратегическими партнерами и совершенствование организационной структуры управления университетом.

 

VI. Ресурсное обеспечение реализации программы

 

Реализацию настоящей программы планируется осуществить путем скоординированного выполнения системы взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.

Основу ресурсного обеспечения реализации настоящей программы составляют средства от иной приносящей доход деятельности. Для финансирования мероприятий настоящей программы также предусмотрены средства в рамках бюджета Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" (статья 37 "Бюджетные инвестиции федеральному государственному автономному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет") на строительство объектов в 2011 - 2012 годах в размере 1000 млн. рублей ежегодно. Кроме того, финансирование будет осуществляться за счет целевых пожертвований, поступлений от созданных университетом хозяйственных обществ и иных источников.

Общий объем финансирования мероприятий настоящей программы запланирован в размере 7222 млн. рублей, в том числе в 2011 - 2015 годах - в размере 4562 млн. рублей, в 2016 - 2021 годах - в размере 2660 млн. рублей.

Финансовый план обеспечения настоящей программы приведен в Приложении N 1.

 

VII. Показатели оценки эффективности

деятельности университета

 

Базовые целевые показатели реализации настоящей программы основаны на анализе параметров успешности мировых университетов-лидеров и представлены в следующих группах:

показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования;

показатели результативности исследовательских и технологических работ;

показатели развития кадрового потенциала;

показатели международного и национального признания;

показатели экономической и финансовой устойчивости университета.

Выполнение настоящей программы при ресурсном обеспечении в запланированном объеме позволит университету достигнуть заданных значений целевых показателей.

Целевые показатели реализации настоящей программы по годам представлены в Приложении N 2.

 

VIII. Ожидаемые результаты

 

Университет к 2021 году достигнет заявленных целей, выполнив поставленные задачи. Итогом реализации настоящей программы станут следующие результаты.

Региональный рынок будет насыщен высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями за счет:

опережающей разработки и внедрения образовательных программ профессионального образования, согласованных или утвержденных профессиональными сообществами, для кадрового обеспечения крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Сибирского федерального округа, формирования устойчивых связей с бизнесом;

включения трудоспособного населения в процесс непрерывного образования, формирования механизмов повышения квалификации специалистов ведущих отраслей промышленности Сибири без отрыва от производства;

формирования национальной рамки и системы квалификаций, прежде всего по инженерным специальностям;

внедрения и разработки образовательных программ, ориентированных на кейсовый подход или конкретного заказчика;

создания условий для расширения доступности качественных образовательных услуг для жителей удаленных территорий.

Участие университета в формировании новых технологических платформ на территории Сибирского федерального округа и обеспечении технологической модернизации базовых отраслей Сибири приведет к:

включению университета в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, и в долгосрочные программы развития базовых отраслей промышленности региона с закреплением роли и зоны ответственности университета;

созданию спектра центров превосходства, в рамках которых будут развиваться интеграционные научно-технологические проекты;

повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, за счет роста наукоемких производств в структуре валового регионального продукта;

появлению новых технологий и продуктов для импортозамещения и диверсификации экономики;

формированию на базе университета экспертных сообществ по направлениям развития приоритетных отраслей социально-экономического развития региона.

Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, генерация конкурентных знаний и производство новых технологий будут иметь следствием:

формирование и признание на мировом уровне не менее 6 ведущих научных школ;

повышение вовлеченности профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и творческую инновационную деятельность.

Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, будет способствовать:

организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;

повышению уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

повышению патентной и предпринимательской активности студентов и выпускников.

Формирование конкурентоспособного профессорско-преподавательского состава произойдет путем:

создания условий для привлечения из других вузов и закрепления в университете молодых ученых благодаря завершению строительства университетского кампуса как зоны, комфортной для осуществления научно-образовательной деятельности;

увеличения доли приглашенных к участию в научно-образовательной и исследовательской деятельности университета ведущих зарубежных специалистов.

Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и работодателей будет осуществлено через:

внедрение технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, управления содержанием обучения;

обеспечение открытости и прозрачности образовательного процесса за счет внедрения антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения и учебного процесса;

введение в практику внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов;

выстраивание системы обратной связи с работодателями для уточнения требований к знаниям и компетенциям выпускников университета и обеспечение регулярной внешней экспертизы образовательной деятельности университета, в том числе с участием зарубежных экспертов.

Интеграция в международное научно-образовательное пространство будет произведена в рамках:

расширения академической мобильности студентов и преподавателей и их участия в совместных проектах;

международной аккредитации образовательных программ.

Участие университета в социокультурном развитии региона будет способствовать:

сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири;

становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;

обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения.

