Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 августа 2010 г. N 06-358

 

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ВОСПИТАННИКОВ, ПРОФИЛАКТИКЕ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 29 марта 2010 г. N 1 Департаментом воспитания и социализации детей совместно с Рособрнадзором в пределах установленной компетенции проведен анализ эффективности принимаемых в субъектах Российской Федерации мер по созданию условий для содержания, воспитания и обучения детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения для детей-сирот).

По результатам проверок, проведенных в 2010 году Рособрнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" переданные полномочия по надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, выявлен ряд недостатков и нарушений в деятельности учреждений для детей-сирот, в том числе в части охраны прав воспитанников этих учреждений.

В ряде учреждений для детей-сирот уставы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области образования (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Алтайский, Забайкальский, Ставропольский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Ленинградская, Липецкая, Кемеровская, Курская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Ульяновская, Ярославская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург).

Отсутствуют или не соответствуют требованиям образовательные программы, разработанные и утвержденные учреждениями для детей-сирот. Общеобразовательные программы реализуются не в полном объеме (Республика Коми, Республика Мордовия, Костромская, Ульяновская области).

Ведение личных дел воспитанников осуществляется с нарушениями установленных требований (Республика Дагестан, Республика Хакасия, Алтайский, Ставропольский края, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Не соблюдаются нормы питания воспитанников, нормы обеспечения воспитанников одеждой, обувью и мягким инвентарем (Красноярский край, Брянская, Вологодская, Новгородская, Рязанская, Тамбовская области).

Допускаются нарушения в части охраны жилищных и иных имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Приморский край, Новгородская, Мурманская области).

Недостаточно эффективно осуществляется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений воспитанников, в том числе профилактике их самовольных уходов из учреждения. Выявление несовершеннолетних с отклонениями в поведении, постановка воспитанников, совершивших правонарушения, на внутренний профилактический учет во многих случаях осуществляется несвоевременно (Республика Алтай, Ставропольский край, Вологодская, Новгородская, Сахалинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Устанавливаются необоснованные меры дисциплинарного воздействия для воспитанников учреждений для детей-сирот (Алтайский край, Вологодская, Ростовская, Свердловская области).

Существуют проблемы с комплектованием учреждений для детей-сирот квалифицированными кадрами, знающими специфику работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Уровень подготовки сотрудников не всегда позволяет обеспечить полноценную защиту прав детей, включая их безопасность. В последние годы выявлен ряд случаев нарушения прав воспитанников работниками учреждений для детей-сирот, в том числе случаи жестокого обращения с детьми.

Многие учреждения для детей-сирот не располагают в полном объеме необходимыми условиями для содержания, воспитания, образования и социализации детей. В ряде учреждений предельная численность воспитанников превышает установленную лицензионными нормативами, наполняемость групп превышает установленные нормы (Республика Бурятия, Республика Мордовия, Красноярский край, Иркутская, Оренбургская, Нижегородская, Тверская области). Значительной остается доля учреждений для детей-сирот с большой наполняемостью (свыше 100 детей), что не позволяет организовать жизнедеятельность этих учреждений по принципу семейного воспитания.

В ряде случаев принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот носят недостаточно последовательный, спланированный характер, не сопровождаются регулярной оценкой результатов и последствий реализуемых мероприятий.

При решении вопроса о ликвидации или реорганизации учреждений для детей-сирот не всегда обеспечивается проведение необходимой разъяснительной работы с воспитанниками, работниками учреждений, включая психологическую подготовку детей к переводу в другое учреждение для детей-сирот, в ряде случаев недостаточно эффективны меры по решению вопросов, связанных с дальнейшим жизнеустройством детей, а также трудоустройством работников учреждения.

Перечисленные обстоятельства приводят к созданию конфликтных, чрезвычайных ситуаций в учреждениях для детей-сирот, в том числе влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью детей.

По результатам анализа ситуации в рассматриваемой сфере, с учетом проведенных проверок, Департамент предлагает:

1. Руководителям органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, усилить контроль за соблюдением прав детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот, обратив особое внимание на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение здоровья и безопасности детей, в том числе:

1.1. Обеспечить, с учетом Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06), разработку (корректировку) программы реструктуризации и реформирования учреждений для детей-сирот в субъекте Российской Федерации, предусматривающей план конкретных мероприятий в отношении каждого учреждения для детей-сирот, включая регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий.

1.2. Принять дополнительные меры по:

созданию предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации условий для проживания, обучения, воспитания и реабилитации детей в учреждениях для детей-сирот;

обеспечению комплексной безопасности учреждений для детей-сирот, включая соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной и антитеррористической безопасности, в том числе в рамках организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году в соответствии с письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. N АФ-102/09/43-828-19/01/2050-8-23 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", Приказом Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. N 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году", Едиными требованиями к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года (письмо Минобрнауки России от 8 июня 2009 г. N АФ-253/03).

1.3. Принять дополнительные меры по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений для детей-сирот, в том числе:

1.3.1. Обеспечить контроль за комплектованием учреждений для детей-сирот квалифицированными кадрами руководящих, педагогических и других работников, обратив особое внимание на исключение, с учетом требований действующего законодательства, приема на работу в указанные учреждения лиц, совершивших действия, несовместимые с работой с детьми.

1.3.2. Организовать на системной основе проведение обучающих мероприятий для работников учреждений для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав воспитанников указанных учреждений, профилактике жестокого обращения с детьми, с использованием ресурсов учреждений системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, высших учебных заведений, а также лучшего опыта работы учреждений для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей.

1.4. Разработать и реализовать с привлечением представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комплекс мер, направленных на профилактику чрезвычайных ситуаций в учреждениях для детей-сирот, включая разработку совместных планов мероприятий, предусматривающих в том числе:

порядок взаимного информирования и реагирования в случаях чрезвычайных ситуаций в учреждениях для детей-сирот, в том числе в случаях самовольного ухода воспитанников, совершения ими правонарушений, антиобщественных действий;

проведение на постоянной основе проверок деятельности учреждений для детей-сирот по соблюдению прав воспитывающихся в них детей, а также проведение целевых профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушения прав детей;

проработку вопроса о закреплении за учреждениями для детей-сирот инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

1.5. Организовать проведение на постоянной основе мониторинга ситуации в области защиты прав и законных интересов детей в учреждениях для детей-сирот.

2. Руководителям учреждений для детей-сирот:

2.1. Обеспечить создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, а также разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение.

2.2. Обеспечить выявление и ведение учета воспитанников, склонных к совершению самовольных уходов, правонарушений, антиобщественных действий, проведение с ними индивидуальной профилактической работы.

2.3. Своевременно информировать органы внутренних дел:

о правонарушениях или антиобщественных действиях, совершенных воспитанниками либо совершенных иными лицами в отношении воспитанников на территории учреждений для детей-сирот;

о случаях самовольного ухода воспитанников из учреждений для детей-сирот.

2.4. Принять меры по:

комплектованию учреждений квалифицированными кадрами педагогических и других работников;

обеспечению прохождения работниками учреждения повышения квалификации по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав воспитанников учреждений, профилактике жестокого обращения с детьми;

организации психолого-педагогической поддержки работников учреждения, их консультирования по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей.

3. Руководителям органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, представить в срок до 10 декабря 2010 г. в Департамент информацию о принятых мерах.

 

Заместитель директора

Департамента воспитания

и социализации детей

С.В.ВИТЕЛИС

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018