МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2010 г. N 06-1260
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Департамент
воспитания и социализации детей Минобрнауки России
направляет для использования в работе Методические рекомендации по вопросам
взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального
образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных
детей.
Кроме того,
разработаны материалы по вопросам выявления, поддержки и развития
индивидуальных познавательных интересов обучающихся, с которыми можно
ознакомиться в методическом кабинете МОО "Содружество организаторов воспитательного
процесса", тел. (499) 748-00-31, www.moocv.ru; консультации и справки по
электронной почте: moocv@bk.ru, Турлыкова Ирина
Валерьевна.
Директор
Департамента
воспитания
и социализации
детей
А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Происходящее в
последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный
рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям
образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего
поколения, и выдвигают в число приоритетных задач современной школы развитие
одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для
продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.
В России накоплен
значительный опыт работы с одаренными детьми, обогащенный в последние годы
инновационной практикой. В субъектах Российской Федерации осуществляются
попытки создания регионального образовательного пространства, объединяющего
учреждения образования, культуры, спорта, молодежной политики и других
ведомств, работающие с одаренными и талантливыми детьми. Создаются ресурсные
центры сопровождения развития одаренных детей, накоплен уникальный опыт их
научно-исследовательской и творческой деятельности. Не только в городской
местности, но и в условиях села есть возможности для сопровождения способных и
одаренных детей, для этого используются образовательные ресурсы социума и
Интернет, сетевое взаимодействие образовательных учреждений на муниципальном
уровне.
С учетом
зарубежной практики специализированной подготовки одаренных обучающихся начиная
со школьного возраста (США, Израиль, Сингапур, Тайвань, Корея) на основе
технологий развития интеллекта и креативности в различных образовательных
учреждениях, в России наилучшие возможности работы с одаренными детьми в
настоящее время созданы в специализированных образовательных учреждениях
(лицеи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных
предметов и пр.), которые имеют большие возможности обеспечения продуктивного личностного и познавательного развития, чем
общеобразовательная школа.
Задачи, поставленные
перед системой образования в соответствии с поручениями Президента Российской
Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета
Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 г., предполагают развитие
одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в
системе образовательных учреждений
различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений,
организаций культуры.
Новые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают, в
том числе, реализацию дополнительных образовательных программ. При этом
возможна реализация программ как непосредственно в общеобразовательном
учреждении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей. В целях
обеспечения качества освоения образовательных программ
дополнительного образования обязательным условием является должное
кадровое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных
учреждениях, в том числе и за счет привлечения высокопрофессиональных
работников учреждений дополнительного образования.
Системообразующими
центрами обучения одаренных детей, из которых впоследствии сформируется
научно-техническая элита России, призваны стать президентские лицеи. Такое
видение президентских лицеев коррелирует с миссией федеральных университетов и
национальных исследовательских университетов. Поэтому предполагается создание
президентских лицеев при федеральных и (или) национальных исследовательских
университетах. Это обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9-го класса
средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального
образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в
регионы талантливых и энергичных молодых людей, социально-экономического
развития территорий и повышения эффективности деятельности федеральных
(национальных исследовательских) университетов. Наряду с президентскими лицеями
будет продолжено развитие школ и специализированных общеобразовательных центров
различной направленности (технической, экологической, художественной и т.д.)
для одаренных детей и молодежи, использующих научный и образовательный
потенциал университетов и иных учреждений профессионального образования.
Одним из наиболее
продуктивных направлений развития одаренности в общеобразовательных учреждениях
является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой школьники
постигают основы научных исследований - от постановки проблемы, ознакомления с
литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора
материалов, их анализа до системных обобщений и выводов.
Учебно-исследовательская
деятельность способствует:
- развитию
интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы,
развитию представлений о межпредметных связях;
- развитию
интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и
дополнительных образовательных программ;
- созданию
предпосылок для развития научного образа мышления;
- освоению
творческого подхода к любому виду деятельности;
- формированию
установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными
науками;
- становлению сферы
содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между
учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
- обучению
информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- формированию
развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональному
самоопределению детей;
- получению
предпрофессиональной подготовки;
- формированию
научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов,
реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Основные
формы: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады,
турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря,
школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).