Повышение финансовой устойчивости университета произойдет за счет расширения источников средств от иной приносящей доход деятельности путем диверсификации поступлений и смещения центров поступления доходов в сторону подразделений, способных оказывать услуги в объеме и качестве, востребованных региональным рынком.

Реализуя задачи по развитию человеческого капитала, осуществлению подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров для инновационной экономики и комплексного социально-экономического развития Сибири, университет станет ключевым участником формирования инновационной мобильности, технологической грамотности, ответственной гражданской позиции населения субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа. Выполнение университетом фундаментальных и прикладных научных исследований, производство конкурентных технологий обеспечат формирование эффективной региональной научно-технической политики, новых технологических платформ и сектора инновационной экономики.

 

IX. Этапы реализации программы

 

Реализация настоящей программы будет проходить в 2 этапа:

I этап (2011 - 2015 годы) - интенсивное развитие;

II этап (2016 - 2021 годы) - выход на лидирующие позиции.

Основная задача I этапа - становление университета как одного из лидеров российского образования: проведение исследований и инновационных разработок общероссийского и мирового уровня, вхождение в мировой рейтинг ведущих университетов.

Одним из главных направлений работы станет формирование новых образовательных программ, ориентированных на потребности базовых отраслей экономики региона, создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (запуск бизнес-инкубатора, технопарка, центра трансферта технологий и др.), что интенсифицирует образование новых инновационных производств.

Особое внимание предполагается уделить созданию системы привлечения в университет талантливой молодежи из регионов Сибири и зарубежных стран.

На II этапе университет рассчитывает подготовить, аккредитовать и внедрить инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство.

Продолжая эффективное сотрудничество с зарубежными бизнес-компаниями и международными организациями в области подготовки кадров, научных исследований и инновационных разработок, университет увеличит долю обучающихся иностранных студентов и долю преподавателей, имеющих опыт работы и прошедших стажировки в зарубежных вузах.

 

X. Управление реализацией программы

 

Успешность реализации программных мероприятий во многом определяется эффективностью механизмов управления реализацией настоящей программы.

Система управления реализацией настоящей программы базируется на принципах соучастия представителей органов государственной власти, работодателей, общественности (в формате экспертных советов), открытости и гласности при принятии управленческих решений, участия коллектива университета в реализации программных мероприятий.

Структура управления реализацией настоящей программы состоит из трех уровней: стратегического, оперативного и проектного.

На стратегическом уровне управления реализацией настоящей программы действуют ректор, президент университета, ученый совет, наблюдательный совет, совет по развитию университета.

Руководителем настоящей программы является ректор университета, который несет персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств, а также определяет формы и методы управления ее реализацией.

К полномочиям президента отнесены участие в разработке стратегии развития университета и представление методов реализации и конечных результатов реализации настоящей программы в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях.

Ученый совет университета, действуя в рамках установленной уставом университета компетенции, обсуждает вопросы стратегии сотрудничества и партнерства, принимает решения по повышению эффективности реализации программных мероприятий с учетом хода реализации настоящей программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации.

Наблюдательный совет университета осуществляет функции надзора за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности университета, в том числе связанной с реализацией настоящей программы.

Совет по развитию университета, включающий в том числе представителей органов законодательной и исполнительной власти Красноярского края, осуществляет функции поддержки процессов развития университета и контроля со стороны органов государственной власти за достижением целевых показателей реализации настоящей программы. В сферу деятельности совета по развитию входит организация мероприятий, связанных с привлечением дополнительных внебюджетных средств для финансирования приоритетных расходов в рамках настоящей программы. Совет по развитию осуществляет экспертный надзор за соответствием текущих результатов реализации настоящей программы ее целям и за достижением установленных целевых показателей.

На оперативном уровне управления реализацией настоящей программы действуют общеуниверситетские организационно-управленческие подразделения и подразделения материально-технического обеспечения.

В университете создан программный комитет, возглавляемый председателем - ректором университета. Программный комитет является коллегиальным рабочим органом по координации и текущему контролю деятельности подразделений, участвующих в реализации настоящей программы. В его состав входят проректоры по направлениям деятельности, руководители проектов по приоритетным направлениям развития университета, организующие и осуществляющие деятельность по реализации настоящей программы, руководители основных организационно-управленческих подразделений и подразделений материально-технического обеспечения.

Основными функциями программного комитета являются управление бюджетом, человеческими, материальными и техническими ресурсами настоящей программы, организация разработки внутренних регламентов и положений, утверждение сметы расходов на реализацию мероприятий, обеспечение эффективного использования средств, сводное планирование и контроль реализации мероприятий, организация внешней и внутренней экспертизы проектов, внутренних конкурсов по реализации мероприятий настоящей программы для подразделений и проектных групп, внутреннего и внешнего аудита.

