МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 сентября 2010 г. N 902
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010
г. N 337, и пунктом 4 Приказа Минобрнауки России от
11 июня 2010 г. N 180/к "Об
утверждении структуры Министерства образования и науки Российской
Федерации" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте воспитания и социализации детей
Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Директору
Департамента воспитания и социализации детей (далее - Департамент) Левитской
А.А. в трехмесячный срок осуществить разработку и утверждение должностных
регламентов федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
3. Признать
утратившими силу Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 15 октября 2008
г. N 298 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики
в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей
Министерства образования и науки Российской Федерации";
от 12 февраля 2009
г. N 43 "О внесении изменений в Положение о Департаменте государственной
политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты
детей Министерства образования и науки Российской Федерации";
от 19 ноября 2009
г. N 648 "О внесении изменения в Положение о Департаменте государственной
политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты
детей Министерства образования и науки Российской Федерации".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Калину И.И.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
от 1 сентября 2010
г. N 902
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент
воспитания и социализации детей (далее - Департамент) является структурным
подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации (далее -
Министерство).
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337
(далее - Положение о Министерстве), Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства
образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи",
нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему
организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства,
федеральными службами, находящимися в ведении Министерства, другими
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Обеспечивает
осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере:
воспитания (в том
числе развития инновационных моделей поликультурного воспитания) и
дополнительного образования детей;
образования
детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
обеспечения
безопасной деятельности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и
профилактики асоциального поведения несовершеннолетних;
социальной
поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, а также по оказанию государственных услуг в сфере воспитания.
4.2. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется
решение Правительства Российской Федерации.
4.3. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской
Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в установленной
сфере деятельности Департамента, а также о выполнении плана действий
Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Программы
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу в установленной сфере деятельности Департамента.
4.4. Готовит
предложения в план организации законопроектных работ Министерства.
4.5. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает
предложения по его совершенствованию и проводит анализ реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.
4.6. Обеспечивает в
установленной сфере деятельности Департамента подготовку (рассмотрение)
совместно с другими структурными подразделениями Министерства:
проектов заключений,
официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты
федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство;
концепций и
проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов,
поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или
подготовленных самостоятельно в установленном порядке;
проектов
федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на
согласование.
4.7. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере
деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых
актов Министерства:
порядка ведения
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и
осуществления контроля за его формированием и
использованием;
положения о
психолого-медико-педагогической комиссии;
положения о
категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также
содержащихся на полном государственном обеспечении;
типового положения
о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением;
типового положения
об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
типового положения
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
типового положения
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении;
типового положения
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи;
типового положения
об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
других нормативных
правовых актов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.8. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности
Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых
актов Министерства:
перечня профессий и
направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются
профессиональное образование и профессиональная подготовка;
федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
порядка аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений;
форм документов
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации,
технических требований к ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета
соответствующих бланков документов государственного образца об уровне
образования и (или) квалификации (для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида и специальных (коррекционных) классов
общеобразовательных учреждений);
федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, и порядка проведения экспертизы учебников;
федеральных
государственных образовательных стандартов, федеральных государственных
требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки;
порядка
отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются
к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций;
порядка проведения
государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе в форме
единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и
порядка применения системы оценки результатов, а также порядка подачи и
рассмотрения апелляций;
порядка
приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, в том
числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении
в образовательные учреждения среднего профессионального образования и
образовательные учреждения высшего профессионального образования;
порядка
формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических
кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих
управление в сфере образования;
порядка разработки
и использования дистанционных образовательных технологий при всех формах
получения образования;
порядка проведения
экспертизы при лицензировании образовательной деятельности образовательных
учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии частично или
в полном объеме для реализации образовательных программ;
перечня показателей
деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида
и категории, и показателей деятельности его филиалов;
порядка утверждения
устава федерального государственного образовательного учреждения;
положения о статусе
руководителя государственного образовательного учреждения федерального
подчинения;
перечня затрат,
учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
о продолжительности
рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной
платы);
нормативных
правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.9. Разрабатывает
предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств
Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального
бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по изменению
показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной программы в
ходе ее реализации.
4.10. Участвует в
разработке прогнозов социально-экономического развития, системы показателей
оценки деятельности Министерства в установленной сфере деятельности
Департамента, а также предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с
прогнозными показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды.