Достаточно
успешно задачи развития одаренности решаются в формате очно-заочного
дополнительного образования детей, организуемого на базе областных, краевых,
республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей
(Челябинский областной центр юных натуралистов, Федеральная заочная
физико-техническая школа [ЗФТШ] при МФТИ и др.), а также высших учебных заведений
(Ярославский государственный университет - областная физико-математическая
школа и многие другие).
Тесное
взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями высшего
профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей,
ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе объективно ведет к
повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности
формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей.
На муниципальном
уровне - интеграция образовательных учреждений различных типов сложилась,
например, в наукоградах (г. Обнинск Калужской обл., г. Саров Нижегородской обл., г. Рыбинск
Ярославской обл. и др.).
На региональном
уровне - в субъектах Российской Федерации сложилась межведомственная система
организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает
взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере
образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования
детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций, благотворительных
организаций. Получили развитие каникулярные школы, сборы, экспедиции (например,
в Кабардино-Балкарской Республике Министерство образования и науки КБР,
Министерство социальной защиты КБР, Кабардино-Балкарский государственный
университет им. Х.М. Бербекова, Фонд социального
страхования КБР, Республиканский Дворец творчества детей и юношества КБР
проводят республиканскую летнюю научно-оздоровительную школу НОУ
"Сигма"; в Москве в рамках программы "Я и Земля" школой N
1333 и Домом научно-технического творчества молодежи г. Москвы проводится
межрегиональная учебно-исследовательская экспедиция "Кенозеро"
и др.).
Государственное
учреждение Ярославской области "Центр телекоммуникаций и информационных
систем в образовании" в целях социальной адаптации одаренных детей создало
в сети Интернет раздел, представляющий собой виртуальное жизненное дерево,
помогающее школьнику определиться в своем дальнейшем пути, - online-ресурс "Социальный навигатор". Целью его
является создание условий для совершенствования навыков поведения в современном
обществе с помощью средств телекоммуникаций. Созданы банки педагогической,
социологической, психологической, учебной информации, специализированные программные
комплексы для реализации интерактивных возможностей, строятся
личностно-ориентированные маршруты, проигрываются виртуальные ситуации, в
которых ребенок может попробовать различные стратегии поведения и, оценив себя,
выбрать оптимальную.
На межрегиональном
уровне - межрегиональная модель организации учебно-исследовательской и иной
деятельности обучающихся, как показывает практика последних лет, может
осуществляться на базе образовательных учреждений различных типов и видов.
Причем инициаторами подобных межрегиональных проектов организации
учебно-исследовательской деятельности выступают не только федеральные,
республиканские, краевые и областные учреждения, но и муниципальные - школа N
1553 г. Москвы, Центр научно-технического и эстетического образования г.
Обнинска Калужской обл., Челябинский городской Дворец творчества юных. С 14
вузами работает Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с Московским
Дворцом творчества детей. Учреждения дополнительного образования детей работают
при МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Баумана. Известен опыт делового сотрудничества вузов
и учреждений дополнительного образования гор. Петрозаводска, Челябинска,
Новосибирска, Томска, Новгорода, Оренбурга и многих других.
На федеральном уровне
- в образовательном пространстве России можно выделить ряд программ и проектов,
получающих государственную поддержку, пользующихся широкой известностью в
педагогической и научной среде:
- международные
олимпиады по общеобразовательным предметам и всероссийская олимпиада
школьников;
- всероссийские
студенческие олимпиады;
- всероссийский
фестиваль "Российская студенческая весна";
- международные и
всероссийские конкурсные мероприятия для детей и молодежи в сфере
социально-значимой деятельности;
- всероссийские
конкурсы научно-технического творчества;
- всероссийские
конкурсы исследовательских работ учащихся;
- всероссийские
фестивали детского художественного творчества;
- всероссийские
мероприятия по развитию детского любительского спорта ("Президентские соревнования"
и др.);
- международная
научно-техническая конференция школьников "Старт в науку",
организуемая Федеральной заочной физико-технической школой при Московском
физико-техническом институте (государственном университете);
- всероссийский
конкурс исследовательских работ школьников по наукам о Земле им. В.И.