Программный комитет готовит ежеквартальные отчеты о ходе реализации настоящей программы и отдельных мероприятий, предложения по изменению содержания мероприятий и их ресурсного обеспечения и представляет их в наблюдательный совет, совет по развитию, ректору, президенту и ученому совету университета.

Общеуниверситетские подразделения выполняют работу по организации реализации настоящей программы в рамках осуществления своих функций. Работы по финансовому и материально-техническому обеспечению настоящей программы и ведению отчетности, закупочная деятельность будут осуществляться соответствующими профильными подразделениями университета.

Третий уровень управления - это непосредственное управление проектами и мероприятиями настоящей программы, осуществляемое проектными группами. В университете создана система управления проектами, интегрированная в общую систему управления и имеющая комбинированную структуру, включающую линейно-функциональные связи управления проектом, которые реализуются в рамках существующей в университете структуры направлений деятельности, и матричные связи управления, которые реализуются во взаимодействии с институтами и факультетами.

Руководители проектных групп несут ответственность за достижение целей настоящей программы по соответствующей задаче, формируют состав рабочих групп и руководят их деятельностью.

Для повышения эффективности настоящей программы университет предусматривает проведение регулярного мониторинга процессов развития, по итогам каждого отчетного года должна быть организована внешняя экспертиза результатов выполненных проектов с привлечением представителей органов государственной власти и бизнеса. Ход реализации настоящей программы и ключевые проекты будут обсуждаться на заседаниях наблюдательного совета, совета по развитию университета, ученого совета университета.

В университете создана система, обеспечивающая выявление проблем, постановку задач и реализацию необходимых инженерно-технических и организационно-управленческих проектов.

Прозрачность процесса реализации настоящей программы для общественности обеспечивается публичной отчетностью.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к программе развития федерального

государственного автономного

образовательного учреждения высшего

профессионального образования

"Сибирский федеральный университет"

на 2011 - 2021 годы

 

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

НА 2011 - 2021 ГОДЫ

 

(млн. рублей)

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

            Мероприятие                  Средства от иной приносящей доход    

                                                   деятельности               

                                    ├──────┬────────────────────────────────────┤

                                    │2011 -│            в том числе            

                                    │ 2021 ├────┬────┬────┬────┬────┬───────────┤

                                    │годы -│2011│2012│2013│2014│2015│2016 - 2021│

                                    │всего │год │год │год │год │год │   годы   

└────────────────────────────────────┴──────┴────┴────┴────┴────┴────┴───────────┘

                    I. Достижение нового качества образования

 

 1.  Разработка и внедрение новых       79    5    5    8    8    9       44

     образовательных стандартов в

     соответствии с профессиональными

     квалификационными стандартами

     базовых отраслей экономики

 

 2.  Разработка и внедрение системы     79    6    8    8    9    8       40

     учебных программ дистантного

     обучения для различных категорий

     обучающихся

 

 3.  Разработка и внедрение             69    4    6    6    7    8       38

     образовательных программ, в том

     числе на иностранных языках,

     международная интеграция

     образовательных программ,

     включая образовательные

     программы языковой подготовки

 

 4.  Международная аккредитация         73    2    3    5    8    8       47

     программ профессиональной

     подготовки

 

 5.  Создание и внедрение               42    4    5    5    5    5       18

     образовательных программ

     прикладного бакалавриата

 

 6.  Внедрение новых образовательных    77    3    3    4    7    8       52

     технологий (проектное обучение,

     модульное образование и др.)

 

 7.  Создание и внедрение системы       16    3    2    1    1    1        8

     показателей для оценки качества

     профессиональных компетенций

     выпускника, внешняя сертификация

     учебных планов

 

     Всего по разделу I                435    27   32   37   45   47      247

 

  II. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности для решения

          задач технологической модернизации базовых отраслей экономики

 

 8.  Поддержка на конкурсной основе    124    5    8    10   13   15      73

     ведущих научных школ,

     фундаментальных научных

     исследований

 

 9.  Поддержка инновационных проектов  380    -    -    -   100  180      100

     для развития технологических

     платформ, инвестиционных

     проектов в Сибирском федеральном

     округе, в том числе в

     Красноярском крае

 

 10. Поддержка проектов по             100    15   15   10   10   8       42

     коммерциализации результатов

     научно-образовательной

     деятельности

 

