Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 июня 2011 г. N 968-р

 

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" на 2011 - 2021 годы.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

Одобрена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 3 июня 2011 г. N 968-р

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

НА 2011 - 2021 ГОДЫ

 

I. Общие положения

 

Настоящая программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 1156-р и с учетом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751, федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 10, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, на долгосрочную перспективу.

Основной особенностью Южного федерального округа является полиэтничность и поликонфессиональность его населения. В связи с этим приоритетом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (далее - университет) в социальной и культурной сферах будет стабилизация этнополитических и этноконфессиональных отношений, осуществляемая средствами образования, науки и культуры, снижение угроз и рисков национальной безопасности.

 

II. Анализ состояния и задач социально-экономического

развития субъектов Российской Федерации на Юге России

и позиционирование университета в решении задач

Южного федерального округа

 

Особенности географического положения, разнообразные природно-климатические условия, земельные ресурсы и природные богатства обеспечили высокие темпы экономического роста в отдельных субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа (Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях), индустриальная база которых включает предприятия топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственного и энергетического машиностроения, судостроения, оборонно-промышленного комплекса, приборостроения, химической и нефтехимической, строительной и легкой промышленности.

В Астраханской области, Республике Калмыкия и Краснодарском крае наряду с добычей нефти и газа развиваются обрабатывающие виды промышленности, включая нефтегазопереработку, которые являются стратегическими для региона в целом.

Наряду с этим южнороссийский макрорегион характеризуется развитым сельскохозяйственным производством, а расположенные на его территории субъекты Российской Федерации являются крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции в стране. Уникальные почвенно-климатические условия региона позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, семян масличных культур, овощей, фруктов, бахчевых. Развитие агропромышленного комплекса основано на формировании крупного территориального агропромышленного кластера на Юге России - "сельскохозяйственного региона", в состав которого входят Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, и предусматривает долгосрочные и диверсифицированные по видам продукции и сезонам связи с международными и национальными торговыми сетями в соответствии с общей для Юга России стратегией производства и сбыта.

Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные бальнеологические ресурсы, наличие большого числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристической сферы и стать существенным фактором повышения конкурентоспособности таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край, Республика Адыгея и Республика Калмыкия. Туристко-рекреационную деятельность в данных республиках можно рассматривать как альтернативу другим видам бизнеса, и ее развитие будет способствовать изменению структуры хозяйства в сторону уменьшения зависимости от сырьевой направленности экономики.

В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2013 годы)", предусматривающая снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики соответствующих регионов на федеральном, региональном и местном уровнях, развитие стратегически приоритетных направлений - промышленного и туристско-рекреационного комплексов, агропромышленного комплекса, транспортных коммуникаций, обеспечивающих высокие темпы экономического роста и занятость населения, повышение доступности и качества инженерной и социальной инфраструктуры на региональном и местном уровнях, повышение занятости населения.

Стратегия развития Юга России предусматривает инновационно ориентированный сценарий, который должен сопровождаться интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов. На территории Юга России созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе в промышленности (топливно-энергетические, машиностроения, металлообработки, новых материалов, военно-промышленного и аэрокосмического комплексов), в аграрной сфере (зерновые, производства и переработки семян подсолнечника, животноводческие и новых высокотехнологичных методов производства, в том числе белоксодержащих пищевых добавок), в сфере услуг (курортно-рекреационные, информационно-коммуникационные и транспортных коммуникаций). Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни Южного федерального округа, должно стать формирование опережающей системы воспроизводства высококвалифицированных кадров, ориентированных на обеспечение единства страны и ее регионов, межнациональную и межконфессиональную толерантность, а также формирование основ конкурентоспособной в национальном и глобальном масштабах макрорегиональной инновационной системы как совокупности взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерциализацией знаний и технологий.

Реализация программы развития Южного федерального университета на 2007 - 2010 годы, одобренной на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 28 марта 2007 г., позволила создать условия для стабилизации и восстановления образовательного и научно-исследовательского потенциала региона. Университет является ведущим по числу студентов образовательным учреждением высшего профессионального образования южнороссийского макрорегиона: 45 тыс. человек обучаются по 21 из 28 укрупненных групп направлений и специальностей, реализуется более 200 основных образовательных программ и 150 дополнительных образовательных программ. Подготовка высококвалифицированных специалистов, генерация знаний и создание инновационных технологий мирового уровня, обеспечение поддержки модернизации системы высшего профессионального образования, укрепление научно-образовательных и производственно-технических связей с зарубежными странами будут способствовать реализации основной цели стратегии развития региона - повышению благосостояния и качества жизни населения субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа.