Вернадского, организуемый школой N 1333 "Донская гимназия" г. Москвы,
Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества;
- российская
научно-социальная программа для молодежи и школьников "Шаг в
будущее", осуществляемая Московским государственным техническим
университетом имени Н.Э. Баумана и Научно-технической ассоциацией
"Актуальные проблемы фундаментальных наук", и другие мероприятия.
Одними из
приоритетов работы на федеральном уровне являются проведение исследований
проблем самореализации одаренных детей, разработка технологий, позволяющих
государству и обществу использовать их творческие возможности, уникальные
результаты их деятельности в экономике, социальной и культурной жизни.
Ведущими
учреждениями в работе по указанным направлениям являются координационные центры
по работе с одаренными детьми в федеральных округах Российской Федерации, на
которые соответствующие функции возложены Приказом Минобразования России от 2
декабря 2003 г. N 4439. Функции Всероссийского
научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми возложены на
федеральное государственное научное учреждение "Центр исследования проблем
воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании,
социально-педагогической поддержки детей и молодежи", успешно
взаимодействующее на условиях социального партнерства с центрами в федеральных
округах.
Основная задача
центров - координация усилий различных образовательных учреждений по созданию
условий обучения и воспитания одаренных в разных
областях знаний, искусства, культуры и спорта детей. Важным направлением
деятельности центров является мониторинг работы с одаренными детьми внутри
своего федерального округа, данные которого позволяют
формировать и обновлять банки данных:
- образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми;
- инновационных
методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме
развития детской одаренности;
- банк данных об
одаренных детях.
На базе центров проводится в том числе и повышение квалификации
педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
Центры
непосредственно работают с определенной категорией одаренных детей, готовят
детей для участия в предметных олимпиадах, конкурсах по
учебно-исследовательской деятельности, конкурсах художественной направленности,
спортивных соревнованиях и т.д.
Важнейшие задачи
Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми:
- усиление внимания
к исследованиям и практике подготовки кадров к работе с одаренными детьми,
активизация государственных учреждений в решении этой задачи;
- проведение
региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме
одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее
дальнейших исследований.
Всероссийским
научно-методическим центром разработаны и уже прошли апробацию в субъектах
Российской Федерации примерные формы карты управленческого мониторинга
(Приложение 1) и паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми
(Приложение 2), которые могут применяться и для аналогичных мониторингов в
субъектах Российской Федерации.
Согласно
материалам мониторинга за 2009 - 2010 годы работа по кадровому обеспечению и в
том числе повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, не
в полной мере отвечает обозначенным выше требованиям и затрудняет решение
задач, поставленных Президентом Российской Федерации по итогам совместного
заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета
при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и
образованию 22 апреля 2010 г. Целесообразно шире применять новые, в том числе
дистанционные, формы повышения квалификации (особенно повышение квалификации и
переподготовки по узкоспециализированным модулям), привлекая лучших
преподавателей профильных вузов и ведущих сотрудников научно-исследовательских
учреждений.
Существующая
система оплаты труда педагогов в учреждениях дополнительного образования,
сложившаяся в предшествующие десятилетия, не учитывает существенных
особенностей деятельности педагогических работников
учреждений дополнительного образования детей. В соответствии с
квалификационными характеристиками педагог в системе дополнительного
образования, являясь высококлассным профессионалом (техником, спортсменом,
экологом, художником и т.д.), обязан отвечать и требованиям, предъявляемым к
психолого-педагогической составляющей профессионального педагога, а также
регулярно подтверждать уровень профессионального мастерства высокими
результатами его воспитанников в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, в которых
они участвуют.
Для
повышения эффективности деятельности педагогов учреждений дополнительного
образования представляется актуальным их учредителям (прежде всего органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования) проработать вопрос о повышении и дифференциации оплаты
труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей с
учетом современных условий перехода на новую систему оплаты труда в
образовательных учреждениях.