 11. Обеспечение оформления прав        78    3    5    6    8    11      45

     университета на результаты

     интеллектуальной деятельности,

     проведение процедур оформления

     охранных документов на объекты

     интеллектуальной собственности

 

 12. Проведение на конкурсной основе    14    3    3    1    1    1        5

     маркетинговых исследований и

     технологических форсайтов, в том

     числе продвижение продукции и

     услуг научно-исследовательских и

     опытно-конструкторских работ на

     российский и зарубежные рынки

 

 13. Развитие экспертного сообщества    10    1    1    1    1    1        5

     на базе университета

 

     Всего по разделу II               706    27   32   28  133  216      270

 

    III. Развитие кадрового потенциала, новой культурно-образовательной среды

 

 14. Разработка и реализация программ  178    11   12   15   15   20      105

     академической мобильности

     профессорско-преподавательского

     состава и сотрудников, студентов

     и аспирантов

 

 15. Создание условий для привлечения  258    15   20   28   30   25      140

     и закрепления молодых

     талантливых ученых и

     преподавателей в университете,

     целевая поддержка ведущих

     профессоров университета

 

 16. Повышение квалификации             68    5    5    5    6    7       40

     инженерно-технического и

     управленческого персонала

 

 17. Переподготовка и повышение        131    12   12   15   15   12      65

     квалификации преподавателей в

     ведущих российских и зарубежных

     вузах, научных центрах, на

     предприятиях и в компаниях

 

 18. Привлечение ведущих ученых,       148    8    10   12   13   15      90

     приглашенных профессоров и

     специалистов из бизнеса для

     участия в научно-образовательном

     процессе

 

 19. Реализация программы               71    5    6    6    6    10      38

     формирования корпоративной

     культуры и новой культурно-

     образовательной среды

 

     Всего по разделу III              854    56   65   81   85   89      478

 

    IV. Модернизация инфраструктурного комплекса университета для обеспечения

    деятельности технологических платформ, проведения фундаментальных научных

      исследований и решения задач социально-экономического развития региона

 

 20. Материально-техническое           230    22   25   25   23   20      115

     обеспечение разработки новых и

     модернизации существующих

     образовательных программ с целью

     повышения практических навыков и

     профессиональных компетенций

     сотрудников и студентов

 

 21. Материально-техническое           525    25   45   45   45   45      320

     обеспечение интеграционных

     научно-технологических проектов,

     ведущих научных школ,

     учебно-научных лабораторий,

     учебных экспериментальных и

     опытных производств, центров

     компетенций и ресурсных центров,

     испытательных лабораторий

 

 22. Материально-техническое           155    10   15   15   10   15      90

     обеспечение объектов учебной и

     производственной практики

     студентов и аспирантов - полевых

     стационаров, биостанций, базовых

     кафедр и полигонов

 

 23. Развитие кампуса, включая         4015  1005 1000 500  300  210     1000

     создание условий для обучения

     людей с ограниченными

     физическими возможностями

 

 24. Ресурсное и технологическое       130    15   15   15   10   10      65

     обеспечение информационно-

     телекоммуникационной среды

     университета

 

 25. Реализация программы               50    8    15   5    4    3       15

     энергоэффективности и

     ресурсосбережения

 

 26. Материально-техническое            30    5    6    3    2    2       12

     обеспечение реализации программ

     развития дистанционных

     образовательных технологий

 

     Всего по разделу IV               5135  1090 1121 608  394  305     1617

 

  V. Системное взаимодействие со стратегическими партнерами и совершенствование

                организационной структуры управления университетом

 

 27. Разработка и внедрение             19    1    2    2    2    2       10

     механизмов

     общественно-государственного

     управления университетом

     (наблюдательный и попечительский

     советы, советы по развитию)

 

 28. Модернизация системы управления    36    4    3    3    3    3       20

     и организационное развитие

     университета, формирование

     центров ответственности

 

 29. Разработка и реализация            12    2    2    1    1    1        5

     стратегии кооперации вузов

     Сибирского федерального округа,

     реализующих инновационные

     образовательные программы

     целевой подготовки специалистов.