Университет призван стать ядром инновационного образовательного кластера региона, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности и бизнеса в регионе, дальнейшее развитие технологической базы для исследований и внедрения современных технологий в производство и социальную сферу. Университет будет играть ведущую роль в организации, координации и методическом развитии системы профессионального образования в регионе, в создании условий для системного обеспечения реализации программ социально-экономического развития профессиональными кадрами.

 

III. Приоритетные направления программы

 

Формирование приоритетных направлений развития университета определяется задачами социально-экономического развития Южного федерального округа и расположенных на его территории субъектов Российской Федерации, потребностями государства в развитии критических технологий и перспективных направлений науки, возможностями эффективного использования существующего научно-образовательного и инновационного потенциала университета, а также мировыми тенденциями развития экономики.

Реализация программы развития Южного федерального университета на 2007 - 2010 годы позволила заложить основы для развития университета на современном этапе.

В рамках мероприятий по модернизации образовательного процесса была внедрена система "Образование для инноваций", позволяющая студентам участвовать в научных исследованиях, реализуется модель асинхронного обучения и построения индивидуальной траектории, самостоятельная работа студентов обеспечивается постоянно обновляемыми содержательными материалами, ориентированными на задачи индивидуализации образовательных траекторий и построенными на блочно-модульных учебно-методических комплексах, значительно выросли объемы разработки электронных образовательных ресурсов, способствующих формированию внутренних мотиваций студентов к непрерывному профессиональному образованию, реализуются программы партнерства высших учебных заведений и бизнес-сообщества с целью разработки тех компетенций, которые являются основными для работодателей и исходными для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В рамках мероприятий по модернизации научно-исследовательского процесса ведется активная коммерциализация наукоемких разработок университета через пояс малых инновационных предприятий, выпускающих медицинское оборудование, ресурсосберегающие системы, специализированные комплексы и системы, промышленную электронику, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, системы весового контроля автомобильного и железнодорожного транспорта, ингибиторы коррозии, смазки, смазочно-охлаждающие жидкости, разрабатывающих пьезоэлементы и приборы на их основе.

Университет сформировал развитую инновационную инфраструктуру - конструкторские бюро, опытные производства, технопарки, центр трансфера технологий - и активно участвует в создании ряда современных инновационно-технологических платформ (композиционные технологии и материалы, биотехнологии, светодиоды и энергосбережение, авионика и бортовое оборудование, информационные технологии, космические технологии, медицинские технологии, экология, природопользование, ресурсосбережение, безопасность, ядерные технологии, нанотехнологии, технологии в строительстве, химические технологии, живые системы).

В рамках мероприятий по укреплению материально-технической базы сформирована единая информационно-коммуникационная инфраструктура с современным сетевым оборудованием, компьютерными и лингафонными классами, аппаратно-программными комплексами, создан головной центр обработки данных университета, развернуты центры коллективного пользования с уникальным оборудованием, реализуются крупные проекты создания современной сетевой инфраструктуры (например, полностью сформирована телекоммуникационная сеть университет - Таганрог).

Совместно с Сибирским федеральным университетом сформирован сетевой учебно-исследовательский аппаратно-программный комплекс для обеспечения учебно-научной деятельности по инженерно-физическим специальностям.

В рамках мероприятий по развитию кадрового потенциала были осуществлены масштабные программы повышения квалификации кадрового персонала университета, создан и успешно действует единый координационно-аналитический центр развития карьеры, включающий центры карьеры всех подразделений университета.

Исходя из стратегических задач развития Южного федерального округа и накопленного инфраструктурного, научно-образовательного и кадрового потенциала были определены следующие приоритетные направления научно-образовательной деятельности:

наноматериалы, нанотехнологии, устройства и системы на их основе;

биотехнологии, технологии живых систем, экологическая безопасность;

информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы;

морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика и управление;

архитектурно-художественное творчество, проектирование, реставрация, модернизация и создание объектов градостроительства, архитектуры, дизайна и искусства;

гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных социоэкономических сообществ в полиэтническом регионе России.

Основной инновационный потенциал университета будет связан с формированием 6 научно-технологических кластеров на территории Южного федерального округа по указанным направлениям.