4.11. Разрабатывает и осуществляет совместно со структурными
подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной
власти, общественными объединениями и организациями систему мер по повышению
воспитательного потенциала образовательного учреждения; развитию
дополнительного образования детей (в том числе выявлению и поддержке одаренных
детей в системе дополнительного образования); образованию детей-инвалидов,
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным
(общественно опасным) поведением; обеспечению
безопасной деятельности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
совершенствованию системы профилактики асоциального поведения
несовершеннолетних; профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних; профилактике социально опасных заболеваний в
образовательной среде; профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
защите прав и законных интересов обучающихся, воспитанников; профилактике
социального сиротства и развития семейных форм устройства детей; развитию и
координации деятельности профессиональных служб сопровождения семьи.
4.12. Участвует в
разработке предложений по приоритетным направлениям международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечении их
реализации.
4.13. Организует
осуществление Министерством функции федерального оператора государственного
банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.13.1.
Осуществляет в установленном порядке подготовку документов
для решения вопроса о выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.13.2.
Обеспечивает исполнение Министерством международных договоров в области
усыновления (удочерения) детей.
4.14. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для
решения вопроса о выдаче разрешений на открытие представительств иностранных
государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на
территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по
усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации
представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций
и контроль за их деятельностью.
4.15.
Подготавливает и обобщает аналитические материалы и справки для руководства
Министерства к заседаниям коллегии Министерства, заседаниям Правительства
Российской Федерации, а также к Президиуму Правительства Российской Федерации,
а также к иным мероприятиям по вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.16. Организует
информационно-аналитическое, методическое обеспечение деятельности органов,
осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.17. Осуществляет
организационно-техническое обеспечение деятельности:
Межведомственной
комиссии по вопросам поддержки и развития всероссийских детских центров;
Межведомственной
комиссии по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на
воспитание в семьи.
4.18. Обеспечивает
координацию подготовки, корректировки, реализации федеральных целевых и
государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных
программ и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.19. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации
порядке в размещении заказов и заключении государственных контрактов, а также
иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведении
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и осуществляет
контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных
гражданско-правовых договоров, приемке работ, подготовке сводных
отчетов, справок и аналитических материалов по федеральным целевым и
государственным программам, межгосударственным, межотраслевым, ведомственным
программам и внепрограммным мероприятиям в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.20. Участвует в
разработке проектов нормативных правовых актов в части лицензирования и
государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по
реализуемым ими образовательным программам, а также по оценке качества
образования.
4.21. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере
деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.22. Готовит в
пределах своей компетенции предложения по защите сведений, составляющих
государственную тайну.
4.23. Готовит
предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и
стажировке работников Департамента.
4.24. Готовит
проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.25. Организует
разработку методических материалов по вопросам в установленной сфере деятельности.
4.26. Организует
конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной
сфере деятельности.
4.27. Принимает
участие в реализации плана заседаний Правительственных комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав; по профилактике правонарушений; по
обеспечению безопасности дорожного движения.
4.28. Осуществляет
реализацию приоритетного национального проекта "Образование" в части
поддержки талантливой молодежи.
5. Департамент с
целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Организовывать
проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной
сфере деятельности Департамента.
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в
установленной сфере деятельности Департамента представителей структурных
подразделений Министерства, федеральных служб, находящихся в ведении
Министерства, научных и иных организаций, ученых и специалистов.
5.4. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с
участием при необходимости представителей структурных подразделений
Министерства, федеральных служб и организаций, находящихся в ведении
Министерства, руководителей образовательных учреждений.
5.5. Вносить
предложения руководству Министерства по созыву и проведению совещаний в
установленной сфере деятельности Департамента с участием руководителей органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление
в сфере образования.
5.6. Вести в
установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями
по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить
предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней,
методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников
и других печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента.
5.8. Готовить
предложения по утверждению в установленном порядке ведомственных наград.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
8. В состав
Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
Структура и
численность работников Департамента определяются штатным расписанием,
утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной
численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты
труда.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает положения
об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников
Департамента.
9.5. Обеспечивает
подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и
другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - проекты
приказов ненормативного характера.
9.6. Готовит
предложения руководству Министерства для представления работников Департамента
к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами
Российской Федерации, а также ведомственными наградами.
9.7. Подчиняется
заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
9.8. Представляет в
установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в
том числе с федеральными службами, находящимися в ведении Министерства, а также
с государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами.
9.9. Подписывает в
установленном порядке от имени Министерства договоры и другие
гражданско-правовые документы.
10. Департамент
имеет штампы и бланк установленного образца.