     Формирование на базе

     университета университетского

     консорциума

 

 30. Разработка и апробация моделей     13    2    2    1    1    1        6

     партнерских отношений с бизнесом

 

 31. Создание системы мониторинга,      12    1    1    1    1    1        7

     диагностики и оценки

     эффективности организационно-

     управленческих решений,

     разработка и внедрение системы

     информационно-аналитического

     сопровождения деятельности

     университета

 

     Всего по разделу V                 92    10   10   8    8    8       48

 

     Всего по программе                7222  1210 1260 762  665  665     2660

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к программе развития федерального

государственного автономного

образовательного учреждения высшего

профессионального образования

"Сибирский федеральный университет"

на 2011 - 2021 годы


 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

НА 2011 - 2021 ГОДЫ

 

┌────────────────────────────────┬─────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

           Показатель           │ Единица │ 2010  │ 2011  │ 2012  │ 2013  │ 2014  │ 2015  │ 2021 

                                │измерения│  год    год    год    год    год    год    год 

└────────────────────────────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

      Группа I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования

 

 1. Доля образовательных          процентов   4,5      5       7      10      13      15      16

    программ, в которых

    используются дистанционные

    образовательные технологии

 

 2. Количество новых               единиц     13      33      18      30      25      20      40

    образовательных программ,

    внедренных в учебный процесс

 

 3. Количество новых               единиц      -       1       2       2       2       3       4

    образовательных стандартов,

    разработанных в университете

    и утвержденных в

    установленном порядке

 

          Группа II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ

 

 1. Количество научно-             единиц    1020    1050    1100    1200    1300    1400    1600

    исследовательских и опытно-

    конструкторских работ

 

 2. Количество вновь созданных     единиц      1       1       2       2       2       2      10

    базовых кафедр

 

 3. Количество статей в научной    единиц    0,65    0,66     0,7     0,8    0,96    1,05     1,1

    периодике, индексируемой

    иностранными и российскими

    организациями в расчете на 1

    научно-педагогического

    работника

 

 4. Количество малых               единиц     31      35      40      40      40      40      48

    инновационных предприятий,

    действующих в инновационной

    системе университета

 

                        Группа III. Показатели развития кадрового потенциала

 

 1. Доля штатных научно-          процентов   38      38      38      39      39      40      45

    педагогических работников в

    общем количестве работников

    университета

 

 2. Доля научно-педагогических    процентов   64      65     65,5     67     68,5     70      72

    работников, имеющих ученую

    степень доктора наук или

    кандидата наук

 

 3. Доля аспирантов и научно-     процентов   9,5     11      12      13      14      15      25

    педагогических работников,

    имеющих опыт работы

    (прошедших стажировки) в

    ведущих мировых научных и

    университетских центрах

 

 4. Эффективность работы

    аспирантуры и докторантуры:

 

      численность аспирантов на    человек    556     559     575     595     610     620     640

      начало учебного года

 

      численность докторантов на   человек    28      28      30      32      34      36      37

      начало учебного года

 

      прием в аспирантуру          человек    260     265     275     290     300     320     330

      (в том числе по очной форме

      обучения)

 

      прием в докторантуру         человек    12      12      12      14      16      18      18

 

      численность выпускников      человек    160     165     170     180     190     200     210

      университета, поступивших в

      аспирантуру после окончания

      вуза

 

      численность окончивших       человек    40      43      56      60      70      80      90

      аспирантуру в срок с

      защитой диссертации

 

      численность окончивших       человек     4       5       5       6       7       8      10

      докторантуру в срок с

      защитой диссертации

 

                   Группа IV. Показатели международного и национального признания

 

 1. Место в мировом рейтинге        место      -       -     4000    3000    2000    1500    1000

    вузов (рейтинг Шанхайского

    университета, КНР)

 

 2. Количество ежегодных           единиц     15      15      17      18      21      23      25

    организованных международных

    мероприятий (конференций,

    выставок, симпозиумов)

 

 3. Доля иностранных студентов    процентов   0,8      1      1,5     1,5      5       7       8

    без учета государств -

    участников СНГ

 

 4. Доля иностранных студентов из процентов   0,7      1       2       2       5       6       7

    государств - участников СНГ

 

             Группа V. Показатели экономической и финансовой устойчивости университета

 

 1. Общий объем доходов             тыс.    1458000 1430000 1450000 1500000 1650000 1800000 2000000

    университета от иной           рублей

    приносящей доход деятельности

 

 2. Объем доходов университета от   тыс.      800    2000    5000    8000    10000   11000   15000

    иной приносящей доход          рублей

    деятельности, полученных от

    управления объектами

    интеллектуальной

    собственности

 

 3. Объем доходов университета от   тыс.    506800  550000  620000  700000  1000000 1200000 1300000

    иной приносящей доход          рублей

    деятельности, полученных от

    научно-исследовательских и

    опытно-конструкторских работ

 

 4. Доля доходов университета от  процентов   40      43      44      48      49      50      51

    иной приносящей доход

    деятельности в общем объеме

    финансирования университета

 

 5. Доля модернизированных        процентов   60      63      66      69      72      75      80

    аудиторий и научно-

    образовательных лабораторий,

    отвечающих современным

    требованиям и стандартам

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024