 

IV. Цели и задачи университета

 

Стратегическая цель университета состоит в сохранении и развитии научно-образовательной и культурной среды Юга России, обеспечивающей формирование гражданского сознания, призванного наилучшим образом служить России и всему миру. Свою историческую роль университет видит в сохранении, накоплении и приумножении нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Цель программы сформулирована с учетом основных направлений развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, и определена позиционированием университета в российском мировом научно-образовательном пространстве - содействие росту экономического и социально-культурного потенциала региона с учетом этнополитических и этноконфессиональных особенностей через генерацию знаний и создание инновационных продуктов мирового уровня.

Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи, которые должны быть решены при реализации настоящей программы:

целенаправленная опережающая подготовка специалистов и научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики Южного федерального округа, включая области социально-культурного сервиса и туризма, гостеприимства, дизайна территорий, помещений, фитодизайна;

формирование на базе университета ядра инновационной системы Южного федерального округа посредством создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарк, структура обучения, консалтинга, экспертизы, сертификации) и создания малых наукоемких предприятий;

выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, производство инновационных продуктов;

систематическое обновление содержания образования и развитие вариативности образовательных программ в духе новаторства, созидательности и профессионализма в соответствии с требованиями рынка труда региона;

расширение перечня направлений подготовки преподавательских кадров в области генетики, биотехнологий, нанотехнологий, химии;

расширение привлечения иностранных студентов, аспирантов, других категорий обучающихся;

обеспечение непрерывной адаптации к требованиям бизнеса и общества программ переподготовки различных категорий работников, а также безработных;

обеспечение открытости университетской системы для общества при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких профессиональных стандартов качества;

создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала каждого работника университета;

повышение финансовой устойчивости университета.

 

V. Мероприятия программы

 

Мероприятия настоящей программы представлены как система конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение каждой из задач программы.

Настоящая программа предусматривает следующий комплекс мероприятий:

модернизация содержания и организации образовательного процесса;

модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;

развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся;

модернизация инфраструктуры университета;

совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.

Перечень мероприятий и финансовый план обеспечения их реализации представлены в Приложении N 1.

 

VI. Ресурсное обеспечение реализации программы

 

Основу финансового обеспечения настоящей программы составляют средства от иной приносящей доход деятельности университета, включая средства, выделяемые на реализацию отдельных, приоритетных для Ростовской области, программ и проектов, а также доходы малых предприятий, созданных с участием университета, благотворительные взносы, иные привлекаемые для реализации задач развития университета средства общественных организаций, отечественных и зарубежных инвесторов.

Общие финансовые ресурсы, которые потребуются на развитие университета, составят в 2011 - 2015 годах - 4152,8 млн. рублей, в 2016 - 2021 годах - 5739,2 млн. рублей, из них:

на модернизацию содержания и организации образовательного процесса - 1163 млн. рублей;

на модернизацию научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности - 6623,5 млн. рублей;

на развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся - 38,4 млн. рублей;

на модернизацию инфраструктуры университета - 1887 млн. рублей;

на совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления - 180,1 млн. рублей.

Финансовые ресурсы предполагается расходовать в соответствии с детализированным финансовым планом, который приведен в Приложении N 1 к настоящей программе.

 

VII. Показатели оценки эффективности

деятельности университета

 

Показатели реализации настоящей программы разбиты по следующим группам:

показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования;

показатели результативности исследовательских и технологических работ;

показатели развития кадрового потенциала;

показатели международного и национального признания;

показатели экономической и финансовой устойчивости университета.

Значения показателей базируются на макроэкономических, демографических и иных прогнозах, на данных оценки вклада университета в социально-экономическое развитие региона.

Целевые показатели реализации настоящей программы приведены в Приложении N 2.

 

VIII. Ожидаемые результаты

 

Полномасштабная реализация настоящей программы окажет многоаспектное и системное влияние на развитие университета, социальной сферы и экономики Юга России, будет способствовать созданию экономических и социальных предпосылок для укрепления социально-политической стабильности.

Важнейшими системными результатами на уровне университета станут:

более высокая доступность качественного профессионального образования и развитие наукоемкого производства на Юге России;

инновационное лидерство университета в образовательной сфере как в региональном (Юг России), так и в общенациональном масштабе, его равноправное и полномасштабное функционирование в сети ведущих мировых университетов;

реальная (по большинству приоритетных направлений) конкурентоспособность университета в системе мировой науки и, как следствие, лидерство университета в научно-исследовательской и инновационной деятельности на Юге России;

адекватное кадровое обеспечение социально-экономического развития региона;

сформированные механизмы обеспечения экономической устойчивости университета;

создание дополнительных предпосылок для развития экономики Юга России.