Другая острая
проблема - недостаточный уровень современного материально-технического
обеспечения образовательного процесса, особенно в образовательных учреждениях
дополнительного образования детей технической направленности.
В целях
комплексного решения данных проблем региональное образовательное пространство
необходимо рассматривать как образовательную среду, представляющую собой
систему сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и
профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной
траектории одаренных детей. Такая среда должна способствовать полноценному
развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его
самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования,
достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных
детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах
жизнедеятельности и экономики региона.
Можно
выделить следующие приоритетные направления деятельности по выявлению,
поддержке и сопровождению одаренных обучающихся в субъектах Российской
Федерации:
- систематическая
подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для целенаправленной
работы с детьми, склонными к творчеству, поисковой, исследовательской
деятельности;
- совершенствование
содержания образования на принципах вариативности, создание учебно-методических
комплектов для работы детских исследовательских объединений;
- развитие
очно-заочных форм дополнительного образования детей, ориентированных на
развитие интеллектуального потенциала личности ребенка на базе государственных
(федеральных, областных, краевых, республиканских) учреждений дополнительного
образования детей при активном участии ведущих вузов страны;
- разработка
эффективных тематических и междисциплинарных межрегиональных проектов
организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
- совершенствование
нормативной правовой базы, в том числе по вопросам внеконкурсного поступления в
вузы победителей и призеров федеральных и региональных
конкурсов, соревнований, творческих олимпиад, научно-исследовательских
конференций и других мероприятий, проводимых в рамках системы дополнительного
образования детей;
- организация
широкого информирования субъектов данной деятельности по различным
информационным каналам;
- развитие сетевого
взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного
образования детей и вузов, заключение соглашений (органы управления
образованием, образовательные учреждения - школы, учреждения дополнительного
образования детей - вузы, научно-исследовательские учреждения, учреждения
культуры) о сотрудничестве в работе с одаренными детьми;
- совместное
проведение курсов повышения квалификации специалистов и педагогических
работников образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми,
научно-педагогических конференций по воспитанию и обучению одаренных детей;
- поддержка
олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям
деятельности общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных
детей и молодежи.
Приложение
1
Карта
управленческого
мониторинга
1. Название
региональной программы (подпрограммы), отражающей специфику работы с одаренными
детьми.
2. Является
самостоятельной или частью другой программы (подпрограммы).
3. На каком уровне и каким документом программа
(подпрограмма) утверждена.
4. Сроки реализации
программы (подпрограммы).
5. Какое учреждение
является исполнителем, соисполнителем программы (подпрограммы).
6. Ф.И.О.
(полностью) координатора, реквизиты связи.
7. Наличие в
субъектах Федерации специализированных образовательных учреждений, работающих с
одаренными детьми (по паспорту).
8. Основные
направления образовательной деятельности, которые поддерживает программа
(подпрограмма).
9. Основные формы
работы с одаренными детьми.
10.
Научно-теоретические основы (на какие теоретические положения опирается, есть
ли ученые в субъекте, работающие над проблемой).
11. Уровень
информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.).
12. Наличие
библиотек, нормативно-правовых и методических документов.
13. Наличие
регионального банка данных одаренных детей, программ, научных трудов и др.
14. Формы повышения
квалификации педагогов.
Приложение
2
Паспорт
учреждения,
работающего с одаренными детьми
1. Статус и
название учреждения.
2. Ф.И.О.
(полностью) координатора, реквизиты для связи.
3. Направленность
учреждения (по видам одаренности).
4. Наличие
образовательных программ работы с одаренными детьми (название, автор).
5. Основные формы
работы с одаренными детьми.
6. Перечень основных мероприятий, реализуемых в учреждении (школьные
[внешкольные], муниципальные, региональные, федеральные, международные).
7. Уровень
информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.).
8. Наличие
библиотек, нормативно-правовых и методических документов.
9. Оснащенность
материально-техническим оборудованием.
10. Достижения детей за последние 5 лет.
11. Формы повышения
квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.