МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 января 2011 г. N СМ-66/08
О МИНИМИЗАЦИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В ходе проверки
Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров 21 субъекта
Российской Федерации в 2010 г. выявлено повсеместное распространение денежных
поборов с родителей обучающихся в общеобразовательных
учреждениях под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований,
которые вопреки пункту 8 статьи 41 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N
3266-I "Об образовании", статьям 1, 4, 5 Федерального закона от 11
августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" носят принудительный характер.
Взимание с
родителей учащихся денежных средств на охрану общеобразовательных учреждений,
их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение
методической литературы педагогам осуществляется, как правило, через органы
самоуправления образовательных учреждений (родительские комитеты,
попечительские советы), а также посредством создания и деятельности
благотворительных фондов при образовательных учреждениях.
На территории г.
Омска в 2009 г. выявлено 40 учрежденных родителями учащихся фондов материальной
поддержки образовательных учреждений, большинство из которых были
зарегистрированы по месту нахождения общеобразовательных учреждений,
использовали их имущество без заключения соответствующих договоров, а
функционировали за счет добровольных пожертвований родителей, вносимых с
определенной периодичностью в фиксированной сумме.
По-прежнему
допускается ведение образовательного процесса в зданиях образовательных
учреждений с ненадлежащим техническим состоянием, не обеспечивающим
безопасность детей. Нарушения законодательства о пожарной безопасности и
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют место в
образовательных учреждениях во всех проверенных регионах.
В нарушение статьи
33 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
осуществление образовательной деятельности в отсутствие соответствующей
лицензии, без государственной аккредитации допускается общеобразовательными
учреждениями в республиках Алтай, Саха (Якутия), Тыва, Чеченской Республике,
Калужской, Кемеровской, Костромской, Магаданской, Новосибирской, Омской,
Орловской, Пензенской областях и других регионах.
В нарушение статьи
51 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании",
статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не во всех
образовательных учреждениях созданы надлежащие условия для организации питания
обучающихся, их медицинского обеспечения.
В ходе проверки в
Орловской области нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства
выявлены в 61 школе (71% от проверенных). В Чеченской
Республике медицинские кабинеты имеются лишь в 150 из 443 общеобразовательных
школ и только в 128 школах медицинские кабинеты оснащены медицинским
оборудованием и лекарственными средствами для оказания первой медицинской
помощи.
В целях исполнения
законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение
общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования, Минобрнауки России рекомендует:
1. Руководителям
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования, разработать комплекс мер, направленных на
устранение указанных нарушений, и довести его до руководителей подведомственных
общеобразовательных учреждений с определением порядка, сроков и контроля
исполнения данных мер.
2. Исключить
возможность проявления коррупционных факторов при приеме на обучение в
общеобразовательные учреждения, в том числе гимназии, лицеи, школы с
углубленным изучением отдельных предметов, пользующиеся повышенным спросом населения.
Заместитель
министра
С.Н.МАЗУРЕНКО