Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 августа 2010 г. N 1-ГП-107-2010

 

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ

 

В соответствии с поручением Президента РФ Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров всех субъектов РФ проведена проверка исполнения законодательства в сфере доступности дошкольного образования и организации летнего отдыха детей.

Проверка показала, что гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях нарушается во всех субъектах РФ.

В 1992 году в стране насчитывалось свыше 76 тыс. дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время их количество составляет около 48 тысяч и не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в получении образовательных услуг данного вида.

В общей сложности в очереди на прием в дошкольные образовательные учреждения состоят более 1 млн. 700 тыс. детей (Московская область - свыше 100 тысяч, Свердловская - 75 тысяч, Краснодарский, Красноярский края, Иркутская область - более 60 тысяч в каждом, Самарская область - 57 тысяч и т.д.). Наполняемость дошкольных учреждений во многих случаях превышает предельно допустимые нормы. В Томской области фактическая наполняемость дошкольных учреждений превышает установленную на 25%, в г. Перми Пермского края, г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики наполняемость групп доходит до 150%.

Вскрыты факты нецелевого использования помещений школьных учреждений в условиях напряженной обстановки, связанной с обеспечением местами в таких учреждениях. Нарушения требований законодательства и прав детей при сдаче в аренду, передаче в безвозмездное пользование, ином распоряжении помещениями детских садов выявлены в республиках Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Пермском, Хабаровском краях, Архангельской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кировской, Курской, Московской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и других регионах.

Допускается несоблюдение требований Закона РФ "Об образовании", Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при ликвидации, реорганизации дошкольных учреждений, в том числе малокомплектных учреждений на селе (республики Бурятия, Мордовия, Пензенская, Ростовская, Ульяновская области и другие регионы). Зачастую указанные решения принимаются в отсутствие предварительной экспертной оценки их последствий, в ущерб интересам детей. В Пермском крае в судебном порядке удовлетворены требования прокурора Осинского района о признании незаконными решений органов местного самоуправления об объединении двух детских садов, один из которых - для детей с проявлениями туберкулезной инфекции - прекращал свою деятельность в качестве учреждения присмотра и оздоровления вопреки интересам его воспитанников.

Не налажено взаимодействие между органами исполнительной власти различных уровней по вопросу передачи в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность зданий бывших детских садов, находящихся в федеральной собственности и не используемых по целевому назначению, во многих случаях принятие соответствующих решений необоснованно затягивается.

С 2007 года не решен вопрос о передаче в муниципальную собственность Люберецкого района Московской области, на территории которого место в детском саду ожидают почти 4 тыс. детей, здания бывшего детского сада, являющегося федеральной собственностью и переданного в аренду коммерческим структурам. Здания, построенные для размещения дошкольных учреждений и не переданные для использования по целевому назначению в муниципальную собственность, выявлены также в Пермском, Хабаровском краях, Орловской, Смоленской областях, Москве и других регионах.

Органами государственной власти и местного самоуправления вопреки статьям 29, 31 Закона РФ "Об образовании" не во всех случаях принимаются эффективные меры, направленные на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере дошкольного образования, исполнение региональных программ развития образования, расширение сети дошкольных учреждений.

В Костромской области в подпрограмме развития дошкольного образования областной целевой программы развития образования на 2010 год предусмотрено выделение из средств областного бюджета почти 14 млн. рублей, в законе об областном бюджете на указанный период заложено 9 млн. рублей. В результате внесенных в бюджет г. Омска изменений расходы на дошкольное образование в 2009 году сокращены на 3,7 млн. рублей. В Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия, некоторых районах и городах Краснодарского края, Вологодской, Омской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа в 2008 - 2010 годах выделение бюджетных средств на строительство, реконструкцию дошкольных образовательных учреждений не предусматривалось.

Не всегда надлежащим образом организована работа по освоению бюджетных средств, выделенных на указанные выше цели, допускается их неэффективное использование. В п. Кировский Аргаяшского района Челябинской области средства областного и местного бюджетов в сумме 800 тыс. рублей, выделенные на открытие группы для дошкольников, израсходованы на приобретение оборудования и инвентаря, которые с 2008 года не используются. Подобные факты неединичны.

Сеть детских оздоровительных лагерей за два последних десятилетия также претерпела существенные изменения, сократившись в результате перепрофилирования и приватизации с 4 тысяч в 1992 году до 2,7 тысячи в 2010 году. В ряде регионов названные детские учреждения прекратили свою деятельность в связи с отказом хозяйствующих субъектов, имевших на балансе ведомственные оздоровительные лагеря, от непрофильной и нерентабельной деятельности, а также по причине отсутствия в муниципальных бюджетах средств, направляемых на нужды оздоровления детей. К примеру, за два последних года из-за ветхости и аварийности зданий ликвидировано 14 загородных оздоровительных лагерей в Кемеровской области. На территории Тульской области на протяжении 18 лет отмечается постоянная тенденция к сокращению численности таких учреждений, что в ряде случаев обусловлено отказом крупных промышленных предприятий от их содержания. В Московской области с 2005 года в связи с отсутствием в бюджете Талдомского района средств для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не работает оздоровительно-образовательный центр. В результате разрушения неэксплуатируемого имущественного комплекса к настоящему времени стоимость реконструкции объекта приблизилась к стоимости строительства нового детского лагеря.

Нарушения законодательства допускались на стадии включения указанных объектов в планы приватизации государственных предприятий, их дальнейшей продажи (Республика Бурятия, Удмуртская, Чувашская республики, Астраханская, Воронежская, Нижегородская, Ростовская, Свердловская области и др.). Так, в Каменском районе Свердловской области неправомерно были включены в перечень объектов, подлежащих приватизации, а также выставляемых на продажу, здания, расположенные на территории оздоровительного лагеря "Огонек".