Будет существенно повышена конкурентоспособность университета на рынках образовательных услуг за счет диверсификации образовательной деятельности, разработки принципиально нового поколения образовательных программ и их международной аккредитации, осуществлены внедрение и развитие системы "электронного университета", информатизация всех сфер деятельности университета: сопровождение учебного процесса мультимедийными дистанционными учебными ресурсами (создание, хранение, демонстрация), взаимодействие преподавателей и обучающихся посредством портальных технологий, глобальной системы "Библиотека учебных ресурсов", а также обеспечение доступа к подписным библиотечным ресурсам, внедрение электронного документооборота и средств поддержки сферы управления университета.

В рамках реализации стратегической установки на достижение эффективного баланса фундаментальных и прикладных исследований предполагается осуществить масштабные инновационные исследовательские проекты в интересах социально-экономического развития Юга России, обеспечить развитие партнерства университета с ведущими российскими и зарубежными научно-исследовательскими центрами, будут апробированы и эффективно заработают механизмы интеграции научных, образовательных и производственных структурных подразделений, завершится формирование инновационного пояса университета (технопарк, научный парк, малые инновационные предприятия).

Во взаимодействии с бизнес-сообществом, органами государственной власти расположенных на территории Юга России субъектов Российской Федерации будут реализованы программы непрерывного профессионального образования, подготовки специалистов по договорам с организациями, что обеспечит наиболее адекватное решение проблемы кадрового обеспечения развития региона. Предполагается осуществить качественный прорыв в развитии многоуровневой системы подготовки и переподготовки специалистов, в том числе для наукоемких секторов экономики и социальной сферы. Существенно укрепится связь образовательного процесса с реальным сектором экономики.

Будут достигнуты качественные изменения в кадровом обеспечении университета, обусловленные реализацией масштабной программы повышения квалификации и академической мобильности научно-педагогических кадров, привлечением к научно-образовательной деятельности перспективной молодежи, ведущих специалистов-практиков, представителей ведущих научно-образовательных центров России, зарубежной профессуры. К 2021 году будет сбалансирована возрастная структура научно-педагогических кадров, обеспечено их фактическое профессиональное двуязычие, владение современными исследовательскими и образовательными технологиями, высокая профессиональная мотивация, будут созданы действенные системы поддержки сложившихся в университете научных школ, довузовской подготовки, отбора талантливой научной молодежи, работы с кадровым резервом.

В ходе реализации настоящей программы будет выстроена современная, ориентированная на коммерциализацию и полномасштабную реализацию научного и образовательного потенциала в интересах устойчивого функционирования университета система менеджмента, создана сеть сервисных центров, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку развития всех направлений деятельности, предложены новые организационные решения, ориентированные на наращивание сетевых форм взаимодействия с учреждениями профессионального образования и научными организациями как на территории Юга России, так и за ее пределами.

Реализация настоящей программы позволит преодолеть сложившийся дефицит в развитии материально-технической базы университета: осуществить полномасштабную информатизацию научной и образовательной деятельности университета, создать материально-техническую базу для развития инновационной деятельности в университете, решить проблему академической мобильности, проживания иногородних студентов, сформировать современную социально-культурную инфраструктуру, а также позволит эффективнее решать актуальные для Юга России социально-экономические проблемы, в том числе такие, как:

повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности, создание предпосылок для активизации внешнеэкономических связей, включая современные формы трансграничного сотрудничества;

обеспечение подготовки кадров для научных и образовательных учреждений, высокотехнологичных секторов региональной экономики, административных структур Юга России;

отработка и внедрение в вузах региона технологии подготовки современных специалистов как одного из важнейших условий формирования основ инновационной экономики;

обеспечение создания высокотехнологичной региональной системы эколого-экономического и социально-политического мониторинга, моделирования, прогнозирования и форсайта, в том числе чрезвычайных ситуаций;

обеспечение создания единой информационно-телекоммуникационной среды в сфере образования и науки.

Научно-педагогические работники, студенты, аспиранты и выпускники университета будут готовы принять непосредственное участие в программах инновационного развития Юга России, решении экономических и технологических задач, стоящих перед малыми, средними и крупными промышленными предприятиями, организациями и учреждениями.

Реализация в рамках университета мероприятий по развитию научного и образовательного потенциала, активизации фундаментальных и прикладных исследований окажет позитивное влияние на развитие всей системы высшего профессионального образования в России, а также ряда базовых отраслей экономики и социальной сферы. При этом будут достигнуты следующие результаты:

отработаны механизмы модернизации высшего профессионального образования;

обоснованы предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере высшего образования;

усовершенствована модель организации и управления распределенными структурными подразделениями университета;

отработан механизм интеграции науки, бизнеса и образования как условия финансово-экономической устойчивости университета, активизации научной деятельности и подготовки конкурентоспособных специалистов;

создана система производства новых методик и технологий, их доведения до уровня промышленных образцов, товаров и услуг;

создана современная система переподготовки и повышения квалификации кадров для государственных нужд, системы образования и науки, бизнеса.

Общеэкономический эффект будет связан с приращением стоимости инновационных продуктов и технологий, нивелированием разрыва между запросами рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг, повышением инновационно-инвестиционной активности субъектов инновационной экономики.

Социальный эффект будет определяться повышением уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в образовании, согласованием интересов и потребностей бизнес-структур, работодателей и университета, снижением риска невостребованности выпускников.

Коммерческий эффект будет состоять в увеличении объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, контингента слушателей системы переподготовки кадров, создании инновационно-производственной инфраструктуры, способствующей увеличению количества структур, занимающихся разработкой и реализацией наукоемкой продукции, увеличении объемов издательской, информационной, консалтинговой и экспертной деятельности.

Структурно-организационный эффект будет обеспечен унификацией процесса управления университетом, учебных планов и программ, сокращением дублирования функций управления, децентрализацией финансовых полномочий и ответственности.

Инновационный эффект в науке и образовании будет достигнут за счет синтеза прикладных и фундаментальных исследований, создания системы доведения разработок сотрудников университета до уровня товаров и услуг, расширения международного сотрудничества в сфере образования и науки, разработки и внедрения инновационных форм и методов организации образовательной и научной деятельности и управления ею, применения интерактивных информационных технологий, приращения интеллектуальной собственности, тиражирования инновационных методик в системе высшего образования региона и страны.

К моменту завершения реализации настоящей программы будет выработана стратегия дальнейшего развития университета.

 

IX. Этапы реализации программы

 

Реализация настоящей программы включает следующие этапы:

I этап (2011 - 2012 годы) - завершение формирования инфраструктуры развития университета. В ходе реализации мероприятий на данном этапе планируется завершение работ по формированию институциональных, ресурсных и иных предпосылок модернизации образовательной, научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям, развитие материально-технической базы и информационно-коммуникационной инфраструктуры, кадрового потенциала, создание современной системы управления и ее инфраструктурных элементов;

II этап (2013 - 2015 годы) - закрепление лидирующих позиций университета на российском рынке и включение университета в мировое научно-образовательное пространство;

III этап (2016 - 2021 годы) - устойчивое развитие в системе ведущих российских и мировых университетов. На этом этапе задачей университета станет лидерство в образовательной и научно-исследовательской сферах как в региональном (Юг России), так и в общенациональном масштабе и интеграция на этой основе в сеть ведущих мировых университетов.

 

X. Управление реализацией программы

 

Управление реализацией настоящей программы включает следующие процедуры:

стратегическое планирование, технологический форсайт и управление;

вовлечение заинтересованных организаций через соответствующие органы управления университета в публичное обсуждение планов и результатов;

непосредственное оперативное руководство мероприятиями настоящей программы;

разработка и осуществление конкретных проектов в рамках основных мероприятий настоящей программы;

мониторинг, анализ и экспертиза хода и результатов реализации настоящей программы;

внешняя экспертиза процесса и результатов выполнения настоящей программы.

Руководителем настоящей программы является ректор университета, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией настоящей программы.

Управление реализацией настоящей программы осуществляет специально формируемый и возглавляемый ректором управляющий комитет, к функциям которого относятся управление бюджетом программы, человеческими, материальными и техническими ресурсами программы, разработка ежегодного организационно-финансового плана, мониторинг реализации плана и его соответствующая корректировка, разработка внутренних нормативно-методических рекомендаций, руководств и стандартов, осуществление сводного планирования и контроля реализации конкретных мероприятий программы, управление рисками и разработка мероприятий, направленных на их снижение, осуществление координации деятельности экспертных и консультационных органов университета и подразделений, задействованных в реализации программы, осуществление контроля за использованием средств, выделяемых на реализацию программы, подготовка годовых отчетов о ходе реализации программы и представление их в наблюдательный и попечительский советы, ученый совет университета, публикация итоговых отчетов, обеспечение распространения отработанных в ходе реализации программы практик и технологий, обеспечение информационного сопровождения реализации программы.