Установлены факты ликвидации детских оздоровительных лагерей в нарушение пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" без предварительной экспертной оценки уполномоченного органа. К примеру, по заявлениям прокурора Ростовской области решениями Арбитражного суда области возвращены в муниципальную собственность три незаконно отчужденных детских оздоровительных лагеря.

Материально-техническое состояние действующих оздоровительных лагерей для детей во многих случаях не отвечает требованиям безопасности, не всегда обеспечивается антитеррористическая защищенность данных объектов, установлены факты отсутствия их охраны (Алтайский, Краснодарский края, Иркутская, Кировская, Оренбургская, Саратовская области, Санкт-Петербург и др.).

Повсеместно нарушаются требования противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В Республике Хакасия, Ивановской, Кемеровской, Костромской, Московской областях допускалось открытие детских оздоровительных лагерей без необходимых документов, подтверждающих их соответствие санитарным требованиям. Выявлены факты превышения допустимых норм по количеству отдыхающих в лагерях детей, их ненадлежащего медицинского обеспечения, допуска к работе лиц, не прошедших в установленном порядке медицинское обследование (Удмуртская Республика, Красноярский край, Кировская, Костромская, Магаданская, Омская области).

Во многих оздоровительных лагерях установлено отсутствие сертификатов, удостоверяющих качество и безопасность продуктов, используемых для питания детей, выявлено наличие продуктов с истекшими сроками годности, использование некачественной питьевой воды. Только в июне-июле 2010 года в оздоровительных лагерях республик Бурятия, Мордовия, Иркутской, Тульской областей получили пищевое отравление свыше 100 детей.

Не соблюдаются меры безопасности при организации перевозок детей к местам отдыха. Допускается использование не подготовленных для указанных целей транспортных средств, порой общественного транспорта и транспорта, не соответствующего техническим требованиям. Не во всех случаях автобусы с детьми сопровождаются сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками (Республика Хакасия, Ивановская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Тамбовская области).

Не соблюдаются правила охраны жизни детей при организации их купания. В большинстве детских оздоровительных лагерей пляжи не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о возможности их использования для купания, правила поведения в бассейнах и на водных территориях не доводятся до сведения воспитанников, за купающимися детьми не наблюдают медицинские работники (Республика Северная Осетия - Алания, Алтайский край, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Кировская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области и др.). Купание в неустановленных местах и с нарушениями правил за два летних месяца 2010 года привело к гибели 12 детей, отдыхавших в лагерях Республики Алтай, Удмуртской Республики, Краснодарского края, Саратовской, Тамбовской областей.

Территориальными органами Роспотребнадзора и Госпожнадзора надлежащий контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в детских оздоровительных лагерях не всегда осуществляется надлежащим образом, в ряде случаев положительные акты и заключения выдаются при наличии нарушений соответствующих норм и правил (Республика Башкортостан, Краснодарский, Хабаровский края, Калининградская, Курганская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области).

Нуждается в совершенствовании правовое регулирование деятельности по оказанию услуг в сфере отдыха и оздоровления детей. В целях установления единых критериев и стандартов осуществления данной деятельности, в том числе требований к правовому статусу объектов, ее осуществляющих, необходимо разработать примерное типовое положение о детском оздоровительном учреждении, регламентирующее его деятельность, стандарты оказания услуг по летнему отдыху и оздоровлению детей, обязательные критерии надлежащей профессиональной подготовки воспитателей, вожатых и спасателей, работающих с детьми, порядок организации выездных мероприятий с участием несовершеннолетних.

Прокурорами в целях устранения нарушений законодательства в сфере дошкольного образования и организации летнего отдыха и оздоровления детей внесено свыше 3,5 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены более 400 человек, опротестовано около 400 незаконных правовых актов, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 2 тыс. должностных лиц, возбуждено 12 уголовных дел, в суды общей юрисдикции и арбитражные суды предъявлено более 700 исков.

Сложившаяся ситуация требует принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного образования и организацию безопасного летнего отдыха детей.

Полагаем необходимым:

- Минэкономразвития России поручить провести мониторинг использования находящихся в федеральной собственности зданий, построенных и пригодных для размещения дошкольных образовательных учреждений, приняв исчерпывающие меры по их передаче в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность для использования по целевому назначению;

- на Минздравсоцразвития России возложить обязанность по координации работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей;

- Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России поручить разработать нормативные правовые акты, регламентирующие организацию летнего отдыха детей, деятельность детских оздоровительных учреждений;

- в санитарно-гигиенических правилах для загородных и пришкольных лагерей установить норматив по количеству и квалификации медицинских работников, обслуживающих воспитанников, регламентировать порядок учета и служебного расследования фактов травматизма воспитанников;

- рекомендовать высшим должностным лицам субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления принять меры, направленные на:

мониторинг использования находящихся на территории региона зданий, построенных и пригодных для размещения дошкольных образовательных учреждений;

усиление контроля за обеспечением прав детей на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, разработкой и реализацией региональных программ развития образования; устранение недостатков, имевших место при организации летнего отдыха и оздоровления детей;

повышение ответственности должностных лиц за нецелевое использование зданий дошкольных образовательных учреждений, случаи неправомерной ликвидации и реорганизации указанных учреждений, иное нарушение прав детей в сфере дошкольного образования, а также функционирование детских оздоровительных учреждений, не соответствующих требованиям безопасности.

 

Генеральный прокурор

Российской Федерации

Ю.ЧАЙКА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024