Важным условием эффективности управления реализацией настоящей программы является оценка ее мероприятий и результатов, что предполагает привлечение ко всем мероприятиям внешних и внутренних академических и практических экспертов, участие внешних специалистов в работе экспертных советов. Внешний экспертный совет состоит из представителей органов государственной власти, промышленности, бизнеса, специалистов ведущих зарубежных и российских университетов и научных центров. Совещательные функции возлагаются на внутренний экспертный совет, в состав которого входят ведущие эксперты по основным тематическим направлениям настоящей программы.

Принципиально важным является организация сетевого взаимодействия проектных групп и временных творческих коллективов в рамках создаваемого информационного пространства университета. Разработаны и функционируют его базовые элементы: цифровой кампус, информационный интегрирующий комплекс, сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к программе развития

федерального государственного

автономного образовательного

учреждения высшего профессионального

образования "Южный федеральный

университет" на 2011 - 2021 годы

 

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ


 

(млн. рублей)

┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

          Мероприятие                 Средства от иной приносящей доход деятельности университета      

                                ├─────┬──────┬──────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬──────┤

                                │2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │2015 │ 2016 │2017 │ 2018 │2019 │ 2020 │ 2021 │

                                │ год │ год  │ год  │ год  │ год │ год  │ год │ год  │ год │ год  │ год 

└────────────────────────────────┴─────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴──────┘

 1. Модернизация содержания и     78,5  87,75   80,5  94,75  109,6 107,85 109,6 116,35 121,6 126,75 129,75

    организации образовательного

    процесса:

 

 а) разработка и сопровождение     2,5   2,5    2,5    4,5     5     5      5    6,5    6,5    7      7

    системы образовательного

    форсайта, развитие системы

    непрерывного

    профессионального образования

 

 б) развитие системы подготовки     5    7,5     5     7,5    10    10,5   10     11   10,5    11     11

    магистров по приоритетным

    направлениям программы

 

 в) организация и развитие          3    3,5     4     4,5     5     5     5,5    6     6,5    7     6,5

    системы международного

    образования

 

 г) использование инновационных     5    7,5     6     7,5    10    11,5   9,5    10   10,5    11     11

    технологий в образовательном

    процессе

 

 д) создание и развитие сети       1,5   1,75    2     2,25   2,5   2,75    3    3,25   3,6   3,75   3,75

    межвузовского взаимодействия

    по обеспечению академической

    мобильности студентов и

    преподавателей

 

 е) развитие партнерства           1,5   2,5     1     2,5    2,5   2,5    2,5   2,5     3     3      3

    университета с субъектами

    рынка труда, органами

    государственной власти и

    органами местного

    самоуправления, бизнес-

    структурами, общественными и

    профессиональными

    организациями

 

 ж) материально-техническое        15     15     15    16,5   20    16,5   17     17   17,5   17,5    18

    обеспечение основных

    образовательных программ

 

 з) создание новых и модернизация  25    27,5    25    27,5   30    32,5   35    37,5   40    42,5    45

    существующих образовательных

    программ, образовательных

    контентов и ресурсов, издание

    новых учебников и пособий

 

 и) формирование единого          12,5   12,5   12,5    14    15     13   13,5    14   14,5    15    15,5

    информационного пространства

    для обеспечения

    образовательного процесса,

    электронных библиотечных

    комплексов и ресурсов

 

 к) формирование сетевых учебно-    3     3      3      3     3,6   3,6    3,6   3,6     3     3      3

    научных комплексов и центров

    коллективного пользования

 

 л) лицензионное обеспечение       4,5   4,5    4,5     5      6     5      5     5      6     6      6

    программными средствами

    основных образовательных

    программ

 

 2. Модернизация научно-           435   480    525    590    620  628,5   638  660,5   669  686,5   691

    исследовательского процесса и

    инновационной деятельности:

 

 а) привлечение молодых ученых в    5     5      6      8      8     8      8     8      9     9      9

    научно-педагогические школы

    университета

 

 б) развитие и модернизация        200   225    250    300    310   310    310   320    320   330    330

    фундаментальных и прикладных

    исследований

 

 в) развитие инновационной         150   160    174    187    190   193    200   205    210   210    212

    деятельности университета

 

 г) участие в формировании         60     70     70     70    82     85    85     90    90     95     95

    инновационно-технологических

    платформ

 

 д) поддержка и развитие           20     20     25     25    30    32,5   35    37,5   40    42,5    45

    научно-исследовательской

    деятельности на Юге России

 

 3. Развитие кадрового потенциала   3    3,25   3,25   3,25   3,5   3,5    3,5   3,75  3,75   3,75   3,88

    и формирование качественного

    контингента обучающихся:

 

 а) разработка и реализация       0,15   0,16   0,16   0,16  0,17   0,17  0,17   0,18  0,18   0,18   0,19

    программы развития кадрового

    резерва и совершенствование

    кадрового потенциала

 

 б) переподготовка и повышение     1,8   1,93   1,93   1,93  2,05   2,05  2,05   2,17  2,17   2,17   2,17

    квалификации

    научно-педагогических,

    административно-

    управленческих работников,

    инженерного и обслуживающего

    персонала в ведущих

    российских и зарубежных

    научно-образовательных

    центрах

 

 в) совершенствование              0,2   0,22   0,22   0,22  0,25   0,25  0,25   0,28  0,28   0,28   0,31

    квалификационного профиля

    научно-педагогических

    работников во внутривузовских

    программах повышения

    квалификации

 

 г) приглашение специалистов и    0,55   0,6    0,6    0,6   0,65   0,65  0,65   0,7    0,7   0,7    0,75

    профессоров из ведущих

    научных и образовательных

    организаций

 

 д) разработка и реализация        0,1   0,12   0,12   0,12  0,14   0,14  0,14   0,16  0,16   0,16   0,18

    программ повышения

    квалификации персонала

    университета в области

    образовательного и

    технологического форсайта

 

 е) создание и поддержка учебного  0,2   0,22   0,22   0,22  0,24   0,24  0,24   0,26  0,26   0,26   0,28

    портала и разработка

    опережающих программ

    повышения квалификации,

    профессиональной

    переподготовки и

    дополнительного

    профессионального образования

    с использованием

    дистанционных технологий

 

 4. Модернизация инфраструктуры   185,5 135,75 348,23 137,75  159  139,75  150  150,25 160,5 159,75 160,5

    университета:

 

 а) развитие кампуса университета  160   110   322,23  110    130   110    120   120    130   130    130

 

 б) реализация программ            2,5   2,5    2,5    2,5    2,5    3      3     3      3     3      3

    энергоэффективности и

    ресурсосбережения и

    поддержание действующей

    инфраструктуры

 

 в) материально-техническое         8     7      6      5      4     4      4     3      3     2      2

    обеспечение образовательной

    инфраструктуры и модернизация

    аудиторно-лабораторного фонда

 

 г) материально-техническое        2,5   3,75    5     6,25   7,5   8,75    9    9,25   9,5   9,75    10

    обеспечение объектов учебной

    практики, стационаров,

    ботанического сада, летних

    оздоровительных лагерей

 

 д) ресурсное и технологическое   12,5   12,5   12,5    14    15     14    14     15    15     15    15,5

    обеспечение информационно-

    телекоммуникационной среды

    университета

 

 5. Совершенствование              12    12,7  13,75  14,75   16   16,75   17     18   18,95 19,95   20,2

    организационной структуры

    университета и повышение

    эффективности управления:

 

 а) совершенствование              1,5   1,7     2      2      2    2,5    2,5   2,5    2,7   2,7    2,7

    организационной структуры и

    структуры управления

    интеграционными процессами

    университета

 

 б) совершенствование              0,5   0,75   0,75    1      1     1      1    1,25  1,25   1,5    1,5

    организационной структуры и

    механизмов использования

    инструментов маркетинга,

    аудита, консалтинга,

    бухгалтерских услуг в

    интересах развития и

    поддержки предпринимательской

    деятельности в Южном

    федеральном округе

 

 в) совершенствование              1,5   1,75    2     2,25   2,5   2,75    3    3,25   3,5   3,75    4

    организационной структуры и

    механизмов управления

    международной деятельностью

 

 г) совершенствование               2     2     2,5    2,5    2,5    3      3     3     3,5   3,5    3,5

    информационно-инструментарной

    системы организационно-

    методического, правового и

    информационного обеспечения

    системы управления, развития

    коммуникативных структур

    университета

 

 д) автоматизация систем           6,5   6,5    6,5     7      8    7,5    7,5    8      8    8,5    8,5

    управления (развитие,

    внедрение и масштабирование

    автоматизированной системы

    управления, системы

    электронного

    документооборота)

 

    Итого                          714  719,5  970,7  840,5  908,1 896,4  918,1 948,9  973,8 996,7  1005,3

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────


 

 

 

 

 

Приложение N 2

к программе развития

федерального государственного

автономного образовательного

учреждения высшего профессионального

образования "Южный федеральный

университет" на 2011 - 2021 годы

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ

 

┌───────────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬──────┬──────┐

        Показатели         │ Единица │ 2010 │2011 │ 2012 │2013 │ 2014 │ 2015 │ 2021 │

                           │измерения│ год  год │ год  │ год │ год  │ год  │ год 

└───────────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴──────┴──────┘

  I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования

 

 1. Количество новых          единиц     6     10     25    20     20     20     30

 образовательных программ,

 внедренных в учебный

 процесс

 

 2. Доля образовательных     процентов   8     10     15    20     25     30     60

 программ, в которых

 используются дистанционные

 образовательные технологии

 

 3. Количество новых          единиц     -      2     2      2     2      2      4

 образовательных стандартов,

 разработанных и

 утвержденных в университете

 

      II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ

 

 1. Количество научно-        единиц    672    672   684    694   695    715    795

 исследовательских и опытно-

 конструкторских работ в

 университете - всего

 

  из них:

  количество научно-          единиц    531    534   541    548   548    564    627

  исследовательских работ

 

  количество опытно-          единиц    141    138   143    146   147    151    168

  конструкторских работ

 

 2. Количество вновь          единиц     2      1     2      2     3      2      2

 созданных лабораторий на

 базе университета

 

 3. Количество вновь          единиц     3      4     2      3     2      3      3

 созданных кафедр на базе

 университета

 

 4. Количество статей в       единиц    0,12  0,15   0,2   0,25  0,275   0,3    0,45

 научной периодике,

 индексируемой иностранными

 и российскими организациями

 в расчете на 1 научно-

 педагогического работника

 

 5. Количество малых          единиц     4      6     10    20     30     40     60

 инновационных предприятий,

 действующих в инновационной

 системе университета

 

                    III. Показатели развития кадрового потенциала

 

 1. Доля штатных научно-     процентов   44    45    45,5   46    46,5    47     60

 педагогических работников в

 общем количестве работников

 университета

 

 2. Доля научно-             процентов   66    67     68    69     70     71     73

 педагогических работников,

 имеющих ученую степень

 доктора наук или кандидата

 наук

 

 3. Доля аспирантов и        процентов  4,7     5     7     10     13     16     20

 научно-педагогических

 работников, имеющих опыт

 работы (прошедших

 стажировки) в ведущих

 мировых научных и

 университетских центрах

 

 4. Эффективность работы

 аспирантуры и докторантуры:

 

  численность аспирантов на   единиц    1270  1270   1280  1300   1320   1340   1450

  начало учебного года

 

  численность докторантов на  единиц     57    57     58    58     59     60     65

  начало учебного года

 

  прием в аспирантуру (в том  единиц    313    313   315    317   320    325    330

  числе по очной форме

  обучения)

 

  прием в докторантуру        единиц     20    20     16    17     18     19     25

 

               IV. Показатели международного и национального признания

 

 1. Место в мировом рейтинге   место           600   600    500   500    500    350

 вузов

 

 2. Количество                единиц     35    35     40    45     50     55     90

 организованных

 международных мероприятий

 (конференций, выставок,

 симпозиумов)

 

 3. Доля иностранных         процентов   1      1    1,1    1,3   1,6     2      3

 студентов без учета

 государств - участников СНГ

 

 4. Доля иностранных         процентов  0,6    0,6   0,7    0,8   0,9     1      2

 студентов из государств -

 участников СНГ

 

         V. Показатели экономической и финансовой устойчивости университета

 

 1. Общий объем доходов от     млн.    1486,5 1575   1670  1770   1876   1988   2500

 иной приносящей доход        рублей

 деятельности - всего

 

  из них:

  доходы университета,         млн.     0,22  0,25   0,28   0,3   0,32   0,33   0,35

  полученные от управления    рублей

  объектами интеллектуальной

  собственности

 

  доходы от иной приносящей    млн.     309    344   378    415   466   489,5   546

  доход деятельности          рублей

  университета, полученные

  от научно-

  исследовательских работ

 

  доходы от иной приносящей    млн.    82,28  90,75 101,72 109,7 123,68 130,17 144,65

  доход деятельности          рублей

  университета, полученные

  от опытно-конструкторских

  работ

 

 2. Доля доходов от иной     процентов   33    35     37    39     41     43     51

 приносящей доход

 деятельности в общем объеме

 доходов университета

 

 3. Доля модернизированных   процентов   60    65     65    70     70     70     80

 аудиторий и научно-

 образовательных

 лабораторий, отвечающих

 современным требованиям и

 стандартам